Развитие творческих способностей: психогенетика креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И, несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности в условиях творческой самореализации.

Содержание

Введение..........................................................................................................................................3
1 Теоретические подходы к диагностике воспитательной работы в классе как функции классного руководителя..................................................................................................................5
Функции классного руководителя ..........................................................................................5
Диагностика в работе классного руководителя .....................................................................8
Планирование диагностики воспитательной работы классного руководителя ...............11
Содержание и методы изучения школьников......................................................................17
2 Программа и план классного руководителя...............................................................................20
2.1 Программа классного руководителя.....................................................................................20
2.2 План классного руководителя................................................................................................23
3 Экспериментальная работа по педагогической работе в системе работы классного руководителя. Выявление качества воспитанности учеников..................................................28
3.1 Методика и ход исследования................................................................................................28
3.2 Анализ результатов исследования..........................................................................................29
Заключение......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ-развитие творчеких способностей-психогенетика креативности.docx

— 80.53 Кб (Скачать)

    Вторая  фаза у ряда субъектов заканчивается  отвержением подражания и переходом  к оригинальному творчеству. Если же этого не происходит, то человек  навсегда задерживается в своем  развитии на фазе подражания. Зрелая, культурная креативность требует уже активного  преодоления стереотипов. Эта креативность – сложное психологическое образование, в котором характеристики когнитивной  деятельности и познавательная потребность  сплавляются с некоторыми личностными  характеристиками. В результате на основе культурной креативности, носящей  менее массовый характер, возникает  творческая личность.

    Способность к творчеству, как отмечает А. Э. Симановский (1996), складывается в онтогенезе постепенно, проходя ряд естественных стадий развития, зависимых друг от друга. Он выделяет три стадии развития творческого  мышления в детском возрасте: наглядно-действенную, причинную и эвристическую. Раньше других (в 5 лет) появляются способности, связанные с творчеством на основе зрительных представлений, в 6 лет –  со словообразованием, в 9-10 лет –  со способностью к аналогиям, в 10-11 лет  – со способностью к образованию  фраз. К 12-14 годам формируется эвристическое  мышление.

    Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) полагают, что процесс творческого становления (креативности) включает несколько этапов[7].

    Первый  этап – пробуждение, накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального  опыта как основы творчества. Важными  моментами этого периода являются информационно богатое пространство и импульс побуждения, источники, мотивирующие творческую деятельность.

    Второй  этап – подражание, имитация, освоение эталонов креативного поведения, технологий, средств, способов творческой деятельности. Главное на этом этапе – освоение технологического опыта.

    Третий  этап – импликация (связи), перенос, применение освоенных приемов в  новых личностно-значимых условиях, экспериментирование, поиск новых  связей и отношений, источник становления Я-концепции в плане собственных возможностей, импульс к развитию к развитию позиции творца.

    Четвертый этап – трансформация, преобразование опыта в соответствии с индивидуальными  особенностями, возможностями, потребностями.

    Пятый этап – гармонизация психологической  структуры креативности, индивидуализация творческой деятельности, становление  творческой индивидуальности.

    Основной  путь формирования творчества у дошкольников заключается как в создании взрослыми  доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач… так  и (и это главное!) в формировании такой общей эвристической структуры  опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению  ребенком в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.

    …Ключевым моментом развития творчества ребенка-дошкольника  является формирование особой структуры  его опыта – эвристической  структуры. Данная структура выступает  как продукт определенным образом  организованной деятельности детей (особую роль в этом процессе играют различные  формы поисковой деятельности).

    В исследовании В. И. Тютюнника (1994) показано, что потребность и способность  к творчеству развиваются с пяти лет. Ученый полагает, что главным  фактором такого развития является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым. Требование достижения успехов через  послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

    Е. А. Корсунский выявил, что творческие способности к литературе проявляются, как правило, рано, в пять лет. Обычно дети начинают сочинять, неожиданно для  себя и для других, сказки и стихи. Подражание творческим образцам как  этап перехода от наивного творчества к творчеству «взрослому» наступает  в 8-15 лет, и в произведениях юных авторов пропадают творческие элементы (новизна, оригинальность). Но к 16-17 годам  творческие элементы появляются вновь.

    В. Н. Дружинин полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под  влиянием микросреды и подражания формируется  система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация, самоактуализации) и общая  одаренность преобразуется в  актуальную креативность. То есть креативность – это синтез одаренности и  определенной структуры личности.

    Каждый  ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к  освоению того или иного вида деятельности. Известно, например, что у ребенка 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он наиболее готов к  овладению чтением; в среднем  и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность  к перевоплощению и вживанию в  роль.

    Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются, и если какая-то функция  не получила своего развития в определенный период, то впоследствии ее развитие очень  затруднительно, а то и вовсе невозможно.

    Формирование  творческой личности – это процесс, который имеет свои этапы. Поскольку  развитие личности и деятельности связано между собой, стадии овладения творческой деятельностью могут быть и стадиями формирования творческой личности.

    На  основе анализа научных работ  и состояния практики определяется динамика возрастного развития способностей и креативности как опорные позиции  исследования проблем формирования творческой личности.

    Развитие  способностей подчинено принципу сензитивности. Природные возможности, особенности (задатки) связаны с развитием  генотипа. То, что определяет возрастное развитие ребенка, определяет и развитие способностей, и сферу проявления креативности.

    0-2 года – первичная социализация – комплексное развитие речи и общения, управления своими движениями и чувствами. Индивидуальность ребенка как первичное проявление какой-либо способности – определяется именно взаимодействием природных и социальных компонентов в развитии психики ребенка. Скорость и устойчивость условных рефлексов определяет область первоначального проявления одаренности.

    2-5 лет – первичные сенсорные  способности. До 80% функций зрения, обоняния, осязания, слуха, ощущения  складывается в этом возрасте. Ребенок при небольших тренировках  может различать свыше 100 оттенков  любого цвета, обладает оригинальной  способностью цветовой комбинации, ищет гармонию цвета и формы.  То же самое происходит с  другими органами чувств. Воспитание  наблюдательности является ведущим  направлением развития сенсорных  способностей и предпосылкой  для становления и развития  следующего вида способностей  – вербальных.

    6-10 лет – вербальные способности.  Возрастает на 20-30% объем активного словаря, качественно меняется словообразование, построение фраз, точность выражения мыслей, чувств, оригинальность пересказа, фантазирование и т.п. Темпы развития внимания, памяти, показателей мышления, выразительности возрастают до 60-70% ежегодно. Развитие устной и письменной речи, чтение – две точки опоры всего дальнейшего проявления интеллектуальной одаренности и сферы проявления творчества.

    11-13 лет – психомоторные способности.  Показатели физического развития  подростков – сила, точность, координация  движения и т.п. – возрастают  на 70-80% ежегодно. В этом возрасте  рождаются будущие олимпийские  чемпионы и левши, конструкторы  и мастера ремесел. У подростков  с развитыми моторными способностями  связь теории с практикой –  главное условие их интеллектуального  прогресса и духовного становления  в целом.

    11-13 лет – половое созревание –  эстетизация всей духовной жизни  человека. Отсюда первая любовь, потребность в идеалах, чувство  красоты, интерес к искусству  – время развития эстетических  способностей и эстетизации всех  других способностей. Например, вербальные  способности выражаются в написании  стихов, музыкальные – в создании  песен, музыки, моторные – в  дизайнерстве, прикладном искусстве  и т.д. Эстетизация рождает  вдохновение в любой деятельности, что и создает наиболее благоприятные  условия для формирования креативности

    15-19 лет – дифференциация и специализация  всех видов способностей. Период  первоначального выбора жизненного  пути, профессиональной подготовки  на основе углубленного изучения  учебных дисциплин. Период интенсивного  развития одаренности в какой-либо  области труда, деятельности человека. Происходит переход от дифференциации  к индивидуализации обучения, самосознание  определяет саморазвитие духовности  молодых людей.

    20-24 года – становление основ профессионального  мастерства в любой области  жизни и деятельности человека. Расцвет креативности. В дальнейшем  происходит углубление ее специализации.

    Развитие  креативности неразделимо от развития способностей. Сфера проявления творческой деятельности определяется сензитивностью развития психики и видом одаренности, которая формируется в этот период[6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Анализ психогенетики креативности 
 

    2.1 Психологический анализ теорий  креативности 
 

    Креативность - это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к  окружающим: он готов признать, что  привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают.

    Гилфорд: «Креативность - это процесс дивергентного  мышления»

    Интересно отметить, что большинство научных  психологических школ начала XX столетия (структурализм, функционализм и  бихевиоризм) практически не развивали  никаких новых идей, полезных для  изучения креативности. Гештальт-психологи  анализировали составляющую креативности - интуитивное понимание, но их изучение почти не вышло за рамки определений  и механизмов интуиции; природа интуиции гештальт-психологов не интересовала.

    Психоаналитический  подход к изучению творческой активности, как и большинство других ранних попыток решить эту проблему, основывался  на отдельно взятых примерах выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными  побуждениями, 3. Фрейд предположил, что активность писателей и художников есть отзвук их неосознанных желаний, выраженных в общественно приемлемой форме. Эти неосознанные желания  могут касаться власти, богатства, славы  или любви. Подтверждение этих идей Фрейд и его последователи  старались отыскать в деятельности выдающихся творцов; классический пример такого подхода – анализ Фрейдом  побудительных мотивов творчества Леонардо да Винчи.

    Такая методология подверглась серьезной  критике, поскольку при ее применении было невозможно «объективировать»  исследуемые процессы: в связи  с тем, что большинство субъектов  исследования - носителей изучаемых  процессов и способностей –  к  моменту написания работ по их творчеству уже покинули этот мир, их творческие процессы невозможно ни описать, ни измерить.

    Хотя  в методах изучения проблемы креативности на примере истории творчества отдельно взятого гения в принципе нет  ничего «ненаучного», для нарождавшейся  научной психологии ценность представляли контролируемые, экспериментальные  методы. Таким образом, как теоретические, так и методологические трудности, связанные с ранними попытками  изучения творческих способностей, привели  к временному выпадению креативности из набора магистральных психологических  проблем.

    Одним из крупных, хотя и не бесспорных достижений XX века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных методов. Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий ум - явление очень разностороннее, и  недопустимо сводить его оценку к одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами - чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность - это уже талант, исключительно высокая - гений.

Информация о работе Развитие творческих способностей: психогенетика креативности