Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:28, дипломная работа
Рассмотрены:
Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.
Введение.
ГЛАВА 1.
Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
1.1 Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
1.1.1 Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
1.2 Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.
ГЛАВА 2
Формирование наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.
2.1 Диагностика уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни.
2.2 Методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.
Выводы
Библиография
На нее также оказывает существенное влияние различные стороны личности ребенка (воля, интерес, прошлый опыт, знания, навыки).
Вместе с тем не последнюю роль в наблюдении играют сенсорные процессы. Основную познавательную задачу – распознавание установленных признаков и свойств, решается в процессе непосредственного восприятия объектов живой природы.
Таким образом, анализ результатов диагностических исследований позволил определить степень развития наблюдательности у детей. Уровень наблюдательности у половины детей находится на среднем уровне, что соответствует возрастным особенностям среднего дошкольного возраста. Анализ фактического материала позволяет сделать ряд выводов о роли непосредственного общения с объектами живой природы в развитии наблюдательности:
- в процессе непосредственного общения с объектами живой природы у детей формируется способность к более точному и тонкому анализу наблюдаемых объектов;
- дети овладевают разнообразными способами обследования предметов;
- в процессе усложняющейся деятельности наблюдения, у детей формируется умение самостоятельно вести целенаправленный отбор признаков объекта, в зависимости от его характера.
Итак, у детей не только возможно, но и необходимо развивать наблюдательность в процессе общения с объектами живой природы, так как это имеет огромное значение для их своевременного умственного развития. Помимо наблюдения за объектами живой природы, мы поддерживаем у детей интерес к ней путем чтения интересной книги, показа иллюстраций, дидактических и подвижных игр. Все это не только дает детям представление о том, что они могут видеть, но уточняют и систематизируют представления детей о явлениях, которые они наблюдают в природе. Вместе с тем, в работе с детьми нужно учитывать, что наблюдательность в этом возрасте только начинает формироваться. В дальнейшем, воспитателю предстоит ее развивать и совершенствовать. Этот процесс требует правильного руководства активной деятельности детей с объектами живой природы, в ходе которой возникают основные компоненты деятельности наблюдения, как одной из форм активного познания.
Опираясь на анализ научно-методической литературы и результаты диагностических исследований мы сформулировали методические рекомендации по организации работы с детьми пятого года жизни, с целью развития наблюдательности в процессе общения с живой природой.
Основой этой работы являются особым образом организованная среда для общения детей с окружающими их растениями и животными, а также необходимость подбора и сочетания различных методов и приемов развития наблюдательности.
Предложенные нами методические рекомендации были намечены с учетом данных об уровне развития наблюдательности у детей пятого года жизни, выявленные в ходе диагностических исследований.
Работа воспитателя по развитию наблюдательности может происходить как фронтально, со всеми детьми, так и индивидуально, с детьми, чей уровень наблюдательности нуждается в дополнительном развитии.
Комплекс мероприятий намечен на декабрь 2006 – январь, февраль 2007 г.г.
Воспитатель может организовать работу по развитию наблюдательности в разных видах деятельности.
Ознакомление детей пятого года жизни с объектами живой природы лучше начать с наблюдений. Наблюдая поведение детей в повседневной жизни и на занятии, можно заметить, что не все дети проявляют одинаковый интерес к наблюдению объектов живой природы. Одни удивляют нас своим вниманием ко всему окружающему, своей наблюдательностью. (Посмотрите, а там синичка. У нее желтая грудка, хвостик черненький). Такие дети проявляют желание больше увидеть и узнать о том, что видят. Поэтому задачей воспитания этих детей является поддержание и углубление интереса к окружающей природе и на этой основе формирования правильных представлений об окружающем. Но иногда в группе встречаются дети, которые не имеют устойчивого интереса к объектам живой природы. Поэтому цель воспитателя стремиться привлечь таких ребят к наблюдению, всегда поощрять их самостоятельность. Также нужно побуждать детей к внимательному рассматриванию и прослеживанию какого-либо явления, а потом предложить поделиться своими впечатлениями об увиденном со всеми детьми. Лети пятого года жизни уже знают названия деревьев, растущих на участке детского сада (береза, тополь, рябина, и др.). при наблюдении за деревьями можно проверить, знают ли они где у дерева ствол, ветки, одинакового ли цвета стволы у этих деревьев? Детям этого возраста уже можно в январе или феврале поднять после веткопада несколько веточек тополя или другого дерева и поставить их в воду. В теплом помещении веточки быстро выкинут нежные листочки. Дети удивляются, радуются, высказывают свои суждения. (Листочки выглянули из почек? В тепле веточки распустились.).
В этом возрасте более разнообразными становятся целевые прогулки за пределы детского сада: в парк, к реке. Наряду с вопросами, побуждающими детей к называнию воспринимаемых ими явлений («Что мы видим в парке? Что слышим?), педагог использует вопросы, которые направляют мысль ребенка на объяснение причины увиденного («Что изменилось в парке? Каких птиц, которых мы видели летом, сейчас нет?»), на усвоение элементарных знаний о зависимости живой природы от неживой.
Продумывая целевые прогулки, первые экскурсии воспитатель должен помнить, что дети быстро устают от однообразных, длительных наблюдений, долгих объяснений и рассказов. Поэтому, чтобы детям не было скучно, нужно связывать наблюдения с детской деятельностью – выполнение различных несложных игровых и трудовых поручений, которые потребуют применения полученных во время наблюдения знаний, углубят и уточнят их, а кроме того оживят занятие. (Например, можно предложить детям слепить из снега знакомых животных, но для того чтобы слепить животное, похожее на настоящее, надо хорошо знать его характерные признаки: форму ушек зайца, медведя, хвост белочки, лисы.).
Целевые прогулки, экскурсии в природу необходимо связывать с другими занятиями (изобразительная деятельность, развитие речи, музыкальные и физкультурные занятия), а также с повседневной жизнью детей (например, прогулка в зимний парк подскажет тему для рисования – «Деревья зимой»). В вечернее время дети могут рассматривать иллюстрации, отгадывать загадки, и могут подбирать картинки для альбома «Зима» и так далее.
Большое влияние на развитие наблюдательности оказывает зарисовка детьми наблюдаемых объектов. Например, зарисовка деревьев и кустарников. Кроме того, большое влияние на развитие наблюдательности оказывает зарисовка детьми различных стадий развития растений. Например, сначала черенки комнатных растений с 3-4 листочками, а потом уже довольно большое растение.
Составленные из таких рисунков детей альбомы еще более способствуют развитию наблюдательности и повышению интереса к окружающим природным объектам.
В процессе организации поручений важно не только сформировать у детей соответствующие трудовые навыки и умения, но и научить их в ходе бережного и заботливого отношения к природе, понимание ее красоты. Особенно большое внимание имеет труд в природе для умственного развития ребенка, развития наблюдательности и любознательности, расширения кругозора.
В начале целесообразно привлекать к работе двух – трех человек по желанию, а затем поочередно. При этом следует учитывать особенности детей, например, тем, у кого внимание неустойчиво надо давать неложные поручения. Дети собранные, умеющие доводить начатое дело до конца, получают более сложное задание. Затем следует поменять детей ролями, давая возможность детям с низким уровнем внимания проявить себя. Таким детям следует давать несложные поручения: например, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм.
Таким образом, воспитатель, проводя мероприятие по развитию наблюдательности в процессе восприятия природных объектов, должен обеспечить ряд условий:
- расширение и углубление представлений детей о предметах и явлениях природы, главным образом, за счет систематизации этих представлений;
- обогащение знаний детей о природе путем использования живописи, иллюстраций, книг и так далее;
- демонстрация воспитателем собственного искреннего положительного отношения к живой природе
- опора на позитивный эмоциональный и трудовой опыт детей;
- обеспечить неоднократность, повторность и последовательность наблюдений.
Основа предложенных нами рекомендаций состоит в том, что для развития наблюдательности у детей дошкольного возраста, необходима особая организация общения детей с природой, особенно с растениями и животными, требующая профессиональной и личной готовности педагогов. (Приложение…..).
Развитие наблюдательности является одной из главных задач образования современного дошкольника. Изучение развития наблюдательности у детей дошкольного возраста необходимо, так как это поможет раскрыть особенности постепенного становления более сложных форм активной познавательной и мыслительной деятельности детей. В данной работе по развитию наблюдательности у детей мы брали такой аспект, как живая природа и нам удалось доказать, что объекты живой природы – это важный источник развития наблюдательности.
Также в ходе работы мы определили способы развития наблюдательности, основными из которых являются:
1) усвоение детьми простейших связей и закономерностей в жизни растений и животных;
2) отражение наблюдаемого в продуктивной деятельности детей.
Следующим направлением было изучение работы педагога по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни:
1) изучение педагогических условий для развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе восприятия объектов живой природы, анализ которых позволил сделать вывод о том, что в детском саду №20 «Теремок» создана благоприятная развивающая среда для развития познавательной активности детей, для развития наблюдательности;
2) анализ результатов диагностических исследований позволил определить степень развития наблюдательности у детей пятого года жизни. Уровень наблюдательности находится на среднем уровне. Отсюда можно сделать вывод о том, что у детей не только возможно, но и необходимо развивать наблюдательность в процессе восприятия природных объектов, так как это имеет огромное значение для их своевременного умственного развития.
В работе с детьми пятого года жизни нужно учитывать, что наблюдательность в этом возрасте только начинает формироваться. В дальнейшем воспитателю и родителям предстоит ее развивать и совершенствовать. Этот процесс требует правильного руководства активной деятельности детей с объектами живой природы, в ходе которой возникают основные компоненты деятельности наблюдения, как одной из форм активного познания. Также способствует развитию наблюдательности у детей отражение впечатлений от воспринятого в продуктивной деятельности: ведение календаря природы и погоды, изобразительная деятельность и так далее. Благодаря этому, ребенок тем самым выражает свои представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже познает ее.
Мы думаем, что работа по развитию наблюдательности не должна заканчиваться, она должна развиваться и совершенствоваться дальше.
1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1988. - №4. С. 27-31.
2. Большая Светская энциклопедия. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1974.
3. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы: Пособие для родителей. - /Мн.: «Полымя», 1985, - 112 с.: ил.
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Мн., «Нар. асвета», 1972. – 128 с.
5. Ветрова Н.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат. Рига, 1974.
6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для восп. дет. сада. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.: ил.
7. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.: ил.
8. Горькова Л.Г., Корчегина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников /средняя, старшая, подготовительная группы/. – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. - /Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем/.
9. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.
10. Залкинд Э.И. Природа в детском саду. Учпедгиз, 1974. – 236 с.
11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.: ил.
12. Как знакомить дошкольников с природой /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1982. 208 с.: ил.
13. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983.
14. Кокуева Л.В. Воспитание экологической культуры у ребенка-дошкольника. Серия «Я и моя Родина». /Методическое пособие. Ярославль 2000. – 200 с.