Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 384.00 Кб (Скачать)

Итак, - общение –  это обмен информацией. 

В зависимости от содержания, целей и средств общение  можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представленно как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его. 

Мотивационное общение  имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям  в определенном направлении. 

Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может  служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. 

По целям общение  делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.  

Социальное общение  преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.  

По средствам общение  может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью  естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.). 

Прямое общение  предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей  в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга. 

Косвенное общение  осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях). 

Среди видов общения  можно выделить также деловое  и личностное, инструментальное и  целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в  какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п. 

Инструментальным  можно назвать общение, которое  не является самоцелью, не стимулируется  самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения  удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении. 

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная  форма активности. Оно включено в  индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. 

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение  не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.  

Вербальное общение  присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным  возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального  общения, хотя в жизни не может  полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. [30] 

Итак, в ходе общения  люди адресуются друг другу в расчете  получить отзвук, ответ. Это позволяет  легко отделить акты общения от всех других действий. Если ребенок, слушая Вас, глядит вам в лицо и, улыбаясь в ответ на ваши ласковые слова, устремляет взгляд в ваши глаза, можете быть уверены, что вы общаетесь. [30] 

Но вот ребенок, привлеченный шумом в соседней комнате, отвернулся или наклонил голову, заинтересованно рассматривая жука в траве – и общение прервалось: его сменила познавательная деятельность ребенка. Общение может быть выделено из других видов активности человека в отдельный эпизод. [44] 

Так бывает, например, когда люди сосредоточено, обсуждают свои отношения, выказывают друг другу мнения о своих или чьих-то поступках, действиях.  

У детей дошкольного  возраста общение, как правило, тесно  переплетено с игрой, исследованием  предметов, рисованием и другими  видами деятельности и переплетается с ним. Ребенок, то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющаяся у детей своеобразную форму существования. Поэтому как предмет психологического анализа общение представляет собою известную абстракцию. Общение не сводится полностью к сумме наблюдаемых разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми, хотя именно в них проявляется и на основе конструируется в объект научного изучения. Различные виды общения обычно сочетаются друг с другом в повседневности.[37]

1.2 Роль и функции  общения в психическом развитии  детей 

Сфера общения в  целом в последние два десятилетия  привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов в области социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина). 

В последнее десятилетие  психологические проблемы общения  малолетних детей со сверстниками привлекают пристальное внимание. Основной вопрос, - роль и функции общения со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии. 

Рассмотрим некоторые  сведения о жизненной функции  общения, которые можно найти  в отечественной и зарубежной литературе. Так, в книге выдающегося  американского детского врача Б. Спока затрагивается множество  вопросов, связанных с практикой воспитания детей. Автор не мог обойти и тему общения ребенка со сверстниками. На страницах своей книги Б. Спок неоднократно советует родителям способствовать контактам детей: «Систематически приучать детей обмениваться игрушками, и делится лакомыми кусочками, всегда, когда это, возможно, помещать ребенка в общество других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и даже годовалого ребенка, считает автор, следует водить туда, где есть дети». [47] Каков же смысл приведенных рекомендаций? Разъяснение автора сводятся к указанию, что общество детей необходимо ребенку, чтобы научиться жить в коллективе, и это – главная задача его жизни. Автор поясняет, что, регулярно общаясь с другими детьми, ребенок научается сердиться и отстаивать свои права. Однако эта проблема, проблема общения дошкольника со сверстниками, у доктора Б. Спока не имеет достаточно солидного обоснования.  

Надо думать, не случайно, в книге А. Кемпински «Психопаталогия  неврозов» неоднократно поднимается  вопрос об общении детей со сверстниками. Автор видит важную функцию этой сферы общения в освобождении от семейных связей генеалогического рода. Без такого освобождения ребенка его близкие отношения с членами семьи, утверждает А. Кемпински, покупаются ценою индивидуальной свободы, чувства к родным окрашиваются эгоизмом и подтверждаются амбивалентному раздвоению (люблю - ненавижу). [16] Итак, общение со сверстниками позволяет детям преодолеть чреватую опасными последствиями привязанности к семье. Вторая, не менее важная, половина состоит, по мнению А. Кемпински, в том, что при общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. Для иллюстрации этой мысли автор использует яркий образ: плоскость контактов ребенка со взрослыми наклонная; он смотрит на родителей сверху вниз, в результате чего их образ всегда огромен. Общаясь со сверстниками, ребенок учится жить на горизонтальной плоскости, строить отношения на равных. Конечно, психопатологический аспект ни в коем случае нельзя абсолютизировать.  

Сходную мысль можно  найти у А.Л. Рубинштейна, предостерегавшего, что любовь к ближнему, «с кем  сжился», может легко стать «расширенным эгоизмом», а «эгоизм» вдвоем это  … обособленность от всех людей. [35] Вполне вероятно, что общение с  другими позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка и вносит изменения в его психику. 

Эти мысли были высказаны  уже Ж.Пиаже. Еще в 30-х годах  он привлек внимание детских психологов к общению сверстников как  к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка. В некоторых работах отечественных психологов содержатся попытки выявить качественную специфику общения со сверстниками и определить его роль для становления личности ребенка.  

Ошибки сверстника дошкольник замечает гораздо легче, чем взрослого. Г.А. Цукерман также считает, что общение со сверстниками способствует критичности мнений, слов и поступков, их независимости от чужих суждений и желаний.[50] В.С. Мухина, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление конформности. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям». [26, 147] 

Однако для успеха воспитания, важно знать, сколько  и какого именно общения нужно  ребенку. Общение есть не просто действия, а именно взаимодействие – оно  осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.  

Рассматривая общение  как психологическую категорию, она интерпретируется как деятельность, и поэтому синонимом общения  является термин «коммуникативная деятельность». 

Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом: 

1. Предмет общения  – другой человек, партнер  по общению как субъект. 

2. Потребность в  общении состоит в стремлении  человека к познанию и оценке  других людей, а через них  с их помощью – к самопознанию  и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, т.к. человек проявляется в каждом из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, ибо оно направлено на другого человека как на свой предмет, а будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношение другого (или других) участников общения. 

3. Коммуникативные  мотивы – то, ради чего предпринимается  общение. 

4. Действие общения  – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. 

Две основные категории  действий общения – инициативные акты и ответные действия. 

5. Задачи общения  – цель, на достижение которой  в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой. 

6. Средства общения  – это операции, с помощью которых  осуществляются действия общения. 

7. Продукты общения  – образование материального и духовного характера, создающиеся в итоги общения. 

Подход к общению, как деятельности имеет ряд преимуществ  по сравнению с рассмотрением  его как особого рода поведения  или совокупности условных реакций  человека на сигналы, поступающие от другого мира. 

Как уже было сказано  ранее, общение дошкольника невозможно без участия взрослого. Отечественным  психологом А.Н. Леонтьевым установлено, что на протяжении первых 7 лет жизни  у детей последовательно возникают  четыре формы общения со взрослыми: интуитивно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное. [24] 

В подходе к анализу  общения дошкольников со сверстниками можно исходить из теоретического положения, состоящее в том, что природа  обеих сфер общения дошкольников едина. Общение ребенка со взрослым и сверстником – разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Главное, что объединяет обе сферы, состоит в предмете деятельности, которым в обоих случаях выступает другой человек, партнер ребенка по общению. Следует указать также еще одну существенную причину, побуждающую исследовать общение со сверстником в сопоставлении с общением со взрослым – это их действительная связь между собой в жизни ребенка. Общение со взрослыми реально во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Право на такое предположение дает тот факт, что в онтогенезе дети сначала учатся общаться со взрослыми и лишь значительно позднее завязывают связи между собою. Таким образом общение со сверстником есть особая – коммуникативная деятельность, такая же по своей природе, как и общение со взрослым, то для ее анализа можно применять схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослыми. 

Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками