Работа с пожилыми людьми в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:30, реферат

Описание работы

Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира обусловил
формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.
В XX веке произошло беспрецедентное увеличение продолжительности жизни человека. За последние 50 лет предполагаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась во все мире примерно на 20 лет и достигла 66 лет благодаря достижениям медицины и экономики.
Как ожидается, к 2050 г. доля лиц пожилого возраста возрастет с 8 до 21 %, а доля детей сократится с 33 до 20 %.

Работа содержит 1 файл

Работа с пожилыми людьми.docx

— 105.94 Кб (Скачать)

Работа  с пожилыми людьми

     Устойчивый   рост   доли  пожилых   людей   в   структуре народонаселения    мира    обусловил

формирование     новых представлений  о  старости, роли пожилых  людей  в  социальном развитии.

     В    XX   веке   произошло   беспрецедентное   увеличение продолжительности   жизни  человека.  За   последние   50   лет предполагаемая    продолжительность   жизни    при    рождении увеличилась  во все мире примерно на 20 лет  и достигла 66  лет благодаря  достижениям медицины и экономики.

     Как   ожидается,  к  2050  г. доля  лиц  пожилого  возраста возрастет  с 8 до 21 %, а доля детей сократится с 33 до 20 %.

     В   Российской  Федерации  насчитывается   более  30  млн. человек  старше  трудоспособного возраста. На 01.01.2003  г.  В Республике  Башкортостан  насчитывалось 730  тыс.  ветеранов,

имеющих   право   на  льготы,  установленные   республиканским  законодательством  о ветеранах. Пожилые люди – быстро  растущая социально-демографическая группа,  составляющая  пятую часть

населения  страны. Доля людей пенсионного возраста с 2000  г. превысила долю  детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти.  Ожидается, что в период до  2008  г.  доля  лиц

пожилого возраста останется относительно стабильной. В  период до  2016  г.  прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей в составе населения.

     Реальность  сегодняшнего  дня  –  постоянное  присутствие многих   пожилых   людей   среди  нас.   Дальнейший   прогресс российского общества  возможен в контексте общества  для  людей

всех возрастов [55;с.3-4].

     Основу  политики  Российской  Федерации   как  социального государства   составляет   создание  условий,   обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие всех  граждан, поддержание

стабильности   в  обществе,  установление  баланса   интересов различных  возрастных  и социальных групп.   Это  предполагает комплексное решение проблем  повышения уровня и качества  жизни

населения  наряду  со специальными государственными  мерами  в отношении  отдельных  групп населения,  в  том  числе  пожилых людей.

     Применение  принятых  мировым  сообществом   универсальных норм  в  отношении   пожилых  людей способствует  построению  в Российской  Федерации  социального  правового  государства  на

демократических   основах,  более полному обеспечению   прав человека    и    конституционных   гарантий,    удовлетворению потребностей людей пожилого возраста – полноправных участников

социального процесса.

     Социальное  обслуживание  граждан  пожилого  возраста   и инвалидов  на  современном этапе представляет  собой  систему, сочетающую  различные формы, виды и типы учреждений  и  услуг,

edhm`  цель  которых – удовлетворение  потребностей  пожилых людей.

     В  целом по России около 5 млн.  граждан старших возрастов, относясь   к   категории  одиноких  или  одиноко  проживающих,  нуждаются  в  различной   помощи.  Из  них  1,5  млн.   человек

нуждаются   в  постоянной  посторонней  помощи  и   социальных услугах,  в  том  числе около 300 тыс. человек –  в  социально-медицинских услугах  на дому [62;с.3].

     Преобладающее  большинство старых людей нуждается  в  самом широком  спектре   услуг и помощи, оказываемой им  посторонними людьми,  будь то члены семьи, соседи, медицинские,  социальные

или  благотворительные  организации. Применительно к  России  в основной  своей  массе семьи неспособны,  взять  на  себя  все заботы  о  старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по

уходу  за  старыми  людьми  ляжет в первую  очередь  на  плечи государственных   социальных  служб,   а   также   на   органы здравоохранения [89].

     Социальная  защита пожилых людей в современных  социально- экономических   условиях  осуществляется  по   двум   основным направлениям: социальное обеспечение и социальная помощь.

В  соответствии  с  действующим  законодательством  социальное обеспечение   престарелых   граждан   направлено   на   защиту материального  положения,  оказание  денежной  и   натуральной

помощи,  укрепление  системы социального обслуживания  пожилых людей.

     Правительство   РФ совместно с органами социальной  защиты населения принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный   переход   к  формированию  системы   пенсионного

обеспечения  на  основе  более  полной  реализации   принципов социального страхования, введение механизации учета  трудового вклада    работающих   граждан,   развитие   негосударственных

пенсионных  фондов,  принята и действует  федеральная  целевая программа  «Старшее  поколение». Значительную  помощь  пожилым людям оказывают местные органы власти.

     В  Законе  «О  социальном обслуживании  граждан  пожилого возраста   и   инвалидов»  сформулированы  основные   принципы социального   обслуживания   граждан   пожилого   возраста   и

hmb`khdnb:    соблюдение   прав   человека    и    гражданина; предоставление  государственных гарантий в  сфере  социального обслуживания;    ориентация   социального   обслуживания    на

индивидуальные   потребности  граждан  пожилого   возраста   и инвалидов;  ответственность органов  власти  всех  уровней  за обеспечение    прав   граждан,   нуждающихся   в    социальном

обслуживании и др. (ст. 3 Закона).

     Социальные  услуги предоставляются всем  гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,

места  жительства,  отношения  к  религии,  убеждений  и   др.обстоятельств (ст. 4 Закона).

     Социальное  обслуживание осуществляется по  решению органовсоциальной  защиты населения в подведомственных им учреждениях либо  по  договорам, заключенным органами социальной защиты  с учреждениями  социального обслуживания иных форм собственности(ст. 5 Закона).

     В  социальном аспекте пожилой возраст характеризуется изменением  ролевых функций в обществе, характеризующимсяуходом с работы;   изменением  ролевых функций в семье,  где пожилые люди

берут функции  обслуживания;   в этом периоде  происходят потери близких людей (супругов)

и вступает в  силу фактор одиночества.

     При получении социальных услуг граждане пожилого возраста

имеют право на:     уважительное  и гуманное отношение со стороны работников

учреждений социального  обслуживания;    выбор  учреждения  и  формы  социального  обслуживания  в

порядке,  установленным   федеральным    органом    социальной

защиты населения  субъектов РФ;     информацию  о  своих  правах,  обязанностях  и   условиях

оказания социальных услуг;  согласие на социальное обслуживание,    отказ от социального обслуживания;   защиту своих прав, в т.ч. в судебном порядке.

     Инфрастуктуру  системы социального обслуживания  пожилых k~dei    в    Российской   Федерации   определяет    сочетаниестационарных,    полустационарных   и   нестационарных    форм

социального обслуживания.

     Основную   роль  в  формировании  современной   целостнойсистемы  социального обслуживания граждан пожилого  возрастасыграло   бурное  развитие  нестационарных  форм   социального

обслуживания (надомной, полустационарной и срочной социальной)при  стабильном росте сети стационарных учреждений социальногообслуживания.

     При   этом  стационарное обслуживание  населения  пересталосуществовать как монопольная система, вышло за пределы жесткихограничений по типизации и мощности учреждений.

     Преобладающей   моделью  нестационарных  социальных  службстановятся   центры  социального обслуживания   инвалидов   ипрестарелых.

     В   соответствии с Положением, центры  могут иметь в  своейструктуре  различные подразделения социального обслуживания:отделения    дневного   пребывания   престарелых    инвалидов,

социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи  и др.  (Приказ  Министра социальной защиты населения  РоссийскойФедерации   от  20  июля  1993  года  № 137  «Об утверждении

примерного Положения  о Центре социального обслуживания»).

     В   задачи центра входит выявление  престарелых и др.  лиц,нуждающихся  в социальной поддержке;  определение  конкретных видов  и  форм  помощи,  предоставление  различных  социально-

бытовых  услуг  разового  или  постоянного  характера;  анализ социально-бытового    обслуживания   населения;    привлечение различных  государственных  и  негосударственных  структур   к

решению    вопросов   оказания   социально-бытовой,    медико-

социальной, психологической, юридической помощи пожилым  людями др. нуждающимся лицам.

     Важнейшей   частью  работы  центра  является   социальноеобслуживание  на  дому  пожилых людей:  закупка и   доставкапродуктов,  обеспечение лекарствами,  организация уборки   в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата.

     Социальные  работники  поддерживают  связь   с   трудовымиколлективами,  где раньше работали их подопечные,  добиваются, wrna{ они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к

своим бывшим работникам.

     Центр   создается, реорганизуется и ликвидируется  местными органами    исполнительной   власти    по    согласованию    с соответствующими  территориальными органами социальной  защиты

населения,   а   его   структурные  подразделения   создаются,реорганизуются  и ликвидируются решением директора  центра  посогласованию с территориальными органами управления социальной

защиты населения.

     Центр   может   иметь   в   своей   структуре   различныеподразделения социального обслуживания, в том числе отделениедневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на  дому,  службы срочной социальной помощи, а  также  другие,создаваемые  с учетом необходимости и имеющихся возможностей,деятельность которых не противоречит задачам центра.

     Все   более широкое развитие получают  и отделения дневногопребывания,  создаваемые также на  базе  центров социальногообслуживания   населения.  Они предназначены для   бытового,

медицинского,    культурного   обслуживания   пенсионеров    и инвалидов,  организации их отдыха, привлечение их к посильному труду,  поддержание активного образа жизни. Отделения дневного

пребывания  оборудуются  спальными помещениями для  организации отдыха, столовой и др.

     Посильная     трудовая    деятельность    в    специально оборудованных    мастерских    или    подсобных     хозяйствах осуществляется, как правило, под руководством  инструктора  по

трудовой  терапии  и  под наблюдением медицинского  работника. Продукция   подсобных   хозяйств   обычно   направляется    на обеспечение  питания,  а излишки могут  быть  реализованы  для

получения дополнительных финансовых средств и зачисление их на счета ЦСО.

     Отделение   дневного   пребывания   предназначается   для бытового,  медицинского, культурного обслуживания пенсионеров, инвалидов и пожилых людей, создается для обслуживания не менее

30-ти  человек.  В отделение зачисляются пенсионеры  и  инвалиды независимо   от   своего   семейного  положения,   сохранившие способность  к  самообслуживанию и активному передвижению,  на

nqmnb`mhh   личного заявления и справки   из   медицинского учреждения  об  отсутствии  противопоказаний  к  принятию   на надомное  обслуживание. В отделении выделяются  помещения  для

Информация о работе Работа с пожилыми людьми в РБ