Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.
Цель обусловила постановку следующих задач:
1) изучить психологическую, педагогическую и специальную литературу по проблеме профилактики виктимности подростков;
2) рассмотреть особенности виктимного поведения у детей подросткового возраста;
3) обобщить и систематизировать формы, методы, средства по профилактике виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;
4) спроектировать цели и задачи, сконструировать содержание программы работы социального педагога по профилактике виктимности подростков;
5) провести опытно – экспериментальную работу по профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Дипломная из интернета.docx

— 118.94 Кб (Скачать)

На основании анализа  научной литературы мы сделали вывод, что эффективная профилактика подростковой виктимности должна включать следующие направления: правовое, социальное, валеологическое.

Целью разработанной нами программы является снижение факторов риска предрасположенности подростка  стать жертвой неблагоприятных  условий социализации.

Задачи:

1) диагностировать у подростков  уровень склонности к виктимности; знаний; ответственности; умений и навыков безопасного поведения;

2) повысить информированность  подростков об опасности конкретных  видов поведения;

3) повысить ответственность  подростков в процессе их жизнедеятельности;

4) развить умения и  навыки безопасного поведения  у подростков;

5) снизить склонность  к виктимному поведению у подростков.

Кратко опишем содержание блоков и перечень мероприятий программы, которая состоит из четырех блоков: вводно-диагностического, теоретического, практического, включающего в себя две части (тренинги по развитию соответствующих  умений и навыков) и итогово-диагностического.

В рамках вводно-диагностического и итогово-диагностического блоков решаются задачи диагностики показателей эффективности программы; знакомства и группового сплочения подростков экспериментальной группы; информирование родителей о проблеме виктимности подростков.

Основной формой работы социального  педагога является факультатив. Занятия  также проводятся в форме мастерской, тренинга, консультации.

Блок 1. Вводно-диагностический.

Цель: диагностика основных показателей эффективности программы.

Тема 1. «Знакомство».

Ключевые понятия: знакомство, представление, интервью, самоанализ, тренинг, правила поведения, введение в проблему виктимности, юридическая и моральная ответственность.

Методы работы: беседа, упражнения «Снежный ком», «Интервью», проблемные ситуации.

Домашнее задание: написать несколько примеров проблемных ситуаций из собственной жизни.

Тема 2. «Диагностика виктимности».

Ключевые понятия: анкета, тест- опросник, незаконченный тезис.

Методы работы: наблюдение; методика исследования склонности к  виктимному поведению, разработанная О.О. Андрониковой [2]; анкета «Выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации»; незаконченный тезис; методика «Локус контроля» для определения уровня ответственности подростков.

Домашнее задание: написать краткое сочинение на тему: «Что значит для меня - быть в безопасности…».

Блок 2. «Виктимогенные ситуации».

Цель: предоставление подросткам знаний о виктимологии, особенностях виктимного поведения и особенностях безопасного поведения.

Тема 1: Виктимология – наука о жертвах и посягателях.

Ключевые понятия: виктимология, виктимность, жертва, роль поведения жертвы в опасных ситуациях, насилие, виды насилия.

Методы работы: рассказ, дискуссия, беседа.

Домашнее задание: написать несколько примеров насильственных действий, с которыми подростки могут  встретиться в повседневной жизни.

Тема 2: Виктимное поведение.

Ключевые понятия: правонарушение, преступление, аморальное поведение, виктимизация, группы риска, факторы виктимности, виктимное поведение.

Методы работы: рассказ, дискуссия.

Домашнее задание: привести примеры виктимного поведения, которые подростки наблюдали в собственной жизни.

Тема 3: Безопасность.

Ключевые понятия: безопасность, риск, рискованное поведение, ответственность, ответственное поведение, личная безопасность, техники отказа от опасных предложений, физическая, экономическая и криминальная безопасность, правила безопасного  поведения.

Методы работы: рассказ, дискуссия.

Домашнее задание: привести примеры действий, обеспечивающих личную безопасность в различных обстоятельствах.

Тема 4: Службы помощи, попавшим в неблагоприятную ситуацию.

Ключевые понятия: социальная помощь, сложная жизненная ситуация, телефон доверия, приют, центры социально-медико-психологической  помощи «Семья», отделы по делам несовершеннолетних при администрации районов и  городов, социальный приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Методы работы: рассказ, дискуссия, решение проблемных ситуаций.

Домашнее задание: составить  план собственных возможных действий при попадании в виктимогенную ситуацию.

Блок 3. «Безопасное поведение».

Данный блок состоит из двух частей: 1 часть – тренинг  навыков безопасного поведения, 2 часть - обучение способам восстанавливать  уверенность в себе и адекватную самооценку после перенесенных неудач, опасных ситуаций и т.д.

Часть 1. Тренинг навыков  безопасного поведения.

Цель: снижение риска попадания  подростков в неблагоприятные жизненные  ситуации, обучение подростков навыкам  опознавать возможность складывания  опасной ситуации, стратегиям эффективного и адекватного поведения в  ситуациях опасности и навыкам  саморегуляции.

Ключевые понятия: насилие  и его виды, ситуация, риск, зоны риска, способ снятия напряжений, стратегия  поведения в ситуации насилия, адаптация, адаптивный навык поведения, рефлексия, уверенность, адекватная самооценка.

Форма работы – тренинг.

Методы работы: игры и  упражнения, дискуссии, решение проблемных ситуаций, дебаты, мозговой штурм.

Этот блок ориентирован на закрепление ответственности как  личностной черты. В блоке делается упор на развитие адаптивных навыков  эффективного поведения, укрепление и  развитие конструктивных стратегий  профилактики и преодоления ситуаций насилия. Работа в рамках данного  блока способствует становлению  адекватной самооценки у подростка, является хорошей профилактической базой для формирования у подростков умений противостоять нефизическому  насилию со стороны окружающих. В  блоке так же реализована задача, связанная с активизацией собственных  возможностей подростка, увеличением  ресурсов, необходимых для противостояния различным жизненным трудностям подростковой жизни, и прежде всего тех, которые связаны с эмоциональным насилием. Оптимальное число участников группы 12-15 человек. Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту). Для работы потребуются следующие материалы: бейджи, плакат «Правила работы группы», вывески с афоризмами, информационные карточки «Способы преодоления ситуации нефизического насилия», фломастеры, мяч, отрывные карточки.

Каждое занятие состоит  из трех частей. Первая часть - приветствие, настрой на работу (1-2 упражнения, направленное на активизацию группы, привлечение  внимания, создающее настрой на обсуждение основной темы занятия).

Основная часть включает следующие элементы: определение  целей, темы дискуссии, характера проблемы; круговую дискуссию по обсуждаемой  проблеме, сбор информации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников; упорядочение информации и ее обсуждение; обоснование альтернатив и совместная их оценка; подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование.

В заключительной части занятия  проводится сопоставление целей  занятия с полученным результатом; упражнения на снятие психологической  нагрузки и подведение итогов занятия. Каждое занятие завершается краткой  рефлексией, в ходе которой участники  могут поделиться своими впечатлениями  от полученной информации и об удовлетворенности  от проделанной работы.

Далее кратко опишем содержание основной части каждого занятия.

Тема 1. Создание у участников эмоционального настроя на работу в  группе. Обсуждение ожиданий, опасений от работы в группе. Принятие правил работы в группе.

Методы работы: упражнения, групповая дискуссия.

Домашнее задание: повторить  правила работы в группе, повторить  материалы теоретического курса, посвященные  теме насилия.

Тема 2. Понятие насилия. Виды насилия. Нефизическое насилие.

Методы работы: упражнения, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Домашнее задание: подобрать  примеры ситуаций насилия из собственной  жизни и жизни знакомых и родственников, литературных произведений, телепередач  и т.д.

Тема 3. Ситуации насилия. Определение  и обсуждение возможных ситуаций насилия. Зоны риска. Изучение типологии  ситуаций, угрожающих возникновением нефизического насилия. Способы  снятия напряжения после ситуации насилия. Определение конструктивных способов снятия напряжения после ситуации насилия.

Методы работы: упражнения, групповая дискуссия.

Домашнее задание: написать список конструктивных способов снятия напряжения и неконструктивных способов снятия напряжения (каждый список –  не менее 4 пунктов).

Тема 4. Анализ индивидуально  перенесенных ситуаций насилия. Определение  индивидуальных способов поведения  внутри ситуации и ее предупреждения. Определение и обсуждение конструктивных стратегий поведения внутри ситуации насилия и способов профилактики. Укрепление навыков «психотерапевта» для других.

Методы работы: упражнения, мозговой штурм, решение проблемных ситуаций.

Домашнее задание: проанализировать собственные способы поведения  в конфликтных ситуациях, степень  их конструктивности.

Тема 5. Профилактика насилия  в социальной группе. Адаптивные навыки поведения. Анализ стратегии поведения  в кризисной ситуации, угрожающей насилием. Повышение уверенности  в себе. Стабилизация адекватной самооценки. Повышение ответственности за свое поведение. Осознание своей ценности и уникальности.

Методы работы: упражнения, беседа, групповая дискуссия, консультация.

Домашнее задание: пронаблюдать за динамикой собственного эмоционального состояния и постараться выявить  внутренние и внешние факторы, повышающие самооценку.

Тема 6. Личностная обратная связь. Итоги занятий. Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка. Осознание и  структурирование опыта, полученного  на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.

Методы работы: упражнения, беседа, групповая дискуссия.

Домашнее задание: написать краткое сочинение «Чему я  научился на этом тренинге».

Часть 2. Тренинг «Возвращение уверенности» - обучение способам восстанавливать уверенность в себе и адекватную самооценку после перенесенных неудач, опасных ситуаций и т.д.

Цель: помочь каждому участнику  по возможности снизить негативное воздействие на собственную психику  пережитой неудачи, улучшение состояния  подростков после перенесенной бытовой  или межличностной неудачи.

Ключевые понятия: неудача, ситуация неудачи, ошибка, последствия, вживание в ситуацию, ролевое моделирование  ситуации, рефлексия ситуации.

Форма работы: тренинг [37].

Методы работы: ролевая  игра.

Для работы потребуются следующие  материалы: текст стихотворения «Музыкальный дождик» (И. Соковня), карточки с названиями ролей, простейший музыкальный инструмент (для ведущего, например, ксилофон или губная гармошка, или ведущий просто попевает каждую ноту).

Алгоритм игры

1. Постановка цели. Ведущий  предлагает участникам игры задуматься, есть ли у них воспоминание  о каком-либо жизненном эпизоде,  когда они испытали чувство  досады от того, что сорвалось  какое-то дело. Сорвалось по независящим от самого человека обстоятельствам. Например: вы собирались с друзьями в поход, но начался такой ужасный ураган, что вы вынуждены были остаться дома.

На обдумывание дается 1—2 мин. Потом ведущий просит одного из подростков поделиться своими воспоминаниями. Это будет, как правило, тот подросток, который уже справился с последствиями  пережитой неудачи. Те, у кого психологический  дискомфорт сохранился, раскрываются не так быстро. Однако озвучивание  чужих неприятных историй, имевших  место в прошлом и пережитых, дает надежду на то, что и он или  она смогут справиться со своими неприятностями.

2. Объяснение метода. Участники  должны понять, почему им предлагается  игра. Тезис: «Ролевая игра дает возможность безболезненно для личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую, даже парадоксальную (странную, резко расходящуюся с общепринятой) точку зрения. Кроме того, возможность побыть в чужой роли дает нам время на отдых от самих себя, от наших собственных переживаний».

3. Раздача литературного  материала. (стихотворение «Музыкальный дождик» И. Соковня)

Роли: скрипичный ключ, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, такси, кот, два парохода, тучи (несколько карточек), колосья (несколько карточек), главная синица, синицы (несколько карточек), ведро, дождинки, Земля, Солнце.

4. Чтение вслух текста.

5. Представление ситуации. Ситуация: было намечено хорошее  дело, но оно сорвалось. Однако  неудача не должна рассматриваться  как непоправимое несчастье. Участники  сорвавшегося дела могут снова  собраться вместе и начать  все сначала. Но у каждого  участника свой характер. Мы должны  выяснить, захотят ли они вернуться,  как каждый в отдельности переживает  ситуацию. (При проведении рефлексии  в случае работы с детьми  до 12 лет не следует задавать  слишком развернутые вопросы, достаточно просто попросить ребенка, исполняющего ту или иную роль, охарактеризовать свое состояние, с подростками можно провести более углубленную рефлексию.)

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков