Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа
Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
РАЗВИТИЕ
ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Научный руководитель: канд.психол. наук, доцент Плисенко Н. В.
Работа
защищена
с отметкой «___________________» Председатель
комиссии _________________/ «____» _______________2011г. |
«Допустить
к защите»
Заведующий
кафедрой ______________/В.И.Мишанина / «____» _______________2011г. |
Шуя
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность,
структура и содержание
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная
деятельность как условие
Глава ΙΙ. Развитие
образной памяти в учебной деятельности
младших школьников……………………………………………………
2.1. Методики
исследования………………………………………………
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный
эксперимент…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.
В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи.
Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. На память часто жалуются, реже восхищаются. Она иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически постоянно. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, особое внимание в этой работе уделяется образной памяти. Обусловлено значением образной памяти в умственном развитии детей младшего школьного возраста. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Основу памяти составляет генетически обусловленная природная память. Однако возможности природной памяти ограничены и к концу младшего школьного возраста она уже не может обеспечить потребности развивающейся познавательной сферы ребенка. Здесь особенно важно развитие так называемой образной памяти — запоминание с применением особых, специальных средств и методов организации информации, мнемотехники [8, с. 159].
Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности и опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание; память - кладовая опыта, перенятого человеком. Ненужное забылось быстро и без следа. Самая лучшая форма запоминания воспроизведения информации вырабатывалась просто, привычно, экономно: памятью на звуки, запахи, цвета. Вырабатывалась память яркая, четкая не словами, а образами.
Мозг человека от природы привык запоминать все таким, как есть – в многообразии цветов, звуков, знаков и т.д. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ-модель, в левом – соответствующее ему слово. Таким образом, воспринятое не стирается без желания человека. Такая организация памяти естественна и гармонична [18, с.83].
Из-за маленького опыта ребенку трудно представить, связать между собой процессы и явления мира. В большинстве случаев ребенок механически запоминает информацию: выучивает правила, тексты, решает по шаблону задачи и примеры, пересказывает без тени мысли прочитанные сказки и рассказы. А ведь произвольность психических процессов тем выше, чем больше нашей жизнью способны руководить словесные инструкции и мысли, рисующие конкретные образы желанных результатов, и именно эти образы, способные вызвать у ребенка реальные ощущения, включают непроизвольные механизмы его психических процессов [29, с.18].
В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу, во-вторых, основной тип регуляции психики у детей непроизвольный. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы психического процесса памяти.
С
возрастом эти способности
С применением специальных игр и упражнений на уроках русского языка дополняют усеченную информацию до полного образа. В человеке эволюционно заложена способность к мгновенному запоминанию. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип «повторение – мать учения». А это – отсутствие стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой, а от здоровой психики зависит и физическое здоровье. Обучение теперь сводится к пониманию, понял – представил. Представил – уже знаешь.
Методы развития образной памяти предусматривают и координацию работ полушарий мозга, т.к. правое полушарие является эмоционально-образным, синтезирующим, а левое – контрастным, логическим. «Задача педагога – научить работать оба полушария одновременно и научить детей воспринимать мир всеми органами чувств» [29, с.20].
Цель исследования: выявить эффективность пути развития и совершенствования образной памяти в учебной деятельности, как средства гармоничного и естественного запоминания информации.
Объект исследования: образная память в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: процесс развития образной памяти младших школьников в учебной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Методы психолого-педагогического исследования: анализ исследований по проблеме, эксперимент, тесты, наблюдение.
База
исследования: 15 детей - 3 класс МОУ Соболевская
СОШ г. Юрьевец.
ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти
в психолого-педагогической литературе
Проблема памяти – ровесница психологии как науки. С тех пор как у человека, уже прошедшего огромный путь становления, сформировались высшие формы отражения действительности – сознание и самосознание, способность памяти стала для него одной из самых интересных и любимых загадок.
Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Башня памяти Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и света.
По мнению ряда исследователей, мнемонический элемент возникает лишь по достижению некоторых определенных ступеней культуры. «С более высокой культурой, по-видимому, усиливается склонность сохранять воспоминания» [3, с.34].
Существо проблемы и ее историческое развитие определили ее место внутри идеалистической философии. Августин сформулировал это с наибольшей силой и лаконичностью, заявив: «душа все равно это память», а через 1.5 тыс. лет А. Бергсон писал о том, что именно в проблеме памяти он «надеется настигнуть дух в его более ощутимой форме [3, с.65].
Тесная
связь идеалистической
Другая
важнейшая концепция памяти в
философии древности
Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности