Развитие творческих способностей: психогенетика креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И, несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности в условиях творческой самореализации.

Содержание

Введение..........................................................................................................................................3
1 Теоретические подходы к диагностике воспитательной работы в классе как функции классного руководителя..................................................................................................................5
Функции классного руководителя ..........................................................................................5
Диагностика в работе классного руководителя .....................................................................8
Планирование диагностики воспитательной работы классного руководителя ...............11
Содержание и методы изучения школьников......................................................................17
2 Программа и план классного руководителя...............................................................................20
2.1 Программа классного руководителя.....................................................................................20
2.2 План классного руководителя................................................................................................23
3 Экспериментальная работа по педагогической работе в системе работы классного руководителя. Выявление качества воспитанности учеников..................................................28
3.1 Методика и ход исследования................................................................................................28
3.2 Анализ результатов исследования..........................................................................................29
Заключение......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ-развитие творчеких способностей-психогенетика креативности.docx

— 80.53 Кб (Скачать)

    Ряд исследователей отмечает роль также  и конвергентного мышления в креативном процессе. Дж. Монета отмечает, что в  модели креативности компетентность и  конвергентное мышление играют фундаментальную  роль.

    Точка зрения на роль компетентности, знаний в креативности состоит в том, что как слишком низкая, так  и слишком высокая компетентность в проблеме мешает креативному процессу. Высокая компетентность не позволяет  вырваться за рамки существующих стереотипов, поэтому кривая зависимости  выглядит как U-инвертированная кривая.

    Описывая  способность к творчеству, многие психологи подчеркивают ее связь  с такими качествами, как стремление к порядку (Баррон) и потребность  в достижении (Макклелланд, Аткинсон). К сожалению, эта область исследования креативности не отличается большим  количеством экспериментальных  работ. Исследования, в которых одновременно изучаются когнитивные и личностные аспекты креативности, можно пересчитать  по пальцам. Напротив, типичной является ситуация, когда когнитивные исследования креативности игнорируют или недооценивают  роль личности творящего, а личностные подходы не уделяют достаточно внимания умственным представлениям и процессам, лежащим в основе креативности [2].

    Таким образом, креативность имеет очень  много определений. Одно из них это  творческие способности, которые могут  проявляться в мышлении, чувствах и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.

    Креативность  указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Причем сходство в мышлении прослеживается, прежде всего, именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации. 
 

    2.2 Сущность и факторы творческого  мышления 
 

    Что же такое творческое мышление? Одним  из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем  четырех особенностей:

    1. Оригинальность, нетривиальность, необычность  высказываемых идей, ярко выраженное  стремление к интеллектуальной  новизне. Творческий человек почти  всегда и везде стремится найти  свое собственное, отличное от  других решение.

    2. Семантическая гибкость, т.е. способность  видеть объект под новым углом  зрения, обнаруживать его новое  использование, расширять функциональное  применение на практике.

    3. Образная адаптивная гибкость, т.е.  способность изменить восприятие  объекта таким образом, чтобы  видеть его новые скрытые от  наблюдения стороны.

    4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продублировать  разнообразные идеи в неопределенной  ситуации, в частности такой, которая  не содержит ориентиров для  этих идей.

    Впоследствии  предпринимались и другие попытки  дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. В ходе исследований творческого  мышления были выявлены условия, которые  способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Вот эти условия в обобщенном виде:

    1. Если в прошлом определенный  способ решения человеком некоторых  задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает  его и в дальнейшем придерживаться  данного способа решения. При  встрече с новой задачей человек  стремится применить его в  первую очередь.

    2. Чем больше усилий было потрачено  на то, чтобы найти и применить  на практике новый способ решения  задачи, тем вероятнее обращение  к нему в будущем. Психологические  затраты на обнаружение некоторого  нового способа решения пропорциональны  стремлению использовать его  как можно чаще на практике [4].

    У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские»  черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Что  же мешает человеку быть творческой личностью  и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или также что-то другое, не имеющее прямого отношения  к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они считают, что  серьезным препятствием пути к творческому  мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и в частности:

    1. Склонность к конформизму, выражающаяся  в доминирующем над творчеством  стремлении быть похожим на  других людей, не отличаться  от них в своих суждениях  и поступках.

    2. Боязнь оказаться «белой вороной»  среди людей, показаться глупым  или смешным в своих суждениях.

    3. Боязнь показаться слишком экстравагантным,  даже агрессивным в своем неприятии  и критике мнений других людей.

    4. Боязнь возмездия со стороны  другого человека, чью позицию  мы критикуем. Подвергая критике  человека, мы обычно вызываем  с его стороны ответную реакцию.  Опасение такой реакции нередко  выступает в качестве препятствия  на пути к развитию собственного  творческого мышления.

    5. Завышенная оценка значимости  своих собственных идей иногда  то, что мы сами придумали или  создали, нравится нам больше  чем мысли, высказываемые другими  людьми, причем настолько, что  у нас возникает желание свое  никому не показывать, ни с  кем им не делиться и оставить  при себе.

    6. Высокоразвитая тревожность. Человек,  обладающий этим качеством, обычно  страдает повышенной неуверенностью  в себе, проявляет боязнь открыто  высказывать свои идеи.

    7. Есть два конкурирующих между  собой способа мышления: критический  и творческий. Критическое мышление  направлено на выявление недостатков  в суждениях других людей. Творческое  мышление связано с открытием  принципиально нового знания, с  генерацией собственных оригинальных  идей, а не с оцениванием чужих  мыслей. Человек, у которого критическая  тенденция слишком выражена, уделяет  основное внимание критике, хотя  сам бы мог творить, и неплохо.  Напротив, тот человек, у которого  конструктивное творческое мышление  доминирует над критическим, часто  оказывается неспособным видеть  недостатки в собственных суждениях  и оценках [8].

    Выход из этого положения в том, чтобы  у ребенка с самого детства  развивать как критическое, так  и творческое мышление. Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного  периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму  задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после  долгих неудач они будут справляться  плохо. Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими  людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них  оказалось сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера. С  понятием творчества неразрывно связано  понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных  задач. В первые годы жизни интеллектуальное развитие детей идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7-8 лет, постепенно замедляется [8].

    Творческое  мышление не обязательно связано  только с одним из видов мышления, например, словесно-логическим; оно  вполне может быть и практическим, и образным. Р. Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета - значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в  выделении ранее абстрагированных черт. Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах. По этому  поводу Р. Арнхейм пишет, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют  друг друга. «Они превращают человеческое познание в единый процесс, который  ведет неразрывно от элементарного  приобретения сенсорной «формации  к самым обобщенным теоретическим  идеям» [1].

    У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько  стадий развития. Эти стадии протекают  последовательно: прежде чем быть готовым  к следующей стадии, ребенок обязательно  должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как  минимум три стадии развития творческого  мышления: наглядно-действенное, причинное  и эвристическое.

    Творческое  мышление предполагает обобщенное, опосредованное отражение действительности, соединенное  с исследовательским подходом к  ним. Творческое мышление характеризуется  рядом признаков:

  1. связью всех видов мышления: теоретического и практического, наглядно-образного, словесно-логического, конкретного и абстрактного;
  2. нестандартным, оригинальным мышлением, которое непосредственно связано с индивидуальностью данного человека, в том числе его способностями, одаренностью;
  3. самостоятельностью ума, наличием собственной точки зрения по любому вопросу, сопротивляемостью к стандартным решениям;
  4. самокритичностью ума, т. е. способностью воспринимать мнение других, отказываться от прежних позиций при наличии новых факторов и аргументов;
  5. протеканием особых творческих  факторов мышления: озарения, вдохновения, генерирования идей, моделирования самого процесса поиска и т.д.
 
 

     2.3 Анализ личностных особенностей творческой личности 
 

      Главное отличие творческой личности  представители глубинной психологии  и психоанализа (здесь их позиции  сходятся) видят в специфической   мотивации. Отличие заключается  только в  том,  какая   мотивация  лежит  в  основе  творческого поведения. З. Фрейд   считал  творческую  активность  результатом сублимации полового  влечения на другую сферу деятельности:  в  творческом продукте опредмечивается  в социальноприемлемой форме  сексуальная фантазия.

      А.   Адлер   считал   творчество   способом   компенсации    комплекса неполноценности. Наибольшее  внимание  феномену  творчества  уделил  К.  Юнг, видевший в  нем  проявление  коллективного   бессознательного.  Р.  Ассаджиоли  считал творчество процессом  восхождения личности к «идеальному  Я»,  способом ее самораскрытия.  Психологи гуманистического направления  (Г.  Олпорт  и  А. Маслоу)  считали,  что  первоначальный  источник  творчества   –   мотивация личностного   роста,    не    подчиняющаяся    гомеостатическому    принципу  удовольствия; по Маслоу –   это  потребность  в  самоактуализации,  полной  и свободной реализации  своих способностей и жизненных  возможностей.

          Однако большинство авторов все  же убежденны в том, что наличие   всякой мотивации и личностной  увлеченности является  главным   признаком  творческой личности. К этому часто приплюсовывают  такие особенности, как  независимость  и убежденность. Независимость, ориентация  на личностные ценности,  а   не  на внешние  оценки,  пожалуй,  может  считаться  главным   личностным  качеством креатива.

          Творческим людям присуще следующие  личностные черты:

  1. независимость  –  личностные  стандарты  важнее  стандартов  группы, неконформность оценок и суждений;
  2. открытость ума  –  готовность  поверить  своим  и  чужим  фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
  3. высокая толерантность к неопределенным  и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

          Часто в этом ряду  упоминают   особенности  «Я»  -  концепций,  которая характеризуется уверенностью  в  своих  способностях  и   силой  характера,  и смешанные  черты женственности и мужественность  в поведении.

          Хотя гуманистические  психологи   и  утверждают,  что  творческие  люди характеризуются    эмоциональной    и    социальной    зрелостью,    высокой адаптивностью,  уравновешенностью,  оптимизмом  и   т.п.,   но   большинство экспериментальных  результатов противоречат этому.

          Согласно приведенной выше модели  творческого процесса, креативы  должны быть  склонны  к   психофизиологическому   истощению   в   ходе   творческой активности,   так   как   творческая   мотивация   работает   по   механизму положительной  обратной  связи,  а  рациональный   контроль   эмоционального состояния  при  творческом  процессе  ослаблен.  Следовательно,  единственный  ограничитель творчества – истощение  психофизиологических ресурсов  (ресурсов бессознательного),  что   неизбежно   приводит   к   крайним   эмоциональным состояниям.

Информация о работе Развитие творческих способностей: психогенетика креативности