Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.
Цель обусловила постановку следующих задач:
1) изучить психологическую, педагогическую и специальную литературу по проблеме профилактики виктимности подростков;
2) рассмотреть особенности виктимного поведения у детей подросткового возраста;
3) обобщить и систематизировать формы, методы, средства по профилактике виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;
4) спроектировать цели и задачи, сконструировать содержание программы работы социального педагога по профилактике виктимности подростков;
5) провести опытно – экспериментальную работу по профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Дипломная из интернета.docx

— 118.94 Кб (Скачать)

По мнению В.И. Загвязинского среди потерпевших от тех или иных внешних факторов можно условно выделить три основных группы лиц.

1. Люди, для которых характерно  преобладание отрицательных нравственно-психологических  свойств, обуславливающих их винтимогенное поведение в конфликтной ситуации. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода характерологическими отклонениями (психопатии, неврозы, склонность к аффектам, повышенная демонстративность и т.п.). Данные личностные свойства могут служить источником психологического напряжения в межличностных отношениях и обуславливают высокий риск виктимизации личности.

2. Люди, характеризующиеся  в целом положительно, ставшие  жертвами посягательства в силу  своего неосторожного, неосмотрительного  поведения. Это люди (чаще всего  дети, подростки); которые в силу  недостаточности жизненного опыта  не могут адекватно и своевременно  предвидеть возможные негативные  последствия собственного поведения  (согласилась сесть в машину  к незнакомому человеку; решили, что не будет ничего страшного,  если пругнуть с моста и т.п.). Поведение данной группы может варьироваться от неосмотрительного до провоцирующего. Часть виктимогенным является по сути правомерное, но по форме неосмотрительное поведение. Так, например, желание человека защитить свою оскорбленную честь в поединке с группой встречных хамов, не учитывающие психологическое состояние правонарушителей (пьяные, в группе и т. п.) и специфику конкретной ситуации (явное количественное превосходство противников, их оснащенность средствами нападения и т. п.), может с очень высокой степенью вероятности привести к негативным для него последствиям (травма, угроза жизни и т. п.)

3. Люди, ставшие жертвами  обстоятельств объективного характера.  К данной группе могут быть  отнесены лица с различного  рода врожденными недугами (инвалиды  детства), пережившие ситуации, связанные  с высоким риском для жизни  (жертвы катастроф, природных  стихий и т.п.).

Среди факторов виктимизации В.И. Загвязинский выделяет постоянные непостоянные и устранимые-неустранимые.

Примером постоянного  неустранимого фактора виктимизации может служить олигофрения как стационарное состояние интеллектуальной недостаточности ребенка, не поддающееся кардинальным изменениям в течение жизни.

Примером непостоянного  устранимого фактора может служить  задержка психического развития ребенка, подвергающегося успешной корректировки  в условиях специализированных коррекционных  классов школ и других учреждений. Таким образом, жертвой неблагоприятных  условий социализации могут стать  люди различных возрастов, в том  числе и подростки в силу их специфических особенностей: возрастных, индивидуальных, характерологических. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с  которыми самостоятельно справится  «на входе» в самостоятельную  жизнь многие молодые люди не могут.В результате чего подростки попадают в трудные жизненные ситуации, при этом становясь жертвой неблагоприятных условий социализации.

 

1.2 Возрастные особенности  подростков и виктимизация

Ребенок может столкнуться  с насильственными действиями в  любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и  семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие как социально - психологическая проблема является в настоящее время весьма актуальной и значимой.

Подростковый возраст  часто наделяют эпитетом «трудный». Можно утверждать, что этот возраст  труден, прежде всего, для взрослого, сталкивающегося с неожиданно быстрым  взрослением человека. Для подростка  же этот возраст предстает скорее как время новых открытий в  себе и окружающем мире и основное его ощущение - это ощущение захватывающей  новизны жизни, ее многообразия и  своих возможностей найти в этой жизни свое неповторимое Я. Важнейший  момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции  – осознание своего «Я». Это осознание  осуществляется и в самооценке, и  в отношениях со сверстниками и взрослыми. Появляется моральная потребность  проанализировать свои достоинства  и недостатки, стремление понять, что  в собственных поступках и  целях является правильным или неправильным и т.д. В подростковом возрасте начинается окончательное преодоление зависимости  от взрослых и утверждение самостоятельности  личности. Психологическое содержание подростковой жизни связано с  закладкой самосознания, формированием  нравственного сознания, мировоззрения. В межличностных отношениях формируется  значение индивидуальных контактов  и привязанностей.

В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а так же со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного  поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений  и социальных установок.

Все подростки этого возраста находятся на иждивении родителей, их ведущая деятельность – учеба. Между тем психологически этот возраст  крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, что обусловлено больше биологическими факторами. Важнейшее психическое новообразование – чувство взрослости – представляет собой преимущественно новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которое подросток фактически еще не достиг. У несовершеннолетних уровень интеллектуального и волевого развития ниже, чем у взрослых. Их жизненный опыт значительнее беднее, а многие поступки вследствие возрастных особенностей психики имеют «специфическую» детскую мотивацию. Именно в этот период активно формируется личность, создается нравственное лицо индивидуума.

Отдельная категория общества, обладающая высокой степенью виктимности, - российские дети. Мы не обучаем их правилам и приемам психологической безопасности, методам защиты своей личности в условиях попытки посягательства на неё. Во-первых, наверное, потому, что это не принято в нашем обществе и подобное воспитание традиционно считается исключительно в компетенции семьи. Во-вторых, мы не владеем апробированной методикой грамотного виктимологического обучения, а точнее виктимологического воспитания, которое является небольшой, но важной составляющей воспитания человека. Особенно этому подвержены подростки.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению  новых форм взаимодействия между  сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение  в коллективе, ему начинают предъявляться  более серьезные требования со стороны  взрослых.

М.А. Галагузова, Х. Ремшмидт выделяют следующие особенности подростков. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуют неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процесса окостенения скелета. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у  ребенка проявляется потребность  в познании самого себя. Ответ на вопрос «кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные  взгляды и суждения; появляются собственные  оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиям.

В этом возрасте происходит временное психологическое отделение  подростка от семьи и школы, их значение в становление личности подростка снижаются, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде, группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и д.р.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы с взрослыми, в частности с  родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения  с взрослыми обычно характеризуются  повышенной конфликтностью, усиливается  критичность по отношению к мнениям  взрослых, но при этом становится более  значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими; из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется  чувство взрослости, которое проявляется  через стремление к независимости  и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко  выбирает для себя кумира (герой  фильма, сильный взрослый, герой  передачи, выдающийся спортсмен и  д.р.), которому он пытается подражать: его внешнему облику поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

Все это происходит на стороне  изменения эмоционально – волевой  сферы. У подростка проявляется  эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность  в дружбе на основе общих интересов  и увлечений. У подростка формируется  умения самообладания, самоуправление своими мыслями и поступками, развиваются  настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка. Наряду с любознательностью  и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов [38;59].

Подросток – это еще  недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это  личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и  качеств. Стадия эта пограничная  между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы  считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что  в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Подросток способен принимать  продуманные решения, совершать  разумные поступки и нести за них  нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток  – лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и  поступки. И хотя закон, учитывая особенности  социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает  для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующейся  личностной ответственностью.

Д.Я. Ягофаров в своей статье отмечает, что самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации - подростки. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность, создаётся нравственное лицо индивидуума [58].

Индивидуальная виктимная предрасположенность в подростковом возрасте, по мнению Д.А. Ягофарова, определяется степенью выраженности личностных качеств несовершеннолетних. О.О. Андронникова к специфическим факторам возникновения виктимного поведения подростков относит: индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия, ранее сформированный комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка), отсутствие ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери. Причем не один из вышеперечисленных факторов сам по себе не приводит к виктимному поведению, для реализации необходимо сочетание комплекса факторов, составляющих модель виктимного поведения [2].

Как свидетельствует социально-правовая практика, наиболее виктимными среди несовершеннолетних оказываются подростки в возрасте 12-14 лет.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового  возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять  желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать  взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой  неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить  рост жертв неблагоприятных условий  социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков.

1.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема 

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков