Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:06, дипломная работа
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.
Цель обусловила постановку следующих задач:
1) изучить психологическую, педагогическую и специальную литературу по проблеме профилактики виктимности подростков;
2) рассмотреть особенности виктимного поведения у детей подросткового возраста;
3) обобщить и систематизировать формы, методы, средства по профилактике виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;
4) спроектировать цели и задачи, сконструировать содержание программы работы социального педагога по профилактике виктимности подростков;
5) провести опытно – экспериментальную работу по профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.
Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников
В современном российском обществе давно назрела необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики.
Профилактика – совокупность
предупредительных мероприятий, направленных
на сохранение и укрепление нормального
состояния, порядка. В социальной сфере
- это совокупность государственных,
общественных, социально-медицинских
и организационно-
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
1) предотвращение возможных
негативных физических, психологических
или социокультурных
2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
3) содействие ребенку
в достижении социально
Сам термин «профилактика»
обычно ассоциируется с
Так как негативные явления,
обстоятельства могут быть вызваны
разными причинами и
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
- устраняющие эти
- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Эффективность профилактических
мероприятий может быть обеспечена
только при условии обязательного
включения следующих
1) направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
2) обучение ребенка новым
навыкам, которые помогают
3) решение еще не возникших
проблем, предупреждение их
В интересах каждого человека - снижение своей виктимности, предупреждение виктимного поведения. По мнению А.М. Столяренко, опасность стать жертвой преступления снижается, когда человек обладает:
- знаниями: роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; криминогенно опасных мест и условий; способов действий преступников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.;
- воспитанными привычками
безопасного поведения в
- развитыми культурными
интересами, увлечениями, способами
проведения досуга, исключающими
попадание в «злачные места»,
компании повышенного
- разумной осторожностью,
бдительностью,
- специально освоенными
приемами самозащиты: поведенческими,
словесными, техническими (использование
носильных защитных средств,
Для насилий, грабежей, мошенничества и других видов преступлений есть свои виктимные предпосылки в особенностях личности и поведения намечаемых жертв, которые стоит учитывать для построения бдительного, обеспечивающего личную безопасность поведения. Не быть наивным и беспечным в повседневной жизни, сохранять бдительность и не совершать действий, повышающих вероятность попадания в трудные, экстремальные, кризисные ситуации; быть разборчивым в знакомствах; не ходить «по лезвию ножа», не испытывать судьбу, действуя в рискованных и опасных ситуациях на авось; не подставляться под удары судьбы и криминала, не совершать действий, которые дают возможность недоброжелателям и преступникам воспользоваться ими, чтобы поставить человека в трудное положение.
На социально-педагогическом уровне, система виктимологической профилактики представляет собой организованную целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически - значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности человека как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств. Так, своевременное и продуманное планирование в области социальной инфраструктуры микрорайона или города (строительство жилья, учреждение социальной сферы, обеспечение сохранности рабочих мест) может предотвратить миграционные процессы среди жителей данной территории (на поиски новой работы, более удобной школы для ребенка и т.п.); организация и проведение групповых и психологических тренингов (или индивидуальных занятий) обучавшего характера (приобретение навыков эффективного разрешения межличностных конфликтов, навыков психологической саморегуляции и т.п.) позволит людям, прошедшим данный тренинг, более эффективно взаимодействовать с окружающими, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций в своей жизни; своевременное консультирование и профессиональная поддержка социальным педагогом родителей из курируемой им семьи может значительно снизить риск возникновения внутрисемейной напряженности, могущей сказаться на детях и т.д.
Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает также деятельность по помощи и поддержке лиц, ставших жертвами неблагоприятных обстоятельств (кризисные центры или специализированные отделения для детей, переживших насилие; создание в районах компактного проживания беженцев национальных культурных и образовательных центров; развитие социальной инфраструктуры, специализированной под той или иной дефект развития человека, например, создание спортивного клуба для инвалидов с нарушениями опорно двигательного аппарата и т.д.).
В России более миллиона
детей живут в детских
Результаты воздействия виктимологической профилактики детей-сирот является одной из ключевых проблем в деятельности детских домов и интернатов. При выходе из их стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получаю соответствующей помощи. Бывают случаи, когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для элементарного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных элементов. Для социальной адаптации детей-сирот необходимы следующие меры [20;273].
1. Развить навыки и
способности к различным видам
трудовой деятельности. В условиях
рынка дать
2. Формировать общую
3. Организовать работу каждого детского сиротского учреждения по индивидуальной программе, которая была бы ориентированная на имеющихся в нем контингент детей.
4. Всемерно способствовать «открытости» интернатных учреждений.
5. Поощрять усыновление
и удочерение детей-сирот как
в форме получивших в
Люди с ограниченными
возможностями, люди с нарушенной координацией
движения, полностью или частично
парализованные и т.п. признаются инвалидами
в силу очевидных отклонений от нормального
физического состояния
Наиболее характерными причинами, усугубляющие проблему бездомности, для многих стран в настоящее время являются [30]:
1) недостаточное количество
жилищ, нехватка дешевого
2) безработица, обуславливающая отсутствие средств для оплаты жилья;
3) малодоходность многих семей и отдельных граждан;
4) социальное здоровье
общества (наличие душевнобольных,
лиц с отклоняющимся
5) слабые возможности
реализации социальных
Значительную долю бездомных
составляют так называемые люди без
определенного места
Таким образом, система виктимологической профилактики должна представлять собой организованную на социально-педагогических принципах целенаправленную деятельность специалистов различных профессий, направленную на выявление и устранение виктимогенных факторов и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию подростка как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.
Итак, виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств. Виктимогенность же обозначает наличие в объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств. Соответственно, виктимизация понимается с одной стороны, как процесс влияния на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, а с другой как процесс социально - психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий и факторов, формирующих в нем «психологию жертвы».
Важнейшее психическое новообразование подросткового возраста – чувство взрослости – представляет собой преимущественно новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которое подросток фактически еще не достиг. Повышенная виктимность подростка обусловлена тем, что подросток действует исходя из чувства взрослого, но не способен предвосхитить, и справится с последствиями взрослого поведения. В данной ситуации на первый план выходят проблемы социально-педагогической профилактики виктимности.
На социально-педагогическом уровне, система виктимологической профилактики представляет собой организованную на социально-педагогических принципах целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически -значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию подростка как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.
2. Опытно-экспериментальная
работа по профилактике
2.1 Программа работы социального
педагога по профилактике
Изучив научную литературу по проблеме виктимности подростков, считаем целесообразным, чтобы работа социального педагога в этом направлении носила не только профилактический, но и развивающий характер.
Статистические данные об авариях на дорогах, росте наркомании, отравлении алкоголем, гибели людей в процессе производства и в быту подтверждают выводы о чрезвычайной актуальности профилактики виктимного поведения, формирования у современного человека культуры личной безопасности. Воспитание такой культуры предполагает овладение накопленным опытом выживания в разнообразных ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Речь идет о комплексной подготовке человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствует мировоззренческая, нравственная, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная, правовая, эстетическая, интерсоциальная и физическая готовности [9].
Эффективное формирование навыков личной безопасности на основе гуманистической нравственной установки возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно запретительного характера (не впускай в квартиру, не подходи к машине, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не дает воспитанникам возможности усвоить весь необходимый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к нравственному действию и одновременному обеспечению своей личной безопасности.
Программа работы специалиста
- это разрабатываемый и
Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков