Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:06, дипломная работа
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.
Цель обусловила постановку следующих задач:
1) изучить психологическую, педагогическую и специальную литературу по проблеме профилактики виктимности подростков;
2) рассмотреть особенности виктимного поведения у детей подросткового возраста;
3) обобщить и систематизировать формы, методы, средства по профилактике виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;
4) спроектировать цели и задачи, сконструировать содержание программы работы социального педагога по профилактике виктимности подростков;
5) провести опытно – экспериментальную работу по профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.
Введение
1. Теоретические основы проблемы виктимности подростков
1.1 Основные подходы к исследованию виктимности
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально- педагогическая проблема
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков
2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников
Четвертая задача опытно-экспериментальной работы состояла в определении уровня сформированности умений и навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
Оценка навыков и умений
подростков проводилась через
Таблица 4. Умения и навыки
безопасного поведения
№ п/п |
Уровень умений и навыков |
Констатирующий |
Формирующий | ||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | ||
1 |
Безопасное поведение дома, в помещении | ||||
высокий |
2 |
1 |
4 |
1 | |
средний |
8 |
10 |
10 |
10 | |
низкий |
4 |
3 |
- |
3 | |
2 |
Безопасное поведение на улице (в разное время суток) | ||||
высокий |
2 |
3 |
4 |
2 | |
средний |
7 |
9 |
9 |
10 | |
низкий |
5 |
2 |
1 |
2 | |
3 |
Безопасное поведение в общественных местах | ||||
высокий |
1 |
2 |
5 |
2 | |
средний |
4 |
4 |
8 |
5 | |
низкий |
9 |
8 |
1 |
7 | |
4 |
Владение техниками отказа (умение сказать «нет» ) | ||||
высокий |
- |
1 |
4 |
1 | |
средний |
4 |
5 |
7 |
5 | |
низкий |
10 |
8 |
3 |
8 |
Из таблицы 4 видно, что
в контрольной группе изменений
нет (максимальное изменение у одного
человека по показателю «Безопасное
поведение на улице (в разное время
суток)»). В экспериментальной группе
общая тенденция заключается
в понижении количества подростков
имеющих низкий уровень навыков
безопасного поведения и
Итак, сравнительный анализ материалов констатирующего и формирующего экспериментов выявил прогрессивную динамику по основным показателям профилактики виктимности у подростков в экспериментальной группе в отличие от контрольной группы, что подтвердило эффективность разработанной нами программы.
Заключение
Проблема профилактики виктимности подростков – это социально- педагогическая проблема. Её решение связано с формированием у подростков системы знаний, навыков безопасного поведения в трудных жизненных ситуациях и оказание помощи в нахождении конструктивных способов выхода из них.
В связи с этим, профилактика виктимного поведения подростков по-прежнему остается актуальной проблемой социальной педагогики, как науки, так и практики.
Проделанный анализ научной литературы показал, что психологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Именно в подростковом возрасте проявляются многие нервные и психические заболевания. Естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений, которая даёт подростку новый социальный опыт, овладеть которым как необходимо, так и достаточно сложно – это период, когда подросток наиболее часто попадает в трудные жизненные ситуации. Исходя из выше сказанного, нами была разработана программа социального педагога по профилактике виктимности подростков. Целью программы «Азбука безопасности» является снижение факторов риска предрасположенности подростка стать жертвой криминогенных ситуаций и неблагоприятных условий социализации. Также решались задачи: формирование ответственности и ответственного отношения к себе и другим; формирование навыков адекватного поведения виктимогенных ситуациях; поддержка конструктивного преодоления последствий виктимного состояния. Также проследить динамика виктимности подростков. Разработанная программа может быть использована в работе социальных педагогов, психологов, педагогов, как в школе, так и в других образовательных учреждениях.
Список использованных источников
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.
2. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании / Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции 17 – 18 декабря 2003 года. Новосибирск 2003. http://spsi.narod.ru/2003.htm
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001.
4. Беличева С.А Основы превентивной психологии. – М.: Редакц.-издат. центр Консорциума, 1993.- 198 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.- 464с.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.,1998.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.,1997
8. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.,1998.
9. Виктимное поведение и правонарушения
в молодежной среде. http://www.volgadmin.ru/
10. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Бурненская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
11. Волкова Т. Виктимологическая профилактика: Требуется обучение населения правилам безопасного поведения/Российская юстиция. – 2003.
12. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. М.: Знание, 1995.
13. Дементьев И. Работа школы и группы риска // Воспитание школьников.-2002.
14. Дерягин Г.Б. Социально-психологическая характеристика жертв сексуального насилия // Экология человека. – 2001. – № 4. – С.28-31.
15. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и колледжей / Под ред. Пикасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России,2002. – 160.
16. Заика Е.В. и др. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. – 1990.-N 4.- C.83 – 90.
17. Защита детей от насилия и жестокого обращения / Под. ред. Е.Н. Волковой. - Н. Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.
18. Зверева И.Д. Социальная работа с молодёжью. М., 1994 -101 с.
19. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М., 1974. 86с.
20. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних/ Воспитание школьников.- 2000.
21. Кашенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Академия, 1999 -304 с.
22. Клейберг Ю. Психология девиантного поведения. М.: Изд. Творческий центр, 2001.
23.Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.
24.Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.
25.Крейхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2003.
26.Лисовенко Б.С. Социально-
27.Лисовенко Б.С. Социально-
28.Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. — М.: МГСУ, 1996.
29.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997
30.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студентов пед. вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Акад. проект, 2002.
31.Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. – М.: Акад. Проект. 2003.
32.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 480с.
33.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.
34.Основы государства и права 2004 г №6. /Правозащитник. №1, 2000.
35.Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
36.Полубинский В.И. Правовые
основы учения о жертве
37.Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие. / Под ред. И.Л. Соковня. – М.: Речь, 2001.
38.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности / Пер. с нем. Лойдиной Г.И.: Под ред. Гудковой Т.А. – Мир, 1994.-319с.
39.Ривман Д.В.
40.Рокицкий М.Р. О
41.Российская энциклопедия социальной работы. В 2т. Т.2. Социальные программы/ Сост. Панова А.Н., Холостова Е.И. –М., 1997.
42.Рыбальская В.Я.
43.Словарь справочник по социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Юрист, 2000 -429 с.
44.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. Галагузовой М.А.-М.:Владос.2001. – 415.
45.Социальная работа. Российский
энциклопедический словарь, Т.
46.Статмен П. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С.А. Юргук. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272с.
47.Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 382 с.
48.Туляков В.А.
49.Туляков В.А. Общая
характеристика виктимности.
50.Туляков В.А. Понятие
жертвы преступления. http://
51.Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе, 1972.
52.Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1984.
53.Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
54.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига – М., 1997.
55.Шакурова М.В. Методика
и технология работы
56.Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М.: Академия, 2005.- 289 с.
57.Юнацкевич П.И. Основы
организации общественной
58.Ягофаров Д.А.
59.Ягофаров Д.А. Понятие
и генезис ювенальной
Приложения
Приложение А
Методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андронниковой
Методика исследования виктимного поведения является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения. Виктимное поведение – это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения. Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и юношеского возраста.
Инструкция для испытуемого
Вам предлагается ряд утверждений, каждое касается особенностей Вашего характера, Вашей личности, Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядов на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что утверждение верно по отношению к Вам, то дайте ответ «Да», в противном случае –«Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Информация о работе Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков