Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:30, реферат
Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира обусловил
формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.
В XX веке произошло беспрецедентное увеличение продолжительности жизни человека. За последние 50 лет предполагаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась во все мире примерно на 20 лет и достигла 66 лет благодаря достижениям медицины и экономики.
Как ожидается, к 2050 г. доля лиц пожилого возраста возрастет с 8 до 21 %, а доля детей сократится с 33 до 20 %.
трудоспособности, потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье;
обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям [55;с.7-8].
Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно работают в области укрепления существующих и развития инновационных форм
социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: дома (отделения) милосердия, дома малой вместимости, геронтологические, геронтопсихиатрические,
реабилитационные центры, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского
обслуживания на дому, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры и другие.
В 1997 г. Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Старшее поколение». Эта программа – катализатор разработки аналогичных программ в
регионах страны. В бюджетах всех уровней предусматриваются qpedqrb` на обеспечение установленных законодательством льгот, оказание адресной социальной помощи и обеспечение обслуживания
пожилых людей в различных отраслях социальной сферы.
В Республике Башкортостан продолжается процесс совершенствования механизмов по социальной защите лиц пожилого возраста, ветеранов. С каждым годом увеличивается
объем предоставляемых льгот. В приложении 1 представлена информация о предоставленных льготах за 2001 – 2002 годы.
С учетом необходимости сохранения преемственности мероприятий по укреплению социальной защиты пожилых людей и улучшению их социального положения основной для Департамента
по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения стала успешно реализованная задача разработки федеральной целевой программы «Старшее поколение» на 2002 – 2004 гг., утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2002 г. № 70.
Одной из важнейших задач Министерства и органов государственной власти остается обеспечение устойчивого функционирования системы социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов.
Принимая во внимание то, что в целях улучшения положения пожилых людей в обществе необходимо обеспечение их правовой защиты, достойного места в обществе и семье, интеграции в
современную общественную жизнь, в целях повышения уровня организации социальной защиты граждан пожилого возраста и ветеранов предстоит:
1. Принять меры по обеспечению финансирования учреждений и служб социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии с действующими нормативами за счет
средств федерального и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации бюджетов, а также привлечения внебюджетных средств, спонсорской и гуманитарной помощи,
средств Республиканского федерального фонда социальной поддержки населения и его территориальных отделений, отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и других.
2. Обеспечить целенаправленную работу по дальнейшему развитию сети и укреплению материально-технической базы swpefdemhi социального обслуживания. Для этого оказать
содействие органам социальной защиты населения субъектов РФ в целевом направлении средств федерального бюджета и внебюджетных источников на развитие сети, строительства,
капитальный ремонт, обновление технологического, медицинского и реабилитационного оборудования, автотранспортных средств и сельскохозяйственной техники учреждений социального
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Развивая и укрепляя материально-техническую базу учреждений социального обслуживания, необходимо довести площадь спальных помещений на одного человека до нормального
показателя – 7 квадратных метров.
3. Продолжить работу по совершенствованию законодательства по проблемам социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, имея в виду приведение его в
соответствие с федеральным и международным законодательством.
4. Продолжить работу по созданию и развитию учреждений нового типа: домов-интернатов (отделений) милосердия, геронтологических и геронтопсихиатрических центров, домов
интернатов малой вместимости, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, сети специальных домов для одиноких престарелых с комплексом служб социально-
бытового назначения.
Активизировать
организацию отделений (
условия для приобретения инвалидами молодого возраста доступных их интеллекту профессий обслуживающего персонала, привлечения их к работе в лечебно-производственных мастерских,
подсобном хозяйстве и обслуживании нужд учреждений, в том числе и на штатных должностях.
5. Обеспечить достойные условия для полноценной медицинской, социальной и трудовой реабилитации в условиях учреждений социального обслуживания. В этих целях активно
развивать лечебно-производственные мастерские и подсобные сельские хозяйства при учреждениях социального обслуживания.
