Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
педагогики и психологии
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
Дипломная
работа
Зав. кафедрой ПиП:
Канд. психол. н.,
доцент
Нормоконтроль:
Ст. преподаватель
кафедры ПиП
А. В. Привалова
Научный руководитель:
Ст. преподаватель
кафедры ПиП
Е. В. Мирошниченко
Выполнил:
Студент группы
ПиПзус – 06
Братск, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
Однако, воспитание детей - нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
Большинство существующих исследований в данной предметной области, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, так как оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и педагогики [1].
Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста (12-13 лет); необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально-личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий [26]. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
В
данной работе планируется подойти
к решению некоторых из обозначенных
проблем и оказать реальную помощь,
в которой нуждается практика
современной
Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Исходя из цели исследования, нами выдвинута гипотеза:
Объектом исследования являются межличностные отношения в среде подростков 7-а класса ГОУ «Багдаринская эвенкийская школа - интернат среднего (полного) общего образования»
Предметом исследования являются способы разрешения межличностных проблем в среде младших подростков психолого-педагогическими средствами.
Методологической основой данного исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей: Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой., Д.Б. Эльконина - о возрастных и индивидуальных особенностях младших подростков; Д.В. Ярцева, Д.И. Фельдштейна - об особенностях социализации современного подростка; Н.И. Шевандрина, Л.В. Сгурской - о межличностных взаимоотношениях учащихся и их изучении, В.В. Коротаевой, З.А Зимелевой - о психологических условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков.
В соответствии с целями и задачами экспериментального исследования были выбраны следующие методы исследования:
В соответствии с целями и задачами проводимого исследования нами были использованы следующие методики:
База исследования: исследование проводилось на базе 7-а класса ГОУ «Багдаринская эвенкийская школа - интернат среднего (полного) общего образования».
Структура работы:
Работа, объёмом 133 страницы, состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы (65 источников), приложений.
Дипломная
робота имеет большое практическое
значение для работы педагога-психолога,
так как затрагиваемые проблемы являются
актуальными, особенно в условиях современной
школы.
ГЛАВА
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СРЕДЕ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ
Проблема
становления и развития межличностных
отношений привлекает внимание, как
психологов, так и педагогов. Этой
теме посвящено значительное число
экспериментальных и
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе. Так определяется понятие «межличностные отношения» в «Словаре практического психолога» [59, с.378].
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность – «...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями...» [14, с. 226]. Анализируя «месторасположение» межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М.Андреева отмечает, что их рассматривают, прежде всего, относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений; как отражение в сознании общественных отношений [4]. Сама же она утверждает, что: «...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне них...» [4, c. 72].
Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к родовому «психологические отношения» (в соответствии с концепцией В.Н.Мясищева), Л.Ф. Обухова отмечает: «Межличностные отношения - всегда «субъект-субъектные» связи» [45, с.441]. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон) [45] .
Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Л.Ф. Обухова предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения [45, с. 432].
Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает: «...Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности...» [45, с. 443]. Поэтому главным критерием он считает меру, глубину вовлечения личности в отношения.
Для практического психолога огромное значение имеет психодиагностика межличностных отношений. В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих их исследовать. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик:
При этом они отмечают: «...Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности...» [41, с. 57].
Основой межличностных отношений является общение. Общение является очень важным специфическим каналом информации. Содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению [50].