Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Рассмотрены:
Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

Содержание

Введение.

ГЛАВА 1.

Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.1 Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

1.1.1 Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.2 Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

ГЛАВА 2

Формирование наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

2.1 Диагностика уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни.

2.2 Методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

Выводы

Библиография

Работа содержит 1 файл

диплом по тимэвд.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

1.      У человечка в зеленом плаще одна пуговица;

2.      Сиденье у стула желтое;

3.      Коврик с бахромой;

4.      На картине у лисы хвост опущен;

5.      Лента на шляпе зеленая;

6.      На голубой кепке есть пуговица;

7.      У спинки стула есть рейки.

На втором рисунке:

1.      У человечка в зеленом плаще две пуговицы;

2.      Сиденье у стула зеленое;

3.      Коврик без бахромы;

4.      На картине хвост у лисы поднят;

5.      Лента на шляпе желтая;

6.      На голубой кепке нет пуговицы;

7.      Нет реек у спинки стула.

Менее заметные отличия.

1.      часы на полке показывают разное время;

2.      дверцы у шкафа разной формы;

3.      ножки у стола разной формы;

4.      диск у телефона разный;

5.      рамки картин отличаются друг от друга украшением;

6.      часы на шкафу отличаются украшением;

7.      подставка у часов на полке отличается наличием желтой полоски.

 

Уровни развития наблюдательности. /Приложение …/

1)     Высокий: а 1,5-2 минуты назвать 12-13 отличий, допускается 1-2 ошибки.

2)     Средний: за 2-2,5 минуты назвать 10-11 отличий, допускается 3 ошибки.

3)     Низкий: за 3-3,5 минуты назвать 6-8 отличий, допускается 5-7 ошибок.

Второе задание

Методика: детям предлагались две картинки с изображением животных – кролика и морской свинки. /Приложение …/

Инструкция. Посмотри на картинки. Попробуй описать изображенных на них животных.

Кролик.

1.      уши длинные, овальные;

2.      двухцветный;

3.      есть хвост;

4.      глаза овальной формы;

5.      мордочка овальной формы, но более вытянутая чем у морской свинки;

Морская свинка

1.      ушки полукруглые;

2.      трехцветная;

3.      нет хвоста;

4.      глаза круглой формы;

5.      мордочка овальной формы, но не такая вытянутая как у кролика.

Менее заметные отличия.

1.      смотрят в разные стороны;

2.      носы разного цвета: у морской свинки – розового цвета, а у кролика – черного;

3.      кролик крупнее, чем свинка.

Уровни развития наблюдательности. /Приложение …/

1.      Высокий – 8 отличий, допускается одна ошибка; время выполнения задания 1-1,5 минуты.

2.      Средний – 6-7 отличий, допускается одна-две ошибки; время выполнения задания 2-2,5 минуты.

3.      Низкий – 4-5 отличий, допускается три-четыре ошибки; время выполнения задания 3-3,5 минуты.

2 Блок. В исследовании по выявлению уровня развития наблюдательности, нами была проведена диагностическая процедура на примере природных объектов.

              Цель. Выявить умение выделять существенные признаки на материале комнатного растения (узумбарской фиалки) и животного (кошки).

Первое задание.

Методика: детям предлагалось одно комнатное растение – узумбарская фиалка. Ребенок должен был описать растение, выделяя существенные признаки его внешнего строения.

Инструкция. Посмотри, какое красивое растение. Оно тебе нравится? Опиши, какое оно?

                            Наиболее характерные признаки

-         наличие стебля;

-         наличие цветков;

-         овальная форма листьев;

-         цвет листа светло-зеленый;

-         вся поверхность растения пушистая.

 

Менее существенные признаки

-         цвет цветка – фиолетовый;

-         нижняя поверхность листа гладкая, верхняя – пушистая;

-         верхняя поверхность листа светло-зеленого цвета, нижняя – розового.

Второе задание.

Методика: детям предлагалось понаблюдать за кошкой и постараться описать ее внешний вид, выделяя существенные признаки ее строения.

Инструкция. Посмотри внимательно, какое красивое животное. Кто это? Тебе нравится эта кошка? Опиши ее, пожалуйста.

                            Наиболее характерные признаки

-         кошка серого цвета

-         гладкошерстная

-         полосатая

-         глаза карие

-         уши небольшого размер

Менее существенные признаки

-         нос розового цвета

-         полоски темно-серого цвета

-         шерсть на животе более светлая

Уровни развития наблюдательности. /Приложение …/

1.      Высокий уровень развития – за 1,5-2 минуты описать растение полностью, допускается 1-2 ошибки.

2.      Средний уровень развития – за 2-2,5 минуты выделить 3-4 характерных и 2-3 малозаметных признака, допускается до 3 ошибок.

3.      Низкий уровень развития – за 2,5-3 минуты выделить 2-3 характерных и 2-3 малозаметных признака, допускается до 4-5 ошибок.

3 Блок. В исследовании по выявлению уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни, нами была проведена диагностическая процедура на примере объектов живой природы и предметных картинок (узумбарской фиалки и кошки).

Эта диагностическая процедура включает в себя два задания, по две серии в каждом.

Цель: вывить особенности проявления наблюдательности у детей пятого года жизни при восприятии объекта живой природы и предметной картинки.

В качестве критериев учитывалось:

-         количество выделенных характерных признаков;

-         количество ошибок (пропущенные признаки растения и животного).

Первое задание.

А) Методика: детям предлагалась картинка с изображением комнатного растения – узумбарской фиалки. /Приложение …/

Инструкция. Посмотри, какое красивое растение изображено на картинке. Оно тебе нравится? Посмотри на него внимательно, запомни его и попробуй описать, но уже без картинки.

                           

Характерные признаки.

-         цвет цветка – фиолетовый;

-         овальная форма листьев;

-         наличие цветков;

-         цвет листа – светло-зеленый;

-         у некоторых листьев нижняя поверхность – розового цвета;

-         наличие стебля.

Б) Методика: детям предлагалось одно комнатное растение – узумбарская фиалка. Ребенок должен описать растение, выделяя его характерные признаки.

Инструкция. Посмотри, какое красивое растение изображено на картинке. Оно тебе нравится? А теперь я уберу растение, а ты попробуй описать его.

                            Характерные признаки.

-         наличие стебля;

-         наличие цветков;

-         овальная форма листьев;

-         цвет листа – светло-зеленый;

-         верхняя поверхность листа – пушистая;

-         цвет цветка – фиолетовый;

-         нижняя поверхность листа – гладкая.

Второе название.

А) Методика: детям предлагалась картинка с изображением домашнего животного – кошки. /Приложение …/

Инструкция. Посмотри на картинку внимательно. Кто изображен на ней? А теперь попробуй описать животное, но уже без картинки.

                            Характерные признаки.

-         кошка трехцветная (бело-черно-рыжая);

-         пятнистая;

-         нос розового цвета;

-         кошка сидит;

-         глаза желтого цвета;

-         уши небольшого размера.

Б) Методика: детям предлагалось понаблюдать за кошкой, и попробовать описать ее, выделяя характерные признаки.

Инструкция. Посмотри, какое красивое животное. Кто это? Тебе нравится эта кошка? А теперь я уберу кошку, ты же попробуй описать ее.

Характерные признаки.

-         кошка серого цвета;

-         гладкошерстная;

-         полосатая;

-         глаза карие;

-         нос розового цвета;

-         уши небольшого размера;

-         полоски темно-серые.

 

Уровни развития наблюдательности /Приложение …/

1.      Высокий – перечисляет все характерные признаки

2.      Средний – при перечислении характерных признаков, пропускает 1-2.

3.      Низкий – при перечислении характерных признаков, пропускает 3.

Таким образом, анализ результатов диагностических исследований позволил определить уровень развития наблюдательности у детей пятого года жизни.

Временной показатель нами для анализа взят не был, так как при выполнении заданий дети укладывались во временные рамки, предложенные методикой.

Так, при выполнении первого задания, первого блока дети называли признаки отличающие одну сюжетную картинку от другой. При выделении отличий они руководствовались наличием ярких, броских, наиболее заметных отличий, то есть уделяли внимание изменению внешней стороны объекта. В первую очередь дети выделяли признаки наиболее заметные, а более мелкие детали ускользали от их восприятия.

При выполнении второго задания с предметными картинками, при выделении отличий дети руководствовались изменением только во внешнем строении животных. Отмечались также и качественные изменения в восприятии, например, о форме ушей говорят не просто длинные, а длинные овальной формы.

Как показывают результаты, уровень наблюдательности у детей выше при манипуляции с сюжетной картинкой, а не с предметной. Это можно объяснить тем, что в первом случае детям предлагали две одинаковые картинки с наличием определенного сюжета, а во втором сюжет отсутствовал и картинки изображали два различных предмета. Несомненно, восприятие детьми картинки является односторонним. Это дает нам основание считать, что картинка не может передавать все свойства предмета и как следствие в полной мере развивать анализирующие восприятие.

При выполнении первого задания второго блока дети выделяли форму, величину листьев, характер поверхности, их гладкость или шероховатость путем непосредственного контакта с растением. За счет этого изменяется не только объем, но и качество воспринимаемого объекта. Дети более точно определяют окраску и почти всегда соотносят ее с соответствующей частью растения, некоторые улавливают и цветовые оттенки. Подмечали изменения цвета и характера поверхности на обратной стороне листа. Называя отдельные части растения, старались давать им точную словесную характеристику.

При выполнении второго задания дети выделяли существенные признаки строения кошки, путем непосредственного контакта с животным. Отсюда изменяются объем и качество воспринимаемого объекта живой природы. Дети давали точную характеристику отдельным частям тела животного.

При выполнении первого задания третьего блока, дети описывали растение по картине, и при непосредственном контакте с ним. Дети наблюдали растение определенное время, а затем по памяти выделяли форму, величину листьев и стебля.

При выполнении второго задания дети выделяли существенные признаки строения кошки путем непосредственного контакта с животным и по картине.

Как показывают результаты, уровень наблюдательности у детей выше при манипуляции с объектом живой природы, а не с предметной картинкой. Это дает нам основание считать, что картинка не может передавать все свойства живого объекта и как следствие развивать восприятие.

В соответствии с полученными данными, у дошкольников наметились три группы детей, различающихся по уровню развития наблюдательности.

Первая группа: низкий уровень развития наблюдательности. /Приложение …/

Дети не могли сосредоточиться на наблюдении. Внимание их было крайне неустойчивое, они постоянно отвлекались на другие объекты. Дети затруднялись в назывании отдельных частей растения или животного, путали названия цветов и цветовых оттенков. Это доказывает необходимость углубления и расширения представлений детей об объектах живой природы.

Вторая группа: средний уровень развития наблюдательности.

Дети данной группы, в соответствии с инструкцией, охотно рассматривали предлагаемый объект. Внимание их было более устойчивым, по сравнению с детьми первой группы. Дети могли произвести сравнение той или иной части растения или животного, поскольку знали, как она называется, но путались в назывании цветовых оттенков. Отсюда следует вывод о необходимости углубления представлений детей о живой природе.

Третья группа: высокий уровень развития наблюдательности.

Дети данной группы проявляли высокий интерес к объектам живой природы с целью их полного узнавания. Они стремились потрогать и пощупать растение и животное, для выявления наиболее существенных признаков и свойств. Внимание их относительно устойчивое. Дети производили сравнение растения (той или иной части) и животных, не путались в назывании цветовых оттенков.

              Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наблюдательность является сложной познавательной деятельностью, в которой в единстве находятся процессы – восприятия, мышления и речи.

Информация о работе Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой