Развитие творческих способностей: психогенетика креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И, несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности в условиях творческой самореализации.

Содержание

Введение..........................................................................................................................................3
1 Теоретические подходы к диагностике воспитательной работы в классе как функции классного руководителя..................................................................................................................5
Функции классного руководителя ..........................................................................................5
Диагностика в работе классного руководителя .....................................................................8
Планирование диагностики воспитательной работы классного руководителя ...............11
Содержание и методы изучения школьников......................................................................17
2 Программа и план классного руководителя...............................................................................20
2.1 Программа классного руководителя.....................................................................................20
2.2 План классного руководителя................................................................................................23
3 Экспериментальная работа по педагогической работе в системе работы классного руководителя. Выявление качества воспитанности учеников..................................................28
3.1 Методика и ход исследования................................................................................................28
3.2 Анализ результатов исследования..........................................................................................29
Заключение......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ-развитие творчеких способностей-психогенетика креативности.docx

— 80.53 Кб (Скачать)
 
 

    Министерство  образования Республики Беларусь

    Учреждение  образования

    «Минский  государственный высший радиотехнический колледж»

________________________________________________________________________________

                                                                                                                      Кафедра гуманитарных

    и психолого-педагогических

                                                                                                                      дисциплин 
 
 
 

    Развитие  творческих способностей: психогенетика  креативности 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  курсу: «Психология» 
 
 
 
 
 

                                                                                                                              Исполнитель:

                                                                                                                                                     Каралевич А. В., студентка

                                                                                                                                         3 курса группы 7383

                                                                                                                       отделения

                                                                                                                                          «Программирование» 
 

                                                                                                                                              Научный руководитель:

                                                                                                                          Толкач Н. М. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

    2010 
 

    Содержание

       Введение..........................................................................................................................................3

1 Теоретические подходы к диагностике воспитательной работы в классе как функции классного руководителя..................................................................................................................5

    1. Функции классного руководителя ..........................................................................................5
    2. Диагностика в работе классного руководителя .....................................................................8
    3. Планирование диагностики воспитательной работы классного руководителя ...............11
    4. Содержание и методы изучения школьников......................................................................17

2 Программа и план классного руководителя...............................................................................20

   2.1 Программа классного руководителя.....................................................................................20

   2.2 План классного руководителя................................................................................................23

3 Экспериментальная  работа по педагогической работе  в системе работы классного  руководителя. Выявление качества  воспитанности учеников..................................................28

 3.1 Методика  и ход исследования................................................................................................28

 3.2 Анализ  результатов исследования..........................................................................................29

  Заключение......................................................................................................................................31

  Список использованных  источников...........................................................................................33 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Движущая  сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей  является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических  основ творчества. И, несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его  концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической  и педагогической мысли. Не разработаны  вопросы об источниках и детерминантах  творчества, взаимосвязи личности и  творчества, нет единого представления  о понятии творческого потенциала личности в условиях творческой самореализации.

    Существует  мнение, что творческими способностями  обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

    Человек сам может в себе воспитать, а  скорее разбудить, способность к  творчеству. Это не значит, что можно  себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть  на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может  каждый человек. Творческие способности - это в первую очередь способность  человека находить особый взгляд на привычные  и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят  от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть  на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

    Творческая  личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в  области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

    В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь  оригинально мыслящий человек, способный  на нестандартные решения.

    Творчество - деятельность, порождающая нечто  качественно новое, никогда раньше не бывшее. Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

    Можно ли научить творчеству? Какие условия  необходимы для раскрытия творческого  потенциала личности? Какие знания и навыки нужны человеку, чтобы  он достиг вершин мастерства в своей  профессии и сформировался в  достойного Мастера своего дела? Эти  вопросы волнуют человеческую цивилизацию  на всем протяжении ее существования.

    Творчество  как дух свободы человека; свобода  как творчество духа человека; дух  как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства)— уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных  условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой  же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к  трудовым операциям или логическому  выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей  личности. Именно этот факт придаёт  продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

    Творческие  способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

    Объектом  исследования данной курсовой работы является психологический процесс, а именно развитие творческих способностей на разных возрастных этапах, а также  формирование креативности. Предметом  исследования являются сущность и факторы  развития творческого мышления. Цель данного исследования – выявление  особенностей развития творческих способностей и креативности. В ходе работы поставлены следующие задачи:

  1. Определение особенностей развития творческих способностей на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы
  2. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы
  3. Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

    Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. 

    Вторая  глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В  ней рассматриваются условия, необходимые  для успешного развития творческих способностей, креативности. Проводится анализ личностных особенностей творческой личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические аспекты изучения  способностей в психологии 
 

    1. Феноменология способностей: критерии, виды, уровни
 
 

    Слово «способность» имеет очень широкое  применение в самых различных  областях практики. Обычно под способностями  понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно.[10] Существуют различные подходы к рассматриваемому понятию – общепсихологический и дифференциально-психологический. При первом подходе способностями признаются любые проявления возможностей человек (исходная посылка: человек способен, может осуществлять какую-либо деятельность). В центре проблемы оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения. Получается, то все люди способные, все всё могут.

    В книге В. Н. Дружинина «Психология  общих способностей» (1999) этот традиционный подход нашел свое продолжение, так  как под общими способностями  понимается интеллект, обучаемость, креативность. Дело сводится не к тому, какого уровня может достигнуть человек в том  или ином виде деятельности, а к  тому, сколько он прольет пота, чтобы  достичь одинакового со способными людьми результата. Отсюда и предлагается формула способностей:

    Способность = или .

    С. Л. Рубинштейн определял способности  следующим образом: «Это закрепленная в индивиде система обобщенных психических  деятельностей» (1959, с. 125). Из этого определения трудно понять, что такое конкретно «система обобщенных психических деятельностей» и как деятельность можно закрепить в индивиде. Отсюда каждый читающий может трактовать это определение, как ему нравится. Например, К. К. Платонов (1972) решил, что это «психические процессы, ставшие на основе их обобщения свойствами личности» (с. 99-100).

    При общепсихологическом подходе утрачивается специфика понятия «способности», оно становится необязательным (вместо него вполне модно говорить о возможности, качестве, даже умении), а сама проблема «размывается», заменяется психолого-педагогическим аспектом обучения и развития человека.

    При втором – дифференциально-психологическом  подходе, наоборот, подчеркиваются различия между людьми в их способностях. В связи с этим рассмотрение способностей как специфического психологического (вернее даже психофизиологического) феномена целесообразно осуществлять с позиций  дифференциальной психологии и психофизиологии[7].

    Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально  варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный  результат деятельности. Способных  людей от неспособных отличает более  быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и все развитие личности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, знаниях и умениях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу[11]. Недостаточность знаний, умений и навыков еще не свидетельствуют о том, что способности отсутствуют. В свою очередь, приобретаемые знания, умения и навыки содействуют развитию и совершенствованию способностей, а отсутствие их задерживает развитие способностей[6]. В психологии стало аксиомой, что по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как внутренний резерв, некоторая возможность. Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Информация о работе Развитие творческих способностей: психогенетика креативности