Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Рассмотрены:
Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

Содержание

Введение.

ГЛАВА 1.

Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.1 Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

1.1.1 Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.2 Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

ГЛАВА 2

Формирование наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

2.1 Диагностика уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни.

2.2 Методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

Выводы

Библиография

Работа содержит 1 файл

диплом по тимэвд.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Развитие наблюдательности является важной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, тем более, что детям среднего возраста еще недоступно успешное восприятие общественных систем, знаний излагаемых в словесной форме. Это важное качество не дается человеку от рождения, оно приобретается и совершенствуется в практической деятельности, в течение всей его жизни.

Таким образом, в своей работе мы, прежде всего, уделяли внимание организации наблюдений за объектами живой природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с двигательной воспроизводящей деятельностью. Все это способствует развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.1.1 Природные объекты – источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

 

Дети с раннего возраста проявляют пытливость и любознательность, это помогает им ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у них вызывает природа. Природа в ее неисчерпаемом многообразии, вечном движении дает богатую пищу для развития наблюдательности ребенка. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Отсутствие этих знаний, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Очень часто это служит причиной недоброжелательности детей по отношению к растениям и животным.

Родная природа представляет собой широкий простор для обогащения знаний и опыта детей. Сознание детей обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся в процессе различной деятельности в природе (игровой, трудовой, учебной), и развивается благодаря непосредственному общению с ней.

Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что предметы природы «начинают занимать детский ум прежде всего» /37, стр. 225/.

«Предметы и явления природы» - говорил К.Д. Ушинский, «дают материал нашему сознанию для чувства сходства и различия» … «дают начало нашим понятиям, суждениям и умозаключениям». «Логика природы есть самая доступная для детей логика, наглядная и неопровержимая». /39, стр. 164/.

Бесспорно, природа окажет положительной влияние на развитие ребенка, только тогда, когда он научится ее наблюдать. Как показывает практика работы в дошкольных учреждениях, ребенок не умеет еще самостоятельно и целенаправленно наблюдать. Наблюдение окружающей природы ставит перед ребенком простые и сложные умственные задачи, решение которых требует от него выборочного использования знаний, напряжение мысли, использования начальных форм абстракции, обобщения и умозаключения. На основе наблюдений живой природы, представления ребенка уточняются. Сравнивая конкретные объекты, явления, ребенок способен под руководством взрослого делать обобщения, выводы, умозаключения, то есть постепенно овладевает логическим мышлением. «Кролик кушает капусту, а рыбка нет» - говорит малыш. /4, стр. 7-8/.

Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Это неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснить окружающую природу». /18, стр. 171/.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычайностью, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.  Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии личности, самостоятельности мышления.

Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное  отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Воспитывая у дошкольников интерес к окружающему, развивая их наблюдательность, воспитатель стремится к тому, чтобы дети чаще испытывали радость от общения с природой, удовлетворение от того, что они сделали что-то хорошее и доброе. И моральная оценка, данная ребенком самому себе, имеет не меньшее значение для его воспитания, чем оценка, данная ему воспитателем.

При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, научается «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. /4, стр. 10-11/.

Таким образом, многогранный мир природы является важным источником развития наблюдательности. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у детей складываются правильные представлении о многих предметах и явлений окружающего мира. Осмысление ребенком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи, развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует его речь, внимание и память.


1.2 Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

 

Дети четырех – пяти лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Характерной особенностью внимания ребенка среднего возраста является то, что она вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенность внимания остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам, предметам. Внимание в этот возрасте является непроизвольным. Для того, чтобы ребенок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенок 4-5 летнего возраста будет постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах. /34, стр. 6-7/.

У детей пяти лет уже относительно сформированы все анализаторы, на основе которых продолжают развиваться все виды чувств. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Восприятие ребенка пяти лет еще носит непроизвольный характер, то есть является непреднамеренным. /33, стр. 6-7/.

Большую роль в развитии памяти у ребенка пяти лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память ребенка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов.

Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, но уже начинает формироваться произвольная память. /33, стр. 91-92/.

Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы. /6, стр. 3-4/.

Исходя из этого, воспитатель учит ребят видеть в предметах характерные свойства, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями. /12, стр. 94/.

Общение ребенка с природой может происходить как самостоятельно, так и быть организованно взрослыми. При организации такого общения необходимо систематическое руководство взрослого, чтобы направить познание ребенком природы по правильному пути. Особо большое внимание в этом руководстве надо уделить воспитанию наблюдательности. Надо приучать детей «слушать, чтобы услышать, видеть, чтобы увидеть». Взрослый заботится о том, чтобы ребенок возможно полней воспринял наблюдаемое, включая наибольшее количестве органов чувств. Вовремя поставленным вопросом, заданием: посмотреть, подумать, показать, сравнить – взрослый помогает ребенку выделить в наблюдаемом предмете или явлении наиболее характерное и типичное. /10, стр. 17-18/.

Стимулировать детей на самостоятельный поиск изменений, которые происходят в природе, - основная цель наблюдений в природе. Сначала такие наблюдения исходят от самого взрослого, который рассказывает о своих наблюдениях в природе, а затем нацеливает ребят на содержание возможных наблюдений, дает им примерный план. Особенно много ценного материала для таких наблюдений дает весна, но когда дети научатся самостоятельно замечать изменения, которые произошли с объектами живой природы весной, они начнут замечать много интересного и в другие поры года. /4, стр. 67/.

В работе по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни, в процессе восприятия объектов живой природы, необходимо использовать различные методы и приемы и правильно сочетать их между собой. Выбор методов и приемов, и необходимость комплексного их использования, определяются возрастными возможностями детей, а также характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. /22, стр. 94/.

Большую роль правильных представлений в обучении и воспитании дошкольников отмечал советских психолог Л.С. Выготский: «Если для ребенка преддошкольного возраста мыслить, значит разбираться в видимых связях, то для ребенка дошкольного возраста мыслить значит разбираться в общих представлениях», - писал он. Накопление у детей запаса представлений о предметах природы является необходимой предпосылкой для сознательного усвоении знаний об окружающем, для их умственного развития. /27, стр. 34/.

Поскольку формирование реальных представлений прямо зависит от силы первоначальных впечатлений, необходимо постоянно развивать и совершенствовать деятельность наблюдения у дошкольников. Ведущая роль, как в организации непосредственных наблюдений, так и в организации представлении принадлежит воспитателю детского сада и родителям.

Усова А.П. писала, что у детей образуются два вида представлений: одни формируются в процессе учебно-воспитательной работы под руководством педагога и родителей, другие складываются стихийно, в результате собственного опыта ребенка. Такие представления обычно связаны с какой-либо одной ситуацией, являются недостаточно обобщенными и довольно часто отражают объективный мир неточно, а иногда искаженно, /не организованное чувственное восприятие не обеспечивает образования отчетливых представлений/. Поэтому нельзя полностью полагаться на жизненный опыт детей, приобретаемый ими стихийно. Нельзя рассчитывать на то, что поставленный лицом к лицу с предметом ребенок увидит в нем все так, как нужно. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель, организуя и руководя детскими наблюдениями, формировал у них правильное представление об окружающем, предотвращал образование неверных представлений, а если нужно, то и исправлял бы ложные. С накоплением знаний представления уточнятся, углубляются, становятся более обобщенными. /35, стр. 174/.

В своей работе Николаева С.Н. отмечает, что уточнение представлений детей способствуют непостредственные наблюдения, сопровождающиеся пояснениями воспитателя и активной работой мысли ребенка. Воспитывая детскую наблюдательность, мы тем самым способствуем и формированию правильных представлений.

Работу по воспитанию наблюдательности и формированию правильных представлений о природе лучше всего начинать с воспитания интереса к ней, с накопления непосредственных впечатлений о ее объектах. С этой целью воспитатель проводит не только экскурсии и прогулки в лес, на луг, в сквер, сад, но и при каждом удобном случае в повседневной жизни обращает внимание детей на происходящие вокруг них изменения в природе. Важно, чтобы впечатления от прогулок в природу западали глубоко в душу ребенка, оставляли бы в ней след, все это будет способствовать пробуждению интереса к предметам и явлениям природы, его дальнейшего развития.

Поскольку интерес играет важную роль в осуществлении любой деятельности ребенка, в наблюдении, он, бесспорно, является одним из наиболее существенных стимулов, повышающих познавательную активность ребенка, расширяющих его кругозор, улучшающих качество восприятия.

Наблюдая поведение детей в повседневной жизни и на занятии, можно заметить, что не все дети проявляют одинаковый интерес к наблюдению объектов живой природы. Одни дети часто удивляют нас своим вниманием ко всему окружающему, своей наблюдательностью. Такие дети всегда проявляют желание больше узнать о том, что видят. Часто в группе встречаются и дети, которые не имеют устойчивого интереса к объектам природы. Воспитатель должен привлекать таких ребят к наблюдению, поощрять их самостоятельность, побуждать их к внимательному рассматриванию или прослеживанию какого-либо явления, а потом предложить поделится своими впечатлениями об увиденном со всеми детьми. Одним из действующих приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса у этих детей к окружающей природе является личное участие воспитателя в наблюдениях. Проявляемая воспитателем радость, восхищение, удивление увиденным, пробуждает у детей желание еще больше увидеть и узнать о растении и животном. Можно заметить, какая радость и удовлетворение освещают лицо ребенка, когда он видит, что и на воспитателя произвела впечатление его находка. Нельзя оставаться равнодушным перед многочисленными призывами ребят, посмотреть, что они нашли.  Переходя от одного ребенка к другому, рассматривая с ними жука, камешек, цветок, разделяя с ними радость находки, проявляя заинтересованность, воспитатель убедится в том, что его личное участие является важным звеном (приемом) пробуждения и возникновения интереса у детей к окружающему. Дошкольники пытливы и любознательны. На прогулках часто возникают наблюдения по инициативе самих детей. Кто-то поймал красивую бабочку и интересуется тем, что она ест. А что ест стрекоза? А стрекозы – это бабочки, или нет? Со всеми этими вопросами дети бегут к воспитателю и ждут его объяснений. Хорошее знание природы помогает воспитателю формировать правильное представление о ней и наоборот: большие трудности испытывают воспитатели в работе с детьми, когда эти знания недостаточны. /26, стр. 142/.

Наиболее эффективным приемом развития интереса к окружающей природе и формирования у детей правильных представлений, является прием привлечения к наблюдению, побуждения к выполнению несложного задания, связанного с наблюдением. «Посмотри», «покажи», «узнай», «найди», «проверь» - вот конкретные обращения воспитателя к детям, побуждающие их к наблюдению. Подобное побуждение сосредотачивает внимание детей, направляя его в нужную сторону, требует самостоятельного осмысления и творческого применения полученных знаний в фактических действиях.

Информация о работе Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой