Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И, несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности в условиях творческой самореализации.
Введение..........................................................................................................................................3
1 Теоретические подходы к диагностике воспитательной работы в классе как функции классного руководителя..................................................................................................................5
Функции классного руководителя ..........................................................................................5
Диагностика в работе классного руководителя .....................................................................8
Планирование диагностики воспитательной работы классного руководителя ...............11
Содержание и методы изучения школьников......................................................................17
2 Программа и план классного руководителя...............................................................................20
2.1 Программа классного руководителя.....................................................................................20
2.2 План классного руководителя................................................................................................23
3 Экспериментальная работа по педагогической работе в системе работы классного руководителя. Выявление качества воспитанности учеников..................................................28
3.1 Методика и ход исследования................................................................................................28
3.2 Анализ результатов исследования..........................................................................................29
Заключение......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................
Ряд исследователей отмечает роль также и конвергентного мышления в креативном процессе. Дж. Монета отмечает, что в модели креативности компетентность и конвергентное мышление играют фундаментальную роль.
Точка
зрения на роль компетентности, знаний
в креативности состоит в том,
что как слишком низкая, так
и слишком высокая
Описывая
способность к творчеству, многие
психологи подчеркивают ее связь
с такими качествами, как стремление
к порядку (Баррон) и потребность
в достижении (Макклелланд, Аткинсон).
К сожалению, эта область исследования
креативности не отличается большим
количеством экспериментальных
работ. Исследования, в которых одновременно
изучаются когнитивные и
Таким образом, креативность имеет очень много определений. Одно из них это творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.
Креативность
указывает на определенное сходство
в мышлении людей с высокими показателями
креативности и людей с шизофреническими
и аффективными расстройствами. Причем
сходство в мышлении прослеживается,
прежде всего, именно по линии оригинальности:
новые идеи могут быть необычными,
отклоняться от культурных норм, шокировать,
образовывать удивительные комбинации.
2.2
Сущность и факторы
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
1.
Оригинальность, нетривиальность, необычность
высказываемых идей, ярко выраженное
стремление к интеллектуальной
новизне. Творческий человек
2.
Семантическая гибкость, т.е. способность
видеть объект под новым углом
зрения, обнаруживать его новое
использование, расширять
3.
Образная адаптивная гибкость, т.е.
способность изменить
4.
Семантическая спонтанная
Впоследствии
предпринимались и другие попытки
дать определение творческому
1.
Если в прошлом определенный
способ решения человеком
2.
Чем больше усилий было
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и в частности:
1.
Склонность к конформизму,
2.
Боязнь оказаться «белой
3.
Боязнь показаться слишком
4.
Боязнь возмездия со стороны
другого человека, чью позицию
мы критикуем. Подвергая
5.
Завышенная оценка значимости
своих собственных идей иногда
то, что мы сами придумали или
создали, нравится нам больше
чем мысли, высказываемые
6.
Высокоразвитая тревожность.
7.
Есть два конкурирующих между
собой способа мышления: критический
и творческий. Критическое мышление
направлено на выявление
Выход
из этого положения в том, чтобы
у ребенка с самого детства
развивать как критическое, так
и творческое мышление. Интеллектуальные
способности человека, как оказалось,
сильно страдают от частых неудач. Если
людям в течение достаточно длительного
периода времени предложить решать
только трудные, неподвластные их уму
задачи, а затем дать более легкие,
то и с этими последними после
долгих неудач они будут справляться
плохо. Не все взрослые творческие люди
обязательно хорошо успевали в школе.
При сравнении их с менее творческими
людьми обнаруживается немало примечательных
различий. Самым интересным из них
оказалось сочетание у
Творческое
мышление не обязательно связано
только с одним из видов мышления,
например, словесно-логическим; оно
вполне может быть и практическим,
и образным. Р. Арнхейм отмечает,
что видеть свойства какого-либо предмета
- значит воспринимать его как пример
воплощения определенного общего понятия,
что всякое восприятие состоит в
выделении ранее
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Творческое мышление предполагает обобщенное, опосредованное отражение действительности, соединенное с исследовательским подходом к ним. Творческое мышление характеризуется рядом признаков:
2.3 Анализ личностных особенностей творческой
личности
Главное отличие творческой
А. Адлер считал творчество
способом компенсации
комплекса неполноценности.
Однако большинство авторов
Творческим людям присуще
Часто в этом ряду упоминают
особенности «Я» - концепций,
которая характеризуется
Хотя гуманистические
Согласно приведенной выше
Информация о работе Развитие творческих способностей: психогенетика креативности