Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.
Цель обусловила постановку следующих задач:
1) изучить психологическую, педагогическую и специальную литературу по проблеме профилактики виктимности подростков;
2) рассмотреть особенности виктимного поведения у детей подросткового возраста;
3) обобщить и систематизировать формы, методы, средства по профилактике виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;
4) спроектировать цели и задачи, сконструировать содержание программы работы социального педагога по профилактике виктимности подростков;
5) провести опытно – экспериментальную работу по профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Дипломная из интернета.docx

— 118.94 Кб (Скачать)

а) Стараюсь все проблемы решать самостоятельно без помощи органов  правопорядка;

б) Прибегаю к помощи органов  правопорядка при первой возможности;

в) Прибегаю к помощи органов  правопорядка только в случаях крайней  необходимости.

10.Чем Вы предпочитаете  заниматься в свободное от  учебы время?

а) чтение книг;

б) общение с друзьями;

в) оставаться дома;

г) что-то другое(напишите)_____________________________________

11. Посещаете ли Вы ночные  клубы?

а) да;

б) нет;

12.Часто ли Вы попадаете  в ситуации, которые приводят  Вас в замешательство?

а) очень часто;

б) часто;

в) иногда;

г) редко;

д) что-то другое(напишите)__________________________________

12.Помогают ли Вам родители  в решении сложных для Вас  проблем?

а) да;

б) нет;

в) что-то другое (напишите)___________________________________

13. Вы часто испытываете  чувство тревоги, опасности?

а) очень часто;

б) часто;

в) иногда;

г) редко;

14. Как поздно Вы приходите  домой с вечеринок, от друзей  и т.д.?

а) в 21.00;

б) в 24.00;

в) бывает, что не прихожу  ночевать;

г) что-то другое (напишите)_________________________________

15.Какие у Вас отношения  с родителями?

а) доверительные (дружеские);

б) делитесь своими переживаниями, иногда;

в) ничего им не рассказываете  родителям;

г) что-то другое (напишите)__________________________________

16. На сколько Вы считаете себя самостоятельными? Почему?_____________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

Приложение В

Анкета для родителей

Цель: выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации (в трудные жизненные ситуации).

Уважаемый родитель!

Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов. Необязательно выбирать один из предложенных вариантов, Вы можете написать свой ответ с обоснованием.

1.Ваш ребёнок в свободное  от учебы время предпочитает  заниматься;

а) чтением книг;

б) общаться с друзьями;

в) проводить время дома в одиночестве;

г) проводить время дома с друзьями;

д) проводить время дома с кем-то из родственников;

е) другое _________________________________________________

2.Вы влияете на выбор  друзей Вашего ребенка?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

г) другое _________________________________________________

3.Ваш ребенок посещает  ночные клубы?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

4.Ваш ребенок часто  попадает в ситуации, которые  приводят его в замешательство?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

5.Ваш ребенок часто  обращается к вам за советом?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

6.Вы помогаете своему  ребенку в решении сложных  для него проблем

а) да;

б) нет;

в) другое_________________________________________________

7. Как поздно приходит  домой Ваш ребенок?

а) с 18.00-20.00;

б) с 20.00-22.00;

в) с 22.00-24.00;

г) бывает, что не приходит ночевать;

д) другое__________________________________________________

8.Ваш ребенок часто  прислушивается к вашим советам?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

9.Вы замечали присутствие  у Вашего ребенка чувства тревоги,  опасности?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

г) другое________________________________________________

10.Как много времени  Вы проводите вместе с ребенком?

а) все своё свободное  время;

б) « У меня очень мало свободного времени!»

в) «Он уже взрослый,…….»;

г) другое ________________________________________________

11.Какие у Вас отношения  с ребенком ?

а) доверительные (дружеские);

б) делятся своими переживаниями, иногда;

в) он ничего мне не рассказывает;

г) другое _______________________________________________

12.Можете Вы назвать  своего ребенка самостоятельным?_________________

________________________________________________________

 

Приложение Г

Проблемные ситуации

Цель: Анализ усвоенных знаний, умений и навыков выхода из опасных  ситуаций, сформировавшихся у подростков.

1. Ситуация 1.

Совсем недавно Вы познакомились  с другом. Вы о нем практически  ничего не знаете. Родители на работе. Пригласите ли Вы его в гости к  себе домой? Поставите ли в известность  об этом родителей?

2. Ситуация 2.

В ночной клуб приезжает  известная РОК- группа и Вы хотите пойти на концерт с друзьями. Но родители нарушают Ваши планы. Друзья предлагают уйти, когда родители лягут спать, а утром незаметно вернуться. Как Вы поступите?

3. Ситуация 3.

В привычной компании вам  предлагают что-то – для вас нежелательное (например, закурить, выпить спиртное, попробовать наркотик), говоря о  том, что все уже это сделали  – и вы тоже должны попробовать. Ваши действия?

4. Ситуация 4.

Вы опаздываете на День рождения к своей девушке (парню), которая (ый) живет в другом районе. Автобус только что отъехал от остановки, Вы не успели. Ваши действия?

 

Приложение Д

Методика «Недописанный  тезис».

Вам предлагается продолжить предложения – не торопитесь, подумайте. Необязательно давать точное определение, можно описать своими словами.

Итак, продолжите, пожалуйста, предложения:

Блок 1. Виктимность

1. Жертва – это ……..

2. Опасность – это…..

3. Ответственность – это…

4. Что такое насилие?

5. Какие виды насилия  существуют и как они проявляются?

6. Какие деструктивные  виды насилия могут быть?

7. Какова цель любого  насилия?

Блок 2. Виктимное поведение

8. Что такое провоцирующее  поведение?

9. Что такое неосмотрительное  поведение?

10. Что такое аморальное  поведение?

11. Что такое преступное  поведение?

12. Преступление – это…

13. Часто ли Вы оказываетесь  в ситуациях, где у Вас есть  только один вариант поведения?  Приведите примеры таких ситуаций.

14. Как Вы распознаете,  что ситуация является опасной  для Вас или окружающих? Когда  появляется чувство опасности?  Приведите примеры ситуаций, когда  можно легко предсказать наступление  неблагоприятных последствий.

15. Что Вы делаете, если  видите, что кто-то рядом с Вами  ведет себя виктимно?

16. Группа риска – это  …….

Блок 3. Безопасность.

17. Безопасность – это  ………

18. Безопасное поведение  – это …

19. Рискованное поведение  – это ……

20. Какие вы знаете способы  обеспечения собственной физической  безопасности?

21. Приведите примеры действий  по обеспечению личной физической  и экономической безопасности?

Блок 4. Службы помощи подросткам.

22. Куда и к кому, по  вашему мнению, вы можете обратиться  за помощью, если оказались  в сложной для Вас жизненной  ситуации?

23. Какие организации Вы  знаете, которые оказывают помощь  детям, оказавшимся в сложной  жизненной ситуации?

 

Приложение Е

Раздаточный материал к тренингу-игре «Возвращение уверенности в себе после пережитых неудач»

«Музыкальный дождик» (И. Соковня)

Озорной скрипичный ключ

Сел среди мохнатых туч.

Вместе с ним сидел  на тучах

Нот веселых хор певучий.

Тучи ливнем пролились,

Полетели ноты вниз.

Мчит по лужицам такси,

Важно едет нота Си.

«Си», — свистит сирена, —

«Дайте путь мгновенно!»

Ну а где же нота Ля?

Забрала ее земля.

И поют колосья

«Ля» многоголосьем.

Ноту До, суров и строг,

Пароходный взял гудок.

«До!» — ревут у входа

В гавань пароходы.

Озорная нота Ре

Шумно плещется в ведре.

Фа поймал огромный кот.

«Фа!» — шипит он у  ворот.

Соль нельзя найти нигде.

Соль растаяла в воде.

Выйдет солнышко гулять,

Станет землю согревать,

Просохнет сад да улица,

И Соль кристаллизуется.

Соль пойдет в присядку

Прыгать без оглядки!

Ноту Ми взяла синица,

Отнесла ее сестрицам.

Прежде чем воды напиться

Иль к кормушке опуститься,

Дружно «Ми» кричат синицы.

Ну а ключ пошел лечиться.

Он купался в лужах

И теперь простужен.

Скоро ключ поправится,

Ноты соберет.

Все у тех наладится,

Кто хочет, верит, ждет.

 

Приложение Ж

Методика «Локус контроля»

Методика позволяет определить, на что возлагает человек ответственность  за события в своей жизни. Человек  склонен видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно  во внешней среде, либо в самом  себе.

Экстерналы считают ответственными за все, что происходит с ними в жизни, других людей или внешние обстоятельства. По их мнению, неудачи зависят от невезения, стечения обстоятельств или влияния других людей. Интерналы считают себя ответственными за все происходящее с ними. В их понимании только уровень собственной компетентности, способности, целеустремленность, характер и тому подобное влияют на успехи или неудачи. Они склонны в большей степени, чем экстерналы, анализировать свои поступки и отличаются большей терпимостью и самостоятельностью.

Тест – опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С. Р. Пантелеева и В. В. Столина предназначен для измерения локуса контроля у подростков.

Опросник содержит 32 пункта (26 работающих и 6 маскировочных), построенных  по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показатель локуса контроля.

Инструкция: выберете из каждой пары одно высказывание, с которым  вы больше согласны, и отметьте соответствующую  ему букву на бланке ответов.

 

Тест опросника

1. а) издержки в воспитании  детей часто связаны с излишней  строгостью родителей

б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит  от того, что родители недостаточно строги с ними

2. а) многие несчастья  в жизни людей объясняются  невезением

б) людские невезения –  результат их собственных ошибок

3. а) большинство недостатков  в работе сферы обслуживания  связано с тем, что мы плохо  с ними боремся

б) в ближайшее время  улучшить сферу бытового обслуживания почти невозможно

4. а) к людям относятся  так, как они того заслуживают

б) к несчастью, достоинства  человека часто остаются непризнанными, как бы он не старался

5. а) спокойная жизнь  студента на факультете зависит  от его отношений с руководителем  курса

б) у добросовестного студента не бывает проблем с учебной частью

6. а) жалобы на то, что  преподаватели несправедливы к  студентам, редко бывают обоснованными

б) большинство студентов  не осознают, что их оценки в основном зависят от случайности

7. а) без везения никто  не может преуспеть в жизни

б) если способный человек  не многого добился, значит, он не использовал  свои возможности

8. а) как бы вы не  старались, некоторым людям вы  все равно не понравитесь

б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с  окружающими

9. а) наследственность  играет главную роль в определении  личности

б) человек определяет его  жизненный опыт

10. а) из моего опыта  следует, что если что –  то должно произойти, то это  произойдет

б) я убедился, что принять  решение о выполнении определенного  действия лучше, чем положиться на случай

11. а) в жизни студента, который всегда тщательно готовится  к заданию, редко бывает несправедливая  оценка

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков