Развитие творческих способностей: психогенетика креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И, несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности в условиях творческой самореализации.

Содержание

Введение..........................................................................................................................................3
1 Теоретические подходы к диагностике воспитательной работы в классе как функции классного руководителя..................................................................................................................5
Функции классного руководителя ..........................................................................................5
Диагностика в работе классного руководителя .....................................................................8
Планирование диагностики воспитательной работы классного руководителя ...............11
Содержание и методы изучения школьников......................................................................17
2 Программа и план классного руководителя...............................................................................20
2.1 Программа классного руководителя.....................................................................................20
2.2 План классного руководителя................................................................................................23
3 Экспериментальная работа по педагогической работе в системе работы классного руководителя. Выявление качества воспитанности учеников..................................................28
3.1 Методика и ход исследования................................................................................................28
3.2 Анализ результатов исследования..........................................................................................29
Заключение......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ-развитие творчеких способностей-психогенетика креативности.docx

— 80.53 Кб (Скачать)

    Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько  быстро и легко человек осваивает  конкретную деятельность[11].

    Деятельность  осуществляется сознательно (осознаются мотивы, средства и цели), результат  ее – продукт деятельности. Субъект  деятельности стремится достичь  соответствия результата цели. Деятельность как форма активности осуществляется, как и все формы адаптивного  поведения, по принципу «отрицательной обратной связи»: достижение цели исчерпывает  цикл деятельности. Поэтому психическим  механизмом осуществления деятельности является механизм психической функциональной системы деятельности[14].

    В соответствии с этой точкой зрения и способности рассматриваются  как системное свойство психической  функциональной системы, определяющее ее продуктивность, имеющее индивидуальную меру выраженности[13]. Иначе, способность – это свойство психической функциональной системы обеспечивать достижение некоторой цели деятельности.

    При оценке меры выраженности способностей целесообразно использовать те же параметры, что и при характеристике любой  деятельности: производительность, качество и надежность 9в плане рассматриваемой  психической функции). Б. М. Теплов выделил  следующие три основные признака понятия «способность»:

    «Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающее одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых  все люди равны.

    Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие которые имеют отношение  к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

    В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или  умениям, которые уже выработаны у данного человека»[15].

    Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями  такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое  и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем и  развиваем у себя соответствующие  способности.

    Существует  очень много способностей. В науке  известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций  различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в  основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

    Под природными способностями понимают те, которые являются общими для  человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями  являются память, восприятие, способность  к элементарной коммуникации. В процессе развития человека данные биологические  способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

    Эти специфические способности принято  разделять на общие и специальные  высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделятся  на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.[10].

    Под общими способностями понимается такая  система индивидуально-волевых свойств  личности, которая обеспечивает относительную  легкость и продуктивность в овладении  знаниями и осуществлении различных  видов деятельности. Общие способности  есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего  развития личности.

    Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких  результатов в какой-либо специальной  области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической  и т. п.

    Элементарные  общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, - это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и  осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее  действие, выполняемое с различным  успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое - и даже может стать  соответствующим навыком.

    Специальные элементарные способности - это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

    Глазомер - это способность с различной  точностью воспринимать, оценивать  и сравнивать величины зрительно  воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного  восприятия.

    Музыкальный слух - это определенное качество слухового  восприятия, проявляющееся в способности  к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух - это один из компонентов  музыкальных способностей. Специальные  элементарные способности развиваются  на основе задатков в процессе обучения.

    Общие сложные способности - это способности  к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с  другом. Они присущи в той или  иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру  свойств личности.

    Специальные сложные способности присущи  уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти  способности обычно называют профессиональными[16].

      Следует отметить, что способности  не только совместно определяют  успешность деятельности, но и  взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.  В зависимости от наличия и  степени развития способностей, входящих в комплекс способностей  конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

    В психологии чаще всего встречается  следующая классификация уровней  развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

    Одаренностью  называется своеобразное сочетание  способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного  выполнения какой-либо деятельности.

    В этом определении следует подчеркнуть  то, что от одаренности зависит  не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного  выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания  способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную  математическую одаренность не имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять  функции самого заурядного специалиста  в этой области. При этом следует иметь в виду, что степень выраженности одаренности не имеет четко выраженных границ; поэтому одаренным может считаться и тот, у кого есть (условно) две выраженные способности из трех, входящих в структуру одаренности, и тот, у кого есть все три способности. Кроме того, и значимость каждой способности в структуре одаренности может быть разной. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

    Следующий уровень развития способностей человека – талант. Слово «талант» встречается  в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб  получил от господина на время  его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того, чтобы пустить  в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время  под талантом понимают высокий уровень  развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.). Так  же как и способности, талант проявляется  и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью  подхода.

    Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.

    Следует отметить, что талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может  быть названа талантом. Например, среди  выдающихся талантов можно найти  много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это  связано с тем, что в творческой деятельности человека – память –  это лишь один из факторов, от которых  зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

    Высший  уровень развития способностей называют гениальностью[10]. Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень творческой одаренности (таланта). Попытки понять сущность гения предпринимались неоднократно, но до сих пор эта сущность так до конца и не раскрыта. Причина состоит в том, что невозможно установить абсолютной границы между гением и талантом. Эта граница субъективна. Несмотря на это, выделялись особенности гениев, и первой из них называлась оригинальность. А. Крыжановский, академик: «Гений – это человек, который знает о своем выдающемся таланте и все же продолжает работать»[7]. 
 

    1. Задатки в  структуре способностей
 
 

    Всякие  способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность  поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое  составляют задатки. Под задатками  понимаются анатомо-физиологические  особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. А задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга – его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстрое образование временных связей и др., т.е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом – врожденными особенностями нервной системы. К числу таких свойств относятся:

  1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;
  2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;
  3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;
  4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

    В настоящее время в дифференциальной психологии чаще всего используется 12-мерная классификация свойств  нервной системы человека, предложенная В. Д. Небылицыным. В нее входят 8 первичных  свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к  возбуждению и торможению) и 4 вторичных  свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Доказано, что данные свойства могут относится как ко всей нервной  системе (ее общие свойства), так  и к отдельным анализаторам (парциальные свойства)[6].

    Следует отметить, что эти врожденные анатомо-физиологические  особенности  строения мозга, органов  чувств и движения, или врожденные задатки, и определяют природную  основу индивидуальных различий между  людьми. По мнению И. П. Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип ВНД  и особенности соотношения сигнальных систем. Исходя из данных критериев, можно выделить 3 типологических группы людей: художественный тип (преобладает первая сигнальная система), мыслительный тип (вторая сигнальная система) и средний тип (равное представительство сигнальных систем).

    Выделенные  Павловым типологические группы предполагают у представителей той или иной группы присутствие различный врожденных задатков. Следует подчеркнуть, что  наличие определенных задатков у  человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности.

    Таким образом, развитие задатков – это  социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Информация о работе Развитие творческих способностей: психогенетика креативности