Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Рассмотрены:
Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

Содержание

Введение.

ГЛАВА 1.

Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.1 Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

1.1.1 Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.2 Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

ГЛАВА 2

Формирование наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

2.1 Диагностика уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни.

2.2 Методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

Выводы

Библиография

Работа содержит 1 файл

диплом по тимэвд.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Как бы хорошо ни было организовано наблюдение, для формирования правильных представлений все же недостаточно однократного наблюдения. Необходимо повторно наблюдать предметы и явления, уточняя и обогащая знания детей о них. С накоплением чувственного опыта и знаний развивается представление о каком-либо предмете. Из бедного и расплывчатого оно становится более содержательным и отчетливым. Развиваясь, представление начинает отражать не только внешние, но и наиболее существенные стороны предмета.

Формирование правильных представлений у детей об окружающей природе воспитатель руководит через наблюдение. Это происходит следующим образом:

- отбирает объекты для наблюдений;

- выясняет объем и качество имеющихся у детей представлений об этих предметах;

- оживляет и восстанавливает в памяти детей те представления, которые необходимы для понимания данного объекта и осмысления его связей с другими;

- с помощью постановки ряда вопросов в процессе наблюдения;

- побуждение детей к отражению результатов наблюдений в различной продуктивной деятельности. /26, стр. 145/.

              Важно обратить внимание на то, что многие изменения в жизни растений и животных происходят под влиянием изменений в неживой природе. Наблюдая с детьми изменения окраски листьев и листопад осенью, воспитатель подчеркивает связь этого явления с похолоданием, с появлением заморозков. Целесообразно наметить два-три дерева с различными сроками расцвечивания листьев. Например: березу, липу и тополь. Первые золотые листья березы и листья лип будут замечены детьми еще в августе. Наблюдая за этими деревьями, дети отметят тот день, когда желтых листьев на них станет много, день когда все листья станут расцвеченными. При этом воспитатель подчеркивает, что деревья разной породы изменяют окраску листьев в разное время: одни раньше, другие позже, что даже деревья одного и того же вида расцвечиваются и сбрасывают листву не одновременно.

              Для наблюдения за растениями и животными необходимо так строить свою работу, чтобы каждый ребенок имел возможность проследить весь цикл их развития. Поэтому целью этих наблюдений является не вызывать у детей стремление просто описать, перечислить увиденное, а развивать наблюдательность, учить видеть внутренние, скрытые свойства природного явления, и, главное, побуждать его сопоставлять, сравнивать, устанавливать связи, мыслить. /14, стр. 7/.

              Представления, накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать различные умственные задачи. В результате решения таких логических задач у детей вырабатывается внимательное, заинтересованное отношение к природе, стремление узнать что-то новое.

Также одним из способов развития наблюдательности у детей пятого года жизни является сравнение. Сравнение рассматривается как двусторонний процесс: ребенок использует его в целях познания, а педагог – для передачи детям знаний и формирования их представлений. В первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором – как дидактический прием.

В советской педагогике сравнению было определено место основного методического приема, так как в процессе обучения оно способствует более легкому и качественному усвоению знаний детей о живой природе.

Прием сравнения может быть использован на любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или закрепления уже имеющихся. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. И самое главное – у них появляется глубокий интерес к природе.

Сравнение должно проводиться систематически. Мир животных очень многообразен, многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. В процессе самостоятельного сравнения дети наглядно получают достоверные представления о внешнем виде, жизненных проявлениях, передвижении, голосе и так далее.

Роль сравнения на каждой стадии обучения специфична: применение этого приема зависит от дидактической задачи и содержания познавательного материала. У детей дошкольного возраста наблюдается несколько этапов в развитии умения пользоваться приемом сравнения.

На первом этапе дети ориентируются на внешние признаки и сравнивают только их. По контрастным признакам легко находят различие в строении тела животных. Однако, определяя их движения, пользуются неточной терминологией. Часто применяют слова, характеризующие действия человека. При сравнении осуществляют прямой, часто случайный перенос знаний из одной области в другую.

На втором этапе дети находят разницу по менее контрастным признакам. Но при анализе ориентируются, как правило, на один отличительный признак. Сравнивая животных, более точно определяют особенности их строения, замечают повадки, заботу о потомстве. При определении причинных связей дети дают недостаточно точные объяснения: их словарь беден терминами, необходимыми для обозначения движения, звуков, повадок животных.

На третьем этапе осуществляется переход детей к более высокому уровню в использовании сравнения. Дети умеют сопоставлять не только резкоконтрастных, но и более похожих животных, точно определяя особенности их внешнего вида. На этом этапе дети правильно и точно словесно определяют движения, голоса, прибегая к словам-терминам. На основе сравнения последовательно, точно и эмоционально рассказывают о животных.

Принимая во внимание поэтапность развития у дошкольников умения сравнивать, можно установить последовательность организации наблюдений с детьми разного возраста. Так, дети пяти лет могут устанавливать не только резкие отличия, но и находить общее, видеть своеобразие в сходном. Им можно предлагать  рассмотреть животных, разных по величине, окраске, издаваемым звукам, но имеющим общие признаки (четыре лапы, шерсть, хвост и так далее).

Способы сравнения, которые педагог предлагает детям, могут быть различные. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используются сравнения по наглядным пособиям (иллюстрации, фото, игрушки), а также по памяти. Выбор того, или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.

Большого внимания от воспитателя требует подбор вопросов для сравнения. Первые вопросы обычно общего характера, например: «Ты видел кошку? А ежа? Чем они похожи? Чем они не похожи?» Затем в зависимости от высказываний детей вопросы могут быть конкретизированы: о признаках внешнего вида (строение тела и название его частей, покров тела и его окраска), о жизненных проявлениях животных (передвижение, издаваемые звуки и так далее), о месте обитания, приносимой пользе.

Сравнение может быть использовано как ведущий прием занятия или выступать наравне с другими. Например, этот прием хорошо сочетается с чтением художественных произведений о природе, дидактическими играми («Кто летает?», «Чей домик?» и др.).

Прием сравнения помогает активизировать умственную деятельность детей (они находят существенные признаки объектов, группируют, объединяют их в классы и так далее), развивать у них устойчивый интерес к живой природе, любознательность, желание пополнять свои знания об окружающем мире. /11, стр. 35-38/.

Учитывая, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, можно широко использовать игровые приемы в процессе наблюдения. В играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Особенно целесообразно использовать игры и игровые приемы в естественных условиях, а именно в процессе экскурсий, прогулок и в повседневной жизни.

Для развития наблюдательности у детей хорошо использовать игровые приемы «Вспомни и назови сколько лепестков у мака и сколько у маргаритки?», «Какая серединка у цветка тюльпана и нарцисса?» и другие. Ценность такого игрового приема в том, что он побуждает у детей интерес к наблюдению объектов природы. Большим успехом у детей пользуется такая игра, как «Найди такое же растение и опиши его». Каждому ребенку дается пакет, в который вложено какое-либо растение или его часть (листья, цветы, семена). Растения в пакетах не повторяются. Это обеспечивает большую активность и самостоятельность при выполнении задания. Невозможно переоценить значение  такой игры в воспитании у детей наблюдательности. Отыскивая нужное растение, ребенок очень внимательно рассматривает многие растения, сравнивает их, прежде чем найдет такое же, как и в пакете. Эту игру можно проводить много раз, каждый раз меняя содержание пакетов. Если игра проводится на участке, то и растения должны быть только те, что растут на этом участке; если же игра проводится на лугу, в парке, в сквере, на берегу реки, то и растения следует брать в этих же местах.

Не менее интересны и полезны для детей игры в путешествия. Дети – «Путешественники совершают экскурсии под руководством педагога в ближайшие места родной природы. «Путешествия» способствуют более близкому общению детей с живой природой, знакомству с ее объектами.

Использование игровых приемов в непосредственных наблюдениях заметно повышает качество восприятия детьми окружающей природы. Дети чаще всего станут приглядываться к окружающему, больше станут замечать такие объекты и их признаки, которые раньше ускользали от внимания. Игровые приемы повышают общее эмоциональное настроение ребенка, вносят радость, веселье, что еще больше стимулирует его желание наблюдать. /4, стр. 64-66/.

Труд в природе также имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, что способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Так дети пятого года жизни в труде более самостоятельны, чем дети младшей группы, но их навыки еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, необходимо учесть его состояние – упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость, состояние почвы – ее влажность, плотность и т.п. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений, от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. /13, стр. 48/.

              В средней группе воспитатель стремиться сочетать труд с наблюдениями. Например, воспитатель предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы: подумать и ответить, какое из двух растений нужно полить, а какое не требует поливки. /21, стр. 39/.

              Одним из наиболее эффектных приемов, способствующих развитию наблюдательности, является отражение впечатлений от воспринимаемого в продуктивной деятельности: ведение календаря погоды и природы, рассказы детей, изобразительная деятельность.

              Отображая в календаре происходящие изменения в неживой и живой природе, дети учатся анализировать простейшие наблюдаемые факты, устанавливать причинные связи между отдельными явлениями природы, что подводит их сознание к простейшим формам обобщение и классификации и тем самым способствует образованию более четких и прочных представлений и понятий. Календарь природы для детей – это альбом, составленный из детских рисунков, отображающий изменения в окружающей природе, в порядке их наступления. Такие календари можно использовать в беседах о том, или ином времени года. наблюдения детей за погодой и сезонными явлениями в природе отражаются в календаре погоды, тем самым обеспечивают познание простейших связей и закономерностей детьми. Рассматривая в сравнении календари (осенний и зимний), воспитатель предлагает детям узнать, какие изменения произошли в природе за истекшие месяцы. Дети отмечают, что осенью росла трава, а зимой лежит снег. С помощью воспитателя, дети делают вывод о том, почему это произошло. Зависимость изменений в природе от погоды, благодаря систематическим наблюдениям, осознается детьми легко.

              Главная ценность приема фиксации наблюдаемого, заключается в том, что ребенок должен так изобразить воспринимаемый объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. И здесь важна не столько техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого предмета признаки.

              В рисунке ребенок передает те впечатления, которые он получил из окружающей жизни, выражая свое отношение к тому, что увидел, услышал, о чем узнал. Ребенок как бы заново переживает увиденное. А в результате обогащаются знания детей, уточняются представления о вещах и явлениях природы, развивается наблюдательность и любознательность. /26, стр. 161/.

Очень ценно отражение детьми наблюдаемого в рассказах. Практика показывает, что ребенок часто затрудняется выразить свои впечатления словами. Воспитатель должен найти нужные слова и выражения, точные наименования, которые в дальнейшем становятся средством правильного мышления ребенка о данных явлениях и предметах. Если воспитатель ведет систематическую работу по организации наблюдений окружающей природы, то беседы с детьми и их рассказы об увиденном бывают очень интересными. Подражая действиям взрослого, ребенок учится задавать вопросы, рассуждать, описывать.

              Стремясь к тому, чтобы дети закрепляли в слове чувственные восприятия, необходимо, кроме бесед, использовать составление детьми рассказов о предметах и явлениях природы. При этом нужно учить ребят соблюдать последовательность изложения.

              Сочетание непосредственных наблюдений детей в природе с рассматриванием иллюстраций, просмотром диафильмов, чтение художественной литературы оказывает большое влияние на развитие детской наблюдательности, на их умение использовать имеющиеся знания для формирования простейших обобщений. Решающую роль в развитии детской наблюдательности, в процессе воспитания у детей интереса и любви к природе играет отношение самого воспитателя к ее объектам и явлениям. /23, стр. 29/.

Информация о работе Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой