Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, дипломная работа
Описание работы
Цели исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.
Содержание
Введение………………………………………………………………….........3 Глава 1. Развитие памяти как высшей психической функции…… …….….7 1.1. Понятие памяти……………………………...……..…………….….....7 1.2. Основные процессы памяти и ее виды…………………………….....8 1.3. История изучения памяти как психологического феномена….........12 1.4. Культурно-исторический подход к исследованию памяти в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева …………………………........................18 1.5. Развитие памяти в подростковом возрасте…… …………….….….. 21 1.6. Анализ методики А.Н.Леонтьева (1931)…………..……...…............22 1.6.1. Описание методики Леонтьева…………………………………….22 1.6.2. Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева………..…..24 1.6.3. Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева...27 1.7. Метод репликации в психологических исследованиях.………….....30 Глава 2. Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста ……......36 2.1. Цели и гипотезы исследования………... …………………………....36 2.2. Методика исследования…………. …………………………………..37 2.3. Результаты и их анализ………….. …………………………………..43 2.3.1.Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста……………………………………………………………………….43 2.3.2. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с испытуемыми других возрастов…………………………………………....56 2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с данными исследования А.Н. Леонтьева..…………………………...….....59 2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте……..64 2.4. Выводы…. …………………………………………………………….73 Заключение……. ………………………………………………………….....75 Библиография………………. ……………………………………………….78
Агафонов,
А.Ю. Подходы к изучению памяти: историко-психологический
анализ [Текст] // Журнал прикладной психологии.
– 2004. - №6. – С. 26-37.
Бирюк, С.М.
Развитие опосредствованной памяти у
детей подросткового возраста: курсовая
работа [Текст]. – М., 2007-2008. – 52с.
Величковский,
Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии
познания [Текст]: в 2 т. Т.1. / Б.М. Величковский
- М.: Академия, 2006. – 448с.
Выготский,
Л.С. История развития высших психических
функций [Текст] // Психология развития
человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – C.208-375.
Выготский,
Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка [Текст]
// Психология развития человека. – М.:
Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - С.1072-1119.
Выготский,
Л.С. Основные проблемы современной дефектологии
[Текст] // Психология детей с отклонениями
и нарушениями психического развития
/ Сост. и общая редакция В. М. Астапова,
Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – С.10-47.
Выготский,
Л.С. Проблема культурного развития ребёнка
[Текст] // Психология развития человека.
– М.: Смысл; Эксмо, 2005. - C.191-208.
Выготский,
Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3 Проблемы
развития психики [Электронный ресурс]
/ Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика,
1983. - 368с., ил. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-1.shtml.
Выготский,
Л.С. Психология [Текст]. - М.: Эксмо-Пресс,
2000. – 1008с.
Зинченко,
П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность
// Психология памяти [Текст] / Под ред. Ю.Б.
Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 3-е изд.
– М.: ЧеРо, 2002. – С.465-476.
Зинченко,
Т.П. Опосредственная и непосредственная
память // Большой психологический словарь
[Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
В. Зинченко, - СПБ.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2003.
– 672с.
Зинченко,
Т.П. Когнитивная и прикладная психология
[Текст]. – М.: МОДЭК, 2000 г. - 608с.
Зинченко,
Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной
психологии [Текст]. – СПб.: Питер, 2002. –
320с.: ил.
Истомина,
З.М. Развитие произвольного запоминания
у дошкольников [Текст] // Психология памяти
/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова.
– 3-е изд. – М.: ЧеРо, 2002. - С.653-657.
Крутецкий,
В.А. Психология [Текст]. - М.: Просвещение,
1986. - 336с.
Кулагина,
Е. С. Особенности развития памяти в старшем
дошкольном возрасте [Текст] // Бакалаврская
работа. - Дубна: Университет Дубна,
2006.
Леонтьев,
А.Н. Лекции по общей психологии: внимание
и память [Текст]. - М.: Смысл, 2000. - 511с.
Леонтьев,
А.Н. Логическая и механическая память
[Текст] // Психология памяти / Под ред. Ю.
Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 3-е изд.
– М.: ЧеРо, 2002. – С.626-653.
Леонтьев,
А.Н. Проблемы развития психики [Текст].-
М: Мысль, 1965.- 574с.
Леонтьев,
А.Н. Развитие высших форм запоминания
[Текст] // Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер
Ю.Б. и В.Я. Романова В.Я. М.: ЧеРо, 1998. – С.420-436.
Леонтьев,
А.Н. Становление психологии деятельности:
Ранние работы [Текст] / Под ред. А.А. Леонтьева,
Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М: Смысл,
2003. – 439с.
Лохов, М.И.
Динамика формирования произвольной памяти
у детей [Текст] / М.И. Лохов [и др.] // Психологический
журнал. Т. 14. - 1993. - № 4 - С. 56-65.
Ляудис, В.Я.
Память в процессе развития [Текст]. –
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 253с.
Мальцева,
К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании
у школьников [Текст] // Вопросы психологии
памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М.:
АПН СССР, 1958. – С.89-108.
Мещеряков,
Б.Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические
референты: реконструкция имплицитной
концепции Л. С. Выготского [Текст] // Вестник
Московского Университета. Серия 14. Психология.
- 2004. - № 3. - С.57-72.
Мещеряков,
Б.Г. Параллелограмм развития памяти: не
миф, но требует уточнения [Электронный
ресурс] / Б.Г. Мещеряков [и др.] // Психологический
журнал Международного университета природы,
общества и человека «Дубна». 2008. - №1. –
Режим доступа: www.kip.mgppu.ru/index.
Митина, О.В.
Математические методы в психологии: Практикум
[Текст]. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 237с.
Мясоед, П.А.
«Параллелограмм» А.Н. Леонтьева, «генетический
закон» Л.С. Выготского и традиция научной
школы [Текст] // Вопросы психологии. 2003.
- №2. – С.105-117.
Мячина, С.
Развитие опосредствованной памяти в
младшем школьном возрасте [Текст]. – Курсовая
работа. – М., 2007-2008.
Наследов,
А.Д. Математические методы психологического
исследования. Анализ и интерпретация
данных [Текст]. – СПб.: Речь, 2004. – 392с.
Немов, С.Р.
Общие основы психологии [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: bibl.tikva.ru/base.
Обухова,
Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для
вузов [Текст]. – М.: Высшее образование;
МГППУ, 2006. – 460с.
Общая психология
[Текст] / Под ред. Б.С. Братуся. – Т.3. Память
/ В.В. Нуркова. – М.: Академия, 2006. – 320с.
Оксфордский
толковый словарь по психологии [Электронный
ресурс] / Под ред. А. Ребера, 2002. – Режим
доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/.
Отрочество.
Подростковый возраст. Особенности памяти
в подростковом возрасте [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://tmn.fio.ru.
Петухова,
Н. Развитие опосредствованной памяти
в младшем школьном возрасте [Текст]. –
Дипломная работа. – М., 2008-2009.
Пильник,
И. Развитие опосредствованной памяти
у детей дошкольного возраста [Текст].
– Курсовая работа 5-го курса. – М., 2007-2008.
Познавательные
психические процессы [Текст] / Сост. и
общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.:
Питер, 2001. – 480 с., ил.
Психологический
словарь. Память [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http:// psychology.net.ru.
Психологический
словарь [Текст] / Под ред. Т.П. Зинченко,
Мещерякова Б. Г. – М.: Педагогика-Пресс,
2001. - 440с.
Психология
подростка. Хрестоматия [Текст] / Сост.
Ю.И. Фролов. - М., Российское педагогическое
агентство, 1997. - С. 232-285.
Развитие
логической памяти у детей [Текст] / Под
ред. А.А. Смирнова. – М: Просвещение, 1976.
– 256с.
Рубинштейн,
С.Л. Основы общей психологии [Текст]. -
СПб: Питер, 2000. – 720с.
Рубинштейн,
С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии
и опыт их применения их в клинике. [Приложение
(стимульный материал)]. – М.: Апрель-Пресс,
Психотерапия, 2007. – 160с.
Смирнов,
А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание
[Текст] // Психология памяти. / Под ред.
Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 3-е
изд. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 476 – 486.
Смирнова,
Е.О. Психология ребенка [Текст]: Учебник
для педагогических училищ и вузов. –
М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.; ил.
Толстых,
Н.Н. Тенденция мотивации и временной перспективы
российских подростков [Текст] // Ребенок
в современном обществе. Сборник научных
статей / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова,
Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н.
Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова.
– М.: МГППУ, 2007. – С. 142-151.
Фёдорова,
А.В. Развитие опосредствованной памяти
у детей младшего школьного возраста (на
примере репликации методики А.Н. Леонтьева)
[Текст]. – Дипломная работа. – М., 2008.
Хасаева,
Т.М. Проблема развития мнемических
способностей в педагогической психологии
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biysk.asu.ru.
Хозиев, В.Б.
Опосредствование в теории и практике
культурно-исторической концепции [Текст]
// Культурно-историческая психология.
2005. - №1. - С.25-35.
Черемошкина,
Л.В. Психология памяти [Текст]. - М.: Академия,
2002. – 368с.
Ivanova, E.F.,
Nevoyennaya, E.A. The historical evolution of mneumonic processes [Текст]
//Journal of Russian and East European Psychology. 1998. V. 36. - №
3.
Van der Veer, R.
Reconstructing the mind. Replicability in research on human development
[Электронный ресурс] / R. van der Veer [and oth.].
- Norwood, NJ: Ablex, 1994. – Режим доступа: https://www.openaccess.leidenuniv.nl/handle/.