Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

Работа содержит 1 файл

диплом Олеся.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра педагогики и психологии 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Дипломная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                      ДР – 2069829 –  050706. 65 – 16 – 09 
 

Зав. кафедрой ПиП:

Канд. психол. н., доцент                                                                       Е. В. Лодкина 

Нормоконтроль:

Ст. преподаватель кафедры ПиП                    А. В. Привалова 

Научный руководитель:

Ст. преподаватель кафедры ПиП              Е. В. Мирошниченко 

Выполнил:

Студент группы ПиПзус – 06                                                            О. В. Толстова 
 

Братск, 2009

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  исследования. Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.

     Однако, воспитание детей - нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.

     Большинство существующих исследований в данной предметной области, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, так как оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и педагогики [1].

     Исходя  из этого, актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста (12-13 лет); необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально-личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий [26]. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.

     В данной работе планируется подойти  к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной  школы.

     Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.

     Задачами  исследования являются:

  • Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
  • Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
  • Изучение особенностей  подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
  • Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

     Исходя  из цели исследования, нами выдвинута гипотеза:

  • дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкий уровень коммуникативных способностей, чем дети, имеющие более высокий статус;
  • коррекционно-развивающая программа по преодолению межличностных конфликтов окажет положительное влияние на повышение уровня коммуникативных способностей и улучшение психологического климата в коллективе подростков.

     Объектом  исследования являются межличностные отношения в среде подростков 7-а класса ГОУ «Багдаринская эвенкийская школа - интернат среднего (полного) общего образования»

     Предметом исследования являются способы разрешения межличностных проблем в среде младших подростков психолого-педагогическими средствами.

     Методологической  основой данного исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей: Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой., Д.Б. Эльконина - о возрастных и индивидуальных особенностях младших подростков; Д.В. Ярцева, Д.И. Фельдштейна - об особенностях социализации современного подростка; Н.И. Шевандрина, Л.В. Сгурской - о межличностных взаимоотношениях учащихся и их изучении, В.В. Коротаевой, З.А Зимелевой - о психологических условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков.

     В соответствии с целями и задачами экспериментального исследования были выбраны следующие методы исследования:

  • среди организационных методов – сравнительный, который предполагает изучение личностных особенностей и коммуникативных способностей младших подростков;
  • среди эмпирических методов – эксперимент, который предполагает изучение личностных особенностей, коммуникативных способностей и особенностей межличностных отношений испытуемых;
  • психодиагностические методы, которые предполагают изучение количественных и качественных индивидуально-психологических качеств у испытуемых;
  • социометрический метод;
  • среди способов обработки данных – методы качественного и количественного анализа;
  • интерпретационные методы, которые предполагают толкование, раскрытие смысла, разъяснение; раскрытие сущности исследуемого процесса или объекта.

     В соответствии с целями и задачами проводимого исследования нами были использованы следующие методики:

  • С целью изучения особенностей личности испытуемых нами была использована методика 16-PF Кэттелла;
  • Для выявления уровня коммуникативных способностей младших подростков мы применили методику КОС-1;
  • С целью диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе на основе субъективных предпочтений.

     База  исследования: исследование проводилось на базе 7-а класса ГОУ «Багдаринская эвенкийская школа - интернат среднего (полного) общего образования».

     Структура работы:

     Работа, объёмом  133 страницы, состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы (65 источников), приложений.

     Дипломная робота имеет большое практическое значение для работы педагога-психолога, так как затрагиваемые проблемы являются актуальными, особенно в условиях современной школы. 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В  СРЕДЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 

    1. Понятие «межличностные отношения» в трудах отечественных и зарубежных исследователей
 

     Проблема  становления и развития межличностных  отношений привлекает внимание, как  психологов, так и педагогов. Этой теме посвящено значительное число  экспериментальных и теоретических исследований. В то же время сам предмет исследования межличностных отношений остается неясным и по-разному трактуется представителями различных направлений.

     Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе. Так определяется понятие «межличностные отношения» в «Словаре практического психолога» [59, с.378].

     В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность – «...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями...» [14, с. 226]. Анализируя «месторасположение» межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М.Андреева отмечает, что их рассматривают, прежде всего, относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений; как отражение в сознании общественных отношений [4]. Сама же она утверждает, что: «...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне них...» [4, c. 72].

     Рассматривая  межличностные отношения как  видовое понятие по отношению к родовому «психологические отношения» (в соответствии с концепцией В.Н.Мясищева), Л.Ф. Обухова отмечает: «Межличностные отношения - всегда «субъект-субъектные» связи» [45, с.441]. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон) [45] .

     Исходя  из таких критериев, как глубина  отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Л.Ф. Обухова предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения [45, с. 432].

     Выделяя в структуре личности несколько  уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает: «...Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности...» [45, с. 443]. Поэтому главным критерием он считает меру, глубину вовлечения личности в отношения.

     Для практического психолога огромное значение имеет психодиагностика межличностных отношений. В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих их исследовать. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик:

  • на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);
  • на основании задач, решаемых исследователем (выявления групповой сплоченности, совместимости и т.д.);
  • на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);
  • на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений и др.) [41].

     При этом они отмечают: «...Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности...» [41, с. 57].

     Основой межличностных отношений является общение. Общение является очень важным специфическим каналом информации. Содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению [50].

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков