Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Рассмотрены:
Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

Содержание

Введение.

ГЛАВА 1.

Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.1 Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

1.1.1 Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.2 Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

ГЛАВА 2

Формирование наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

2.1 Диагностика уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни.

2.2 Методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

Выводы

Библиография

Работа содержит 1 файл

диплом по тимэвд.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

              Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает  сложность и многогранность проблемы развития наблюдательности в процессе общения с живой природой. Данная проблема всесторонне изучалась как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Наиболее благоприятный период развития наблюдательности – 60-80 годы двадцатого столетия. В отечественной педагогике этим вопросом занимались – А.И. Васильева, П.Г. Саморукова, Н.И. Ветрова, А.К. Матвеева. Под наблюдательностью мы понимаем способность подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений.

              Все это позволяет сделать вывод о том, что в ходе умственного воспитания ребенка возникновение и развитие наблюдательности имеет особое значение. Под влиянием воспитательной работы, наблюдение детьми природы становится все более целенаправленным и сознательным актом. Дети приобретают правильные и точные представления об изменениях в природе, усваивают простейшие связи и закономерности животного и растительного мира, отражают впечатления от увиденного в продуктивной деятельности.

Для того, чтобы направить познание природы по правильному пути, необходима специально продуманная организация педагогического процесса, сознательность и заинтересованность воспитателя, поиск им рациональных путей, методов и приемов.

ГЛАВА 2

Формирование наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

 

2.1 Диагностика уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни.

 

На основе выводов сделанных в теоретической главе, нами были определены задачи практической части исследования:

1)     Изучить педагогические условия для развития наблюдательности у детей пятого года жизни в ДОУ.

2)     Определить уровень развития наблюдательности у детей пятого года жизни

3)     Дать методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

Для решения задач была определена база исследования: Муниципальное дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида №20 «Теремок» г. Тутаева.

В МДОУ функционирует девять групп для детей ясельного и дошкольного возраста. Деятельность МДОУ направлена на решение следующих задач:

-         охрана жизни, укрепление физического здоровья детей;

-         обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

-         взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рамках программы «2100» МДОУ организует работу по следующим приоритетным направлениям развития детей:

-         познавательно-речевое

-         социально-личностное

в детском саду работают следующие специалисты:

-         два музыкальных руководителя;

-         логопед;

-         педагог-психолог;

-         инструктор по физическому воспитанию;

-         воспитатель по грамоте;

-         воспитатель по ИЗО.

Исследование проводилось в период с сентября по ноябрь 2006 года.

В исследовании принимало участие одиннадцать детей, то есть каждый второй ребенок группы. /Приложение…/.

              Для решения первой задачи исследование была разработана диагностическая процедура для выявления педагогических условий развития наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой.

              Эта диагностическая процедура включает несколько направлений:

1.      анализ развивающей среды для развития наблюдательности;

2.      выявление уровня владения методикой по развитию наблюдательности у детей воспитателями ДОУ;

3.      выявление уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни.

Мы осуществили анализ среды для развития наблюдательности дошкольника в процессе восприятия природных объектов. Основными показателями для анализа стали:

1.      Многообразие в определенных условиях среды:

-         растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы; при этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

-         необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского сада

-         уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер

-         растения и животные должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать внимание дошкольника

-         необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных

2.      Доступность для наблюдений

-         необходимо учитывать особенности восприятия детей данной возрастной группы

-         открытость для наблюдений

3.      наличие дидактического материала для развития наблюдательности (картины, игры, игрушки, диафильмы и т.д.)

Эти требования стали основой для развивающей среды в детском саду.

В детском саду расположены разнообразные экологический пространства. На территории имеется большое количестве зеленых насаждений, разнообразных по высоте, окраске и форме листьев, сроках цветения. В озеленении преобладают различные виды деревьев и кустарников. Это береза, клен, черемуха, лиственница, тополь, каштан, сирень, шиповник, акация и другие.

Для украшения территории детского сада используются цветочно-декоративные растения – астры, бархатцы, ноготки, Львиный зев, Анютины глазки, ирисы, тюльпаны, георгины.

Анализ условий в групповой комнате

              Место в групповой комнате, где проводится работа по развитию наблюдательности – уголок природы и «мини-огород» на окне. «Мини-огород» размещается на подоконнике, в световой части комнаты, рядом с уголком природы. «Грядки» размещены свободно.

Растительный мир «мини-огорода» представляет собой деревянные контейнеры с побегами укропа, петрушки, зеленого лука.

Неизменными обитателями уголка природы в детском саду являются растения. Они очень украшают групповые и раздевальные комнаты.

В группе имеется большое количество растений, которые разнообразные по внешнему виду. Это декоративный древообразный фикус; вьющиеся растения – плющ восковой, вьюнок, традесканции; бегонии с листьями разной формы и окраски; также имеются растения ярко, обильно и долго цветущие – Герань, бальзамин, азалия, китайский розан.

В уголке природы находится необходимое оборудование для полива, посадки и рыхления почвы у растений.

На наш взгляд расположение и оборудование уголка природы и «мини-огорода» удачно, так как у детей есть возможность со всех сторон рассматривать наблюдаемые объекты, есть свободный доступ. Однако размещение растений осуществлено без учета индивидуальных потребностей и выполняет в основном эстетическую роль – украшение группы.

Изменение сезонных явлений отражаются в календаре природы с помощью условных знаков и сюжетных карточек, что дает возможность детям воспринимать и осмысливать природные явления. Кроме натуральных пособий (растений и животных) в группе имеются иллюстративно-наглядные пособия с изображением различных растений, животных и явлений природы, которые используются для ознакомления детей в тех случаях, когда предметы, явления недоступны для непосредственного наблюдения. К иллюстративно-наглядному материалу относятся разнообразные иллюстрации из книг, открытки, фотографии, картины, диафильмы. Для детских игр также используется разнообразный природный материал – это цветы, ветки, семена, плоды, листья. Также в группе имеются разнообразные настольно-печатные и дидактические игры («Цветочный магазин», «Вершки и корешки», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Времена года», «Что мы знаем о растениях, о животных» и другие.

Также для развития наблюдательности и любознательности детей к окружающей природе используются игрушки, изображающие домашних и диких животных, птиц, насекомых, муляжи овощей и фруктов.

Таким образом, проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что развивающая среда ДОУ благоприятная, созданы условия по развитию наблюдательности и любознательности, познавательной активности детей в процессе общения с живой природой. В уголке природы помещены растения, имеющие ярко выраженные части (стебель, листья), красиво и долго цветущие. Дидактический материал подобран с учетом особенностей детей данной возрастной группы, но подобранные дидактические игры служат для ознакомления с природой в целом, а не для развития наблюдательности. Поэтому необходимо подобрать игры для развития наблюдательности и любознательности, такие как «Узнай, чей лист», «Найди отличия», «Угадай, чей след» и другие.

С этой целью были проанализированы календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, было проведено анкетирование педагогов.

Критерии анализа календарных планов заключались в следующем:

-         постановка конкретных целей и задач по развитию наблюдательности в разных видах деятельности.

-         Выбор методов и приемов развития наблюдательности с учетом уровня развития детей дошкольного возраста

-         Широкое использование объектов природы (частота использования)

Календарный план составляется на одну-две недели. В нем отмечены тема, программный материал, методические приемы. Составление календарного плана начинается с планировки занятий. Воспитатели стараются согласовывать занятия по ознакомлению с природой с занятиями по другим разделам: по изобразительной деятельности, по развитию речи и так далее. Также календарный план включает, кроме занятий, труд и наблюдения в уголке природы, наблюдения, труд и игры на прогулке.

Проведенный анализ календарных планов позволил выявить следующее:

-         воспитатели выбирают методы и приемы для развития наблюдательности с учетом уровня развития детей.

-         объекты живой природы часто используются при проведении наблюдений во время прогулок, экскурсий

-         стараются ставить конкретные задачи и цели по развитию наблюдательности в разных видах деятельности

Также нами была подготовлена анкета для воспитателей. /Приложение / были анкетированы десять воспитателей.

              Первый вопрос анкеты позволил нам выяснить, что воспитатели понимают под наблюдательностью. Второй вопрос позволил нам выявить период дошкольного детства, который является оптимальным для развития наблюдательности. Третий вопрос о значении общения с природой в развитии наблюдательности. Четвертый и шестой вопросы позволили выяснить следующее: какие методы и приемы можно использовать для развития наблюдательности у детей. Пятый вопрос о том, что же является источником развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

Из анкет, которые заполнили воспитатели, нам стало понятно следующее:

-         20% педагогов путают понятия наблюдение и наблюдательность; 20% наблюдательность и любознательность; правильно определили понятие наблюдательности 60% педагогов.

-         70% воспитателей считают, что развивать наблюдательность необходимо с возраста 5-6 лет; 20% - с 4-5 лет; 10% - с 6-7 лет.

-         50% воспитателей считают, что общение с природой имеет ведущее значение; остальные 50% - частично-значимое.

-         Больше половины воспитателей считают, что источником развития наблюдательности у детей дошкольного возраста, являются объекты живой и неживой природы.

Для развития наблюдательности воспитатели используют разнообразные методы и приемы. Выбор их определяется содержанием программы, по которой работает детский сад и зависит от природного окружения, от возраста детей и накопленного опыта.

              Поэтому нужно развивать у своих воспитанников глубокий интерес к природе, бережное отношение к ее объектам, развивать стремление наблюдать, изучать и любить природу.

              Для решения второй задачи исследования была проведена диагностическая процедура, включающая в себя три блока, по два задания в каждом.

              В первом задании, для оценки наблюдательности, за основу была взята диагностика особенностей внимания  предложенная Л.В. Черемошкиной. Это классический вариант изучения наблюдательности в психологии. /41, стр. 20-22/.

1 Блок. В ходе эксперимента диагностика была частично модернизирована. Были изменены критерии оценки уровня наблюдательности.

              Цель исследования: выявление уровня развития наблюдательности у детей среднего возраста на основе сюжетной и предметной картинок.

              В качестве критериев оценки фиксировались:

-         время выполнения задания;

-         количество названных отличий;

-         количество ошибок /за ошибки считаются: повторы, пропущенные отличительные признаки/

Первое задание.

Методика: детям предлагались две односложные картинки, в которых имеются семь более существенных и семь малозаметных отличий. Необходимо назвать все четырнадцать признаков, которые отличают одну картинку от другой. /Приложение ……/.

Инструкция: Посмотри на рисунки, постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают первую картинку от второй.

Наиболее заметные отличия.

              На первом рисунке:

Информация о работе Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой