Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И, несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности в условиях творческой самореализации.
Введение..........................................................................................................................................3
1 Теоретические подходы к диагностике воспитательной работы в классе как функции классного руководителя..................................................................................................................5
Функции классного руководителя ..........................................................................................5
Диагностика в работе классного руководителя .....................................................................8
Планирование диагностики воспитательной работы классного руководителя ...............11
Содержание и методы изучения школьников......................................................................17
2 Программа и план классного руководителя...............................................................................20
2.1 Программа классного руководителя.....................................................................................20
2.2 План классного руководителя................................................................................................23
3 Экспериментальная работа по педагогической работе в системе работы классного руководителя. Выявление качества воспитанности учеников..................................................28
3.1 Методика и ход исследования................................................................................................28
3.2 Анализ результатов исследования..........................................................................................29
Заключение......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Минский государственный высший радиотехнический колледж»
______________________________
и психолого-педагогических
Развитие
творческих способностей: психогенетика
креативности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
курсу: «Психология»
2010
Содержание
Введение......................
1 Теоретические
подходы к диагностике воспитательной
работы в классе как функции классного
руководителя..................
2 Программа и план
классного руководителя..................
2.1 Программа
классного руководителя..................
2.2 План классного
руководителя..................
3 Экспериментальная
работа по педагогической
3.1 Методика
и ход исследования............
3.2 Анализ
результатов исследования......
Заключение....................
Список использованных
источников....................
Введение
Движущая
сила человечества – это творческие
личности. Выявление таких личностей
является насущной задачей психологии,
как и разработка теоретических
основ творчества. И, несмотря на то
что проведено огромное количество
исследований в области психологии
творчества, нет целостной его
концепции, отвечающей запросам философской,
искусствоведческой, психологической
и педагогической мысли. Не разработаны
вопросы об источниках и детерминантах
творчества, взаимосвязи личности и
творчества, нет единого представления
о понятии творческого
Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.
Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.
В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Творчество
- деятельность, порождающая нечто
качественно новое, никогда раньше
не бывшее. Творчество как деятельность
характеризуется
Можно ли научить творчеству? Какие условия необходимы для раскрытия творческого потенциала личности? Какие знания и навыки нужны человеку, чтобы он достиг вершин мастерства в своей профессии и сформировался в достойного Мастера своего дела? Эти вопросы волнуют человеческую цивилизацию на всем протяжении ее существования.
Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства)— уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Объектом исследования данной курсовой работы является психологический процесс, а именно развитие творческих способностей на разных возрастных этапах, а также формирование креативности. Предметом исследования являются сущность и факторы развития творческого мышления. Цель данного исследования – выявление особенностей развития творческих способностей и креативности. В ходе работы поставлены следующие задачи:
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей.
Вторая
глава посвящена проблемам
1.
Теоретические аспекты
Слово
«способность» имеет очень
В книге В. Н. Дружинина «Психология общих способностей» (1999) этот традиционный подход нашел свое продолжение, так как под общими способностями понимается интеллект, обучаемость, креативность. Дело сводится не к тому, какого уровня может достигнуть человек в том или ином виде деятельности, а к тому, сколько он прольет пота, чтобы достичь одинакового со способными людьми результата. Отсюда и предлагается формула способностей:
Способность = или .
С. Л. Рубинштейн определял способности следующим образом: «Это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей» (1959, с. 125). Из этого определения трудно понять, что такое конкретно «система обобщенных психических деятельностей» и как деятельность можно закрепить в индивиде. Отсюда каждый читающий может трактовать это определение, как ему нравится. Например, К. К. Платонов (1972) решил, что это «психические процессы, ставшие на основе их обобщения свойствами личности» (с. 99-100).
При
общепсихологическом подходе
При
втором – дифференциально-
Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и все развитие личности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, знаниях и умениях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу[11]. Недостаточность знаний, умений и навыков еще не свидетельствуют о том, что способности отсутствуют. В свою очередь, приобретаемые знания, умения и навыки содействуют развитию и совершенствованию способностей, а отсутствие их задерживает развитие способностей[6]. В психологии стало аксиомой, что по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как внутренний резерв, некоторая возможность. Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Информация о работе Развитие творческих способностей: психогенетика креативности