Проблемами одиноких стариков, сирот и инвалидов g`mhl`~rq (по данным опроса Института проблем занятости РАН) почти 20% неправительственных организаций. Они налаживают уход
за ними, медицинское обслуживание и снабжение необходимыми лекарствами, организуют центры по социальной адаптации инвалидов [85].
Активно идет внедрение инновационных моделей социального обслуживания в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания как более эффективных и приближенных
к нуждам пожилых людей, развитие платного социального обслуживания, осуществление мер по формированию рынка социальных услуг высокого качества, расширение круга
субъектов, оказывающих помощь пожилым людям на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, семей и добровольцев.
Расширяется сфера предоставления платных социальных услуг. В прошлом году на условиях оплаты получали помощь в среднем по России 36,5% от общей численности лиц,
обслуживаемых отделениями социального обслуживания на дому. В приволжском федеральном округе этот показатель доведен до 50,8%, Южном – 42,7%.
Видится
необходимым выявление и
Эффективность
социальной работы
удовлетворенность клиентов обслуживанием;
удовлетворенность персонала работой;
уровень
профессиональной подготовки
По
мнению социальных
источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации.
На
Западе полным ходом идет
qsyeqrbnb`bxhe раньше.
Например, С.М. Демидов (Яшулы – Старейшины в Туркменистане // Пожилые люди – взгляд в XXI век. – Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, 2000. – с.132-133.) пишет, что в постсоветский период руководство Туркменистана снова обратилось к авторитету старейшин, начав с середины 90-х гг.
созывать ежегодный Народный совет (Халк маслахаты), в котором главную роль отводят именно им. Хотя автор указывает, что этот эксперимент был организован сверху и поэтому не может дать
большой отдачи, главное, он начался. В этом видно обращение к этическо-нравственному опыту старейшин, старших людей [56;с.47].
В ситуации обострения социальных проблем, формирования новых социальных организаций, готовность к созданию групп самопомощи и взаимопомощи и участие в их деятельности
актуализируется как никогда.
Создание групп самопомощи – важнейшее направление социальной работы.
Также важна роль набирающего силу волонтерского движения в реабилитации людей пожилого возраста. Волонтерство – источник перспективных идей, большой ресурс в деле
реабилитации. Возможность общаться с активной молодежью, возможность найти свое место, почувствовать себя нужным обществу, – все это является одним из путей социализации
пожилого человека. Добровольческое движение поможет изменить отношение общества к пожилым людям, активизировать их социальную позицию. Развитие волонтерского движения во многом
зависит от
неправительственных
Улучшение социальной защиты и реабилитации инвалидов
Одним
из главных критериев
инвалидности или, по крайней мере, снижения ее тяжести, т.е. на полную или частичную реабилитацию. Анализ процессов медицинской реабилитации предполагает исследование динамики
состояния здоровья контингента инвалидов. Поскольку qr`rhqrhweqj` база для подобного анализа крайне ограничена, единственно возможный подход – анализ распределения инвалидов
по результатам переосвидетельствований. При этом возникают следующие вопросы:
Сколько человек покинуло совокупность инвалидов вследствие полной реабилитации?
Каковы различия в полной реабилитации работающих неработающих инвалидов?
Как соотношение работающих и неработающих инвалидов в исходной структуре переосвидетельствованных влияет на общие показатели полной реабилитации?
Каков натуральный (реальный) баланс перемещений инвалидов из группы в группу в результате переосвидетельствования?
Сколько инвалидов перешло в более тяжелые и сколько – в более легкие группы?
Насколько в результате всех переходов ухудшилась или улучшилась выходная структура инвалидов по сравнению с входной?
Для того чтобы снизить тяжесть инвалидности необходима комплексная государственная политика.
В данном вопросе на сегодняшний день существует много проблем. Они решаются путем принятия различных Программ по инвалидам.
В дополнение к пособиям, выплатам и льготам, установленным на федеральном и республиканском уровнях, намечено продолжить развитие и совершенствование системы