Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа содержит 1 файл

диплом Жихаревой Марины.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
 
 

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

                                 Работу выполнила

                                 Жихарева  Марина Николаевна

                                 студентка 5 курса 1 группы

                                 очной формы обучения

                                 факультета педагогики и психологии.

                                 Специальность 050708.65 Педагогика и           

                                 методика начального образования

                                 с дополнительной специальностью

                                 050703.65Дошкольная  педагогика и 

                                 психология.

              Научный руководитель:  канд.психол.   наук, доцент Плисенко Н. В.

                                                                                               

Работа  защищена

с отметкой

«___________________»

Председатель  комиссии 

_________________/                         /                     

«____» _______________2011г.

   «Допустить  к защите» 

   Заведующий  кафедрой 

   ______________/В.И.Мишанина /

   «____» _______________2011г.

 
 
 
 
 

Шуя  2011 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3-5

Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38

1.1. Сущность, структура и содержание образной  памяти в психолого-педагогической  литературе………………………………………………….7-20

1.2. Развитие  учебной деятельности младших  школьников……………...20-31

1.3. Учебная  деятельность как условие развития  образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38

Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93

2.1. Методики  исследования……………………………………………….39-47

2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59

2.3. Программа развития образной памяти  в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75

2.4. Контрольный  эксперимент…………………………………………….76-90

Заключение…………………………………………………………….........91-93

Библиография………………………………………………………….........94-97

Приложение…………………………………………………………………98-106 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

    В основе обучаемости лежит уровень  развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи.

     Память  является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. На память часто жалуются, реже восхищаются. Она иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически постоянно. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.

    Из  всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, особое внимание в этой работе уделяется образной памяти. Обусловлено значением образной памяти в умственном развитии детей младшего школьного возраста. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Основу памяти составляет генетически обусловленная природная память. Однако возможности природной памяти ограничены и к концу младшего школьного возраста она уже не может обеспечить потребности развивающейся познавательной сферы ребенка. Здесь особенно важно развитие так называемой образной памяти — запоминание с применением особых, специальных средств и методов организации информации, мнемотехники [8, с. 159].

    Миллионы  лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его  сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности и опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание; память - кладовая опыта, перенятого человеком. Ненужное   забылось быстро и без следа. Самая лучшая форма запоминания воспроизведения информации вырабатывалась просто, привычно, экономно: памятью на звуки, запахи, цвета. Вырабатывалась память яркая, четкая не словами, а образами.

    Мозг  человека от природы привык запоминать все таким, как есть – в многообразии цветов, звуков, знаков и т.д. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ-модель, в левом – соответствующее ему слово. Таким образом, воспринятое не стирается без желания человека. Такая организация памяти естественна и гармонична [18, с.83].

    Из-за маленького опыта ребенку трудно представить, связать между собой процессы и явления мира. В большинстве случаев ребенок механически запоминает информацию: выучивает правила, тексты, решает по шаблону задачи и примеры, пересказывает без тени мысли прочитанные сказки и рассказы. А ведь произвольность психических процессов тем выше, чем больше нашей жизнью способны руководить словесные инструкции и мысли, рисующие конкретные образы желанных результатов, и именно эти образы, способные вызвать у ребенка реальные ощущения, включают непроизвольные механизмы его психических процессов [29, с.18].

    В детском возрасте способность подчинять  свою психическую жизнь ярким  живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что  слово у ребенка очень близко к конкретному образу, во-вторых, основной тип регуляции психики у детей непроизвольный. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы психического процесса памяти.

    С возрастом эти способности утрачиваются. Можно полагать, что тренировка механизмов словесно-образного регулирования психики с детства может воспрепятствовать утрате уникальных способностей детской психики [29, с.18].

    С применением специальных игр и упражнений на уроках русского языка дополняют усеченную информацию до полного образа. В человеке эволюционно заложена способность к мгновенному запоминанию. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип «повторение – мать учения». А это – отсутствие стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой, а от здоровой психики зависит и физическое здоровье. Обучение теперь сводится к пониманию, понял – представил. Представил – уже знаешь.

    Методы  развития образной памяти предусматривают  и координацию работ полушарий  мозга, т.к. правое полушарие является эмоционально-образным, синтезирующим, а левое – контрастным, логическим. «Задача педагога – научить работать оба полушария одновременно и научить детей воспринимать мир всеми органами чувств» [29, с.20].

    Цель  исследования: выявить эффективность пути развития и совершенствования образной памяти в учебной деятельности, как средства гармоничного и естественного запоминания информации.

     Объект  исследования: образная память в младшем школьном возрасте.

     Предмет исследования: процесс развития образной памяти  младших школьников  в учебной деятельности.

    Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по  теме «Развитие образной памяти в учебной деятельности у младших школьников».
  2. Выявить психологические особенности развития образной памяти у  младших школьников.
  3. Определить методы для развития образной памяти в учебной деятельности у младших школьников.
  4. Разработать и реализовать комплекс упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.
  5. Дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников на уроках русского языка.

    Методы  психолого-педагогического исследования: анализ исследований по проблеме, эксперимент, тесты, наблюдение.

    База  исследования: 15 детей - 3 класс МОУ Соболевская СОШ г. Юрьевец. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗНОЙ  ПАМЯТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

1.1. Сущность, структура  и содержание образной  памяти 

в психолого-педагогической литературе

    Проблема  памяти – ровесница психологии как  науки. С тех пор как у человека, уже прошедшего огромный путь становления, сформировались высшие формы отражения  действительности – сознание и самосознание, способность памяти стала для него одной из самых интересных и любимых загадок.

    Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Башня памяти Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и света.

    По  мнению ряда исследователей, мнемонический  элемент возникает лишь по достижению некоторых определенных ступеней культуры. «С более высокой культурой, по-видимому, усиливается склонность сохранять воспоминания» [3, с.34].

    Существо  проблемы и ее историческое развитие определили ее место внутри идеалистической философии. Августин сформулировал это с наибольшей силой и лаконичностью, заявив: «душа все равно это память», а через 1.5 тыс. лет А. Бергсон писал о том, что  именно в проблеме памяти он «надеется настигнуть дух в его более ощутимой форме [3, с.65].

    Тесная  связь идеалистической философии  и первых концепций памяти отчетливо  прослеживается у Платона, в его  учении о воспоминании. Для Платона  гарантией истинности познания является то, что и есть воспоминание. Благодаря воспоминаниям наша бессмертная душа не порывает своих связей с миром идеальным, с богом; последний обладает абсолютным познанием и, следовательно, не нуждается ни в каком воспоминании. По учению Платона, в душе у каждого имеются покрытые воском дощечки, у одного побольше, у другого - поменьше. «Я знаю тебя и Федора и ношу в себе на той восковой дощечке как бы отпечаток от вас обоих» [4, с.234].

    Другая  важнейшая концепция памяти в  философии древности развивалась  Аристотелем. Она изложена в специальном сочинении «О памяти и воспоминании». Поиск доказательной аргументации в области индивидуальных различий людей, т.е. значительно более выраженных психологический подход, резко отличает взгляды Аристотеля на эту проблему от взглядов Платона.

Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности