Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.
Цель обусловила постановку следующих задач:
1) изучить психологическую, педагогическую и специальную литературу по проблеме профилактики виктимности подростков;
2) рассмотреть особенности виктимного поведения у детей подросткового возраста;
3) обобщить и систематизировать формы, методы, средства по профилактике виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;
4) спроектировать цели и задачи, сконструировать содержание программы работы социального педагога по профилактике виктимности подростков;
5) провести опытно – экспериментальную работу по профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Дипломная из интернета.docx

— 118.94 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Самарский государственный  университет»

Психологический факультет

Кафедра педагогики

Специальность «Социальная  педагогика»

Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков

Дипломная работа

Выполнила студентка з/о

4 курса, 17401.32 группы

Юртаева Ю. П.

Научный руководитель

Доцент кафедры педагогики

кандидат пед. наук

Коновалова Т. В

Допущена к защите

Заведующий кафедрой педагогики Председатель ГАК

Доктор педагогических наук, Доктор педагогических наук

Профессор профессор, член-корреспондент РАО

Горячев М.Д. Бездухов В.П

Самара

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Теоретические основы  проблемы виктимности подростков

1.1 Основные подходы к  исследованию виктимности

1.2 Возрастные особенности  подростков и виктимизация

1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема

2. Опытно-экспериментальная  работа по профилактике виктимности подростков       

2.1 Программа работы социального  педагога по профилактике виктимности подростков

2.2 Описание эксперимента  и анализ его результатов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема профилактики виктимности подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств. Буквально виктимность означает жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности. Поскольку в нашем случае речь идет о людях объективно или субъективно могущих стать жертвами чего-либо, а не приносить себя в жертву кому-либо или чему-либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (автор - психолог А. С. Волович).

Особенно актуальной является проблема виктимности подростков (12 14 лет). Известно, что подростковый возраст является переходным в биологическом и социальном смысле. В биологическом – это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном – подростковая фаза является продолжением первичной социализации. Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения (реклама спиртного, сигарет, средств для похудения и т.д.), групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности  детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает  необходимость находиться, беспомощность  в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.

Таким образом, на современном  этапе развития системы социального  воспитания сложился ряд противоречий:

1) между неоднозначным  воздействием различных обстоятельств,  которые ставят подростка в  затруднительное положение и  отсутствием у него знаний  и умений эффективного выхода  из трудных жизненных ситуаций.

2) между возрастающей  потребностью школы в социальном  педагоге, способном оказать помощь  подросткам, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации, провоцирующей  отношения посягатель-жертва, и отсутствии  соответствующих программ профилактики  социально-педагогической факторов  виктимизации;

3) между направленностью  социального педагога на решение  проблемы виктимности и неразработанностью содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную профилактику виктимогенных ситуаций.

В современном российском обществе возникла необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики. Исходя из опубликованных научных работ В.И. Загвязинского, Е.В. Азаркина, Т. Волковой, М.В. Шакуровой, посвященным проблемам виктимологии, нельзя не признать, что деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе на сегодня уделяется недостаточно внимания.

В связи с этим, важным направлением социально-педагогической работы стала разработка методов, средств  и способов профилактики процессов  виктимизации подростков.

Специфика работы социального  педагога с подростками, склонными  к девиантному поведению, рассмотрены в работах М.А. Галагузовой. В работах В.И. Загвязинского, А.В Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой выделены и рассмотрены ключевые понятия виктимологии и специфика социально-педагогической виктимологии. Актуальные вопросы профилактики нашли отражение в работах М.А. Галагузовой, С.А. Беличевой, А.В Мудрика.

Выше указанное обусловило актуальность выбранной нами темы: «Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков».

Объект исследования: профилактика виктимности подростков.

Предмет исследования: программа  работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.

Цель исследования: разработать  и экспериментально проверить программу  работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.

Гипотеза исследования: работа социального педагога по профилактике виктимности подростков будет эффективной, если:

-строится на имеющемся  опыте работы специалистов различных  сфер (психологической, педагогической, юридической, медицинской);

- программа работы социального  педагога способствует снижению  воздействия негативных факторов, формированию навыков безопасного  поведения подростков и социально-значимых  качеств валеологического, социального, правового характера личности подростков;

- выбор содержания, форм, методов, средств профилактики виктимности подростков базируется на их возрастных и характерологических особенностях.

Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач:

1) изучить психологическую,  педагогическую и специальную  литературу по проблеме профилактики  виктимности подростков;

2) рассмотреть особенности  виктимного поведения у детей подросткового возраста;

3) обобщить и систематизировать  формы, методы, средства по профилактике  виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;

4) спроектировать цели  и задачи, сконструировать содержание  программы работы социального  педагога по профилактике виктимности подростков;

5) провести опытно –  экспериментальную работу по  профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ результатов  деятельности, наблюдение, беседа, анкетирование, недописанный тезис.

Практическая значимость: разработанная программа может  быть использована в работе социальных педагогов, психологов, педагогов как в школе, так и в других образовательных учреждениях.

База исследования: Общеобразовательная  Сургутская средняя школа.

Структура работы диплома: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

 
1. Теоретические основы  проблемы виктимности подростков

1.1 Основные подходы к  исследованию виктимности

Виктимность - характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств.

Совокупность относительно устойчивых особенностей личности и  поведения человека, определяющая его  возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях совершения преступлений) именуется виктимностью, а поведение, провоцирующее преступника, - виктимным. Высокая виктимность - высокая вероятность стать жертвой. В интересах каждого человека - снижение своей виктимности, предупреждение виктимного поведения.

П.И. Юнацкевич выделил (по разным основаниям) следующие виды виктимности:

а) по проявлениям в различных  жизненных ситуациях – криминальную, политическую, экономическую, транспортную, бытовую, военную и др.;

б) по доминирующим психологическим  механизмам – мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, смешанную;

в) по числу участвующих  лиц – индивидуальную, групповую, общественную (массовую);

г) в зависимости от отношения  к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности – непрофессиональную (общегражданскую) и профессиональную;

д) по психологическому уровню виктимности – слабовыраженную, средневыраженную и сильновыраженную;

е) по времени протекания – ситуативную и относительно стабильную.

Типология виктимности используется в процессе проведения психовиктимологических исследований, составления обобщенных психовиктимологических портретов личности и групп, при анализе поведения в различных критически сложных жизненных ситуациях и разработке психологических рекомендаций по обеспечению безопасности

Л.В. Франк выделил следующие  виды виктимности [51].

1. Личностную, как совокупность  социально-психологических свойств  личности, определяющих способность  стать жертвой преступлений.

2. Ролевую, или профессиональную, как «безличное» свойство, обусловленное выполнением человеком определенных социальных функций;

3. Социальную, определяемую  существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого  человека в положение потенциальной  жертвы.

Наиболее виктимогенно значимыми признаками личности являются: социально - демографические характеристики; нравственно – психологические характеристики; социально – психологические характеристики ролевого поведения.

М.В. Шакурова выделяет объективные  факторы, предполагающие или способствующие созданию ситуации, в которой группы или конкретные люди, в том числе  и подростки, могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

Среди факторов виктимизации населения – периодично-климатические условия страны, региона, местности, поселения, так как суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.

Отрицательно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия  проживания, связанные с экологическим  загрязнением – повышенным уровнем  радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.

Климатические и экологические  условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к  более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам).

Фактором виктимизации подростка могут стать общество и государство в котором он живет. В любом обществе наличествуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня его экономического развития и социальной политики государства: инвестиций в сферу социальной защиты и общественного признания, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства; законодательство, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов. Собственно, и статус, субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные, с хорошими внешними данными, выглядящие материально обеспеченными  или доступными для посягательств  на них, с вызывающими и дразнящими манерами поведения, чрезмерно доверчивые, легковерные, неразборчивые в знакомствах, посещающие часто криминально опасные  места и мероприятия (пирушки, ночные гуляния и пр.), остающиеся вдвоем в комнате или темноте, выбирающие опасные маршруты передвижения, проявляющие слабость и беспомощность, злоупотребляющие спиртным и наркотиками, падкие на легкий выигрыш, жадные и др.

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков