Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Развитие навыков преодолевающего поведения в ходе семинара тренинга в стиле системной интеграции нам казалось достаточно важным не только для разрешения существующих конфликтов и напряжений в кризисных состояниях семьи, но и как способ снятия напряжения и разрешения конфликтных ситуаций в дальнейшем.

 

 

Процедура

Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами:

      потеря (смерть близких, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т.п.);

      угроза (для ценностей, перечисленных выше, или иных);

      новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело,  возможность достижения личного успеха и т.п.).

Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то вы должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).

Далее участник тренинга  из опросника (см. Приложение 13) использует  варианты ответов в ситуации потери, угрозы, новой возможности для анализа этих трех конфликтных ситуаций.

Замеры (два поперечных среза) проводились в начале и в конце трех выездных тренингов-семинаров погружения в г. Екатеринбурге и г. Владивостоке (объем выборки – 50 человек).

 

Обработка и интерпретация результатов.

Преодолевающее поведение может оказаться как эффективным, так и неэффективным, с точки зрения разрешения конфликта или достижения психического благополучия. Не существует универсально эффективных форм преодоления. Например, попытка отложить решение проблемы «в долгий ящик» и постараться на время забыть о ней в одних случаях лишь усугубит трудности, в других – позволит впоследствии посмотреть на проблему более спокойно, что поможет успешно ее решить. Снятие напряжения с помощью успокоительных средств (лекарств или алкоголя) может быть совершенно необходимым в одних случаях и вредным в других. В процессе анализа мы выяснили, какие стратегии совладающего поведения  участники  используют чаще всего. Выделяются 26 базовых форм совладающего поведения. Анализ результатов показывает (см. Приложение 14), что наибольшие сдвиги произошли в стратегиях рационального действия,    выражения чувств, позитивного мышления, поэтапного действия, успокоения, контроля эмоций, самоизменения, юмора.

Вначале рассмотрим стратегии преодоления, которые показали высокую трансформацию в процессе семинаров-тренингов по системной интеграции семьи.

Стратегия рационального действия является наиболее эффективной для разрешения конфликтных ситуаций, т.к. предполагает, что клиент обладает способностью не терять осознание при любых фрустрирующих обстоятельствах. В сочетании со стратегией поэтапного действия, которая так же имеет тенденцию к значимому изменению в ходе тренинга, рациональное действие является базой для предотвращения многих конфликтов, которые могут быть в семейной жизни клиентов.

В этом отношении выражение чувств,  сколь бы интенсивны они ни были, желательно, если оно уместно и не создает трудностей в социальном взаимодействии. Это могут быть слезы, крик, «облегчение души» в откровенном разговоре, дневниковые записи, письма и многое другое – в зависимости от ситуации. Катарсическая эффективность тренинга системной интеграции во многом обусловлена тем, что личность вспоминает и «проигрывает» травмирующие моменты из семейной истории. Именно это, на наш взгляд, является предпосылкой развития  эмоционально-ориентированного преодоления через выражение чувств. При этом, значимое изменение стратегии «контроля чувств», на наш взгляд, не является антагонистом выражению чувств, а в синтезе с рациональным действием, успокоением  является предпосылкой не деструктивного социального эффекта эмоционального отреагирования. 

Позитивное мышление предполагает  сознательное или полуосознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем. Как известно, любой позитивный настрой является оптимальным для реализации любой деятельности. Особенно это важно  в преодолении кризисных явлений в социальных интеракциях, особенно при общении в семье. Позитивность в мышлении  часто является базой так же для положительного психологического климата в семье.

Наконец, один из наиболее важных механизмов преодолевающего поведения, который значимо меняется в процессе тренинга – переоценка ценностей  и саомоизменение. Ситуация преодоления конфликта и кризиса оценивается как источник личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему. Самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке. Это достаточно тесно коррелирует с приобретением силы.  Кризис  становится основой для изменения системы ценностей, приобщения к новым философским или религиозным воззрениям. Поэтому любой, даже тяжелый, неудачный или трагический опыт будет иметь положительный аспект, если послужит основой для позитивного самоизменения. При этом юмор, как стратегия преодолевающего поведения, является признаком переосмысления проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон. Тем более, если вспомнить признаки самоактуализирующееся личности по А.Маслоу [74] – юмор – одно из важных качеств человека, проявляющего свою потенциальность.

Таким образом, наше исследование показывает, что в процессе тренинга по системной семейной интеграции клиенты переживают значимую положительную трансформацию в аспекте преодолевающего поведения, что является наиболее важным аспектом стабилизации в семейных отношениях, особенно в кризисных фазах и состояниях.

Таким образом, мы можем аргументированно утверждать, что тренинг является не только технологией преодоления кризисных состояний семьи, но и превентивным методом их возникновения. 

 

4.4.2.5. Исследование динамики семейных отношений.

Процедура.

Исследование динамики семейных отношений проводился трехкратно на тренинговых группах, организованных Институтом Психотерапии в г.Москве на специализации по системной интеграции семьи. Объем выборки 45 человек, из них 27 женщин и 18 мужчин. Образование высшее. Первый этап тестирования проводился на этапе отбора в тренинговые группы, второй тест проводился после завершения тренинга по системной интеграции семьи, и третий этап тестирования осуществлялся через три месяца после завершения работы. Каждый участник заполнял два варианта теста (см. Приложение 13). В первом варианте проводилась непосредственная оценка настоящих семейных отношений. Второй вариант теста относился к области оценки идеальных семейных отношений, к которым бы могла стремиться каждая семья. Лонгитюдный характер исследования обуславливался необходимостью изучения вопроса взаимоотношений супругов, и динамики результатов тренинга не только в период непосредственной работы, но и через определенное время после неё, поскольку наличие такой тенденции может свидетельствовать в пользу эффективности тренинговой работы.

Анализ и интерпретация результатов.

Первый этап тестирования предполагал выявление определенных факторов, являющихся значимыми в отношении специфики семейных взаимоотношений, и выявляющих субъективную направленность «в семью» или «от семьи». Данные факторного анализа, проведенного после первого этапа тестирования, позволили выделить три фактора, вопреки предположению авторов о полярной направленности «в или от семьи». 

Поскольку проведение факторного анализа не относится к области непосредственных целей данной работы, приводим конечный результат анализа, который отражен в следующих выделенных факторах:

              1 фактор – тенденция к уходу от семьи.

              2 фактор – состояние относительной стабильности.

              3 фактор – тенденция к сохранению брака.

Результаты первого этапа тестирования, позволили разделить испытуемых на три группы в соответствии с выделенными факторами. В первую группу попали испытуемые, у которых наблюдается тенденция к уходу из семьи. Во вторую группу попали испытуемые, у которых в семье наблюдается состояние относительной стабильности. В третью группу попали испытуемые, у которых наблюдается тенденция к сохранению брака. Для оценки значимости различий между определением реальной и идеальной оценки семьи  во всех трех группах использовался непараметрический критерий значимости Стьюдента. Математическая обработка результатов теста проводилась с помощью статистического пакета Statistica. Описание результатов проводилось  с точки зрения оценки общегрупповой тенденции. Статистические данные трех этапов тестирования представлены в Приложении №  14.

Результаты теста в группе, где у супругов отмечена тенденция к уходу от семьи, наблюдается наибольшее расхождение результатов теста в оценке реальной и идеальной семьи на статистически значимом уровне Р=0,027. В группе, где наблюдается тенденция к сохранению семьи, как и в группе относительной стабильности, значение расхождения в оценке реальной и идеальной семьи находится на границе статистической значимости, и составляет соответственно: Р=0,048 и Р= 0,049.

Полученные результаты позволяют подтвердить, что в семьях, где у супругов отмечается тенденция к уходу из семьи, наблюдается расхождение в оценке реальной и идеальной семьи. Относительно двух других групп, можно говорить о незначительной степени расхождения идеальной и реальной оценки семейных отношений, что подтверждается данными непараметрической статистики.

Второй этап тестирования показал, что в группе, где наблюдалась тенденция к уходу из семьи в соответствии с факторной нагрузкой, оценка значимости различий в представлении реальной и идеальной семьи сохранилась на статистически значимом уровне, и составила Р=0,036. По сравнению с результатами первого этапа тестирования, тенденция к уходу из семьи в первой группе сохранилась, но смещение значения критерия Стьюдента в область, приближающуюся к незначимой, может говорить о позитивном сдвиге в сторону нормализации семейных отношений. Но об этом можно говорить только на уровне тенденции.

Во второй, относительно стабильной группе, в которой тенденция к уходу из семьи при первом тестировании была минимальной Р=0,049, при втором тестировании, полученные результаты позволяют говорить о сохранении данной тенденции. То есть, у представителей этой группы, оценка реальной и идеальной семьи практически совпадает.

В третьей группе, где наблюдалась разница в оценке идеальной и реальной семьи на уровне Р=0,048 сохранилась тенденция расхождения в оценках идеальной и реальной семьи на статистически значимом уровне, и составила Р=0,0493.

Третий этап тестирования, проведенный через три месяца после завершения групповых занятий,  показал следующие результаты. В первой группе, в которой отмечена тенденция к уходу из семьи, расхождения в оценке реальной и идеальной семьи остались на статистически значимом уровне, и составили Р=0,041.

Во второй и третьей группах, после третьего тестирования, статистически значимые различия не получены.

Сравнение результатов трех этапов тестирования позволяет сделать следующие общегрупповые выводы. Во всех трех группах отмечается статистически значимое различие в представлении об идеальной и реальной семье на первом и втором этапах тестирования. Тенденция к смещению статистического критерия в область незначимых различий относительно второй и третьей группы, позволяет говорить о тенденции к сближению реальных и идеальных представлений  о семье. При третьем тестировании, отсутствие статистически значимых различий в оценках реальной и идеальной семьи позволяет говорить о позитивном влиянии проведенной групповой работы.

В первой группе, в которой тенденция к уходу из семьи была выражена в максимальной степени, можно говорить о незначительной стойкой тенденции смещения оценки реальной и идеальной семьи в сторону сближения данных оценок.

Таким образом, мы можем утверждать о статистически значимом и устойчивом во временном отношении улучшении взаимоотношений в семьях клиентов при применении системной интеграции семьи.

 

.

заключение

 

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

1.      Существует значимая взаимосвязь полоролевой дифференциации, как комплексной характеристики, с удовлетворенностью браком, как для мужчин, так и для женщин.

2.      Подтверждаются значимые различия в оценке роли женщины в семейной и  профессиональной сферах между мужчинами и женщинами. Современные мужчины и женщины высоко оценивают значимость для женщины профессиональной жизни, карьеры, творчества, но не снижают значимости для нее семейной сферы.

3.      На современном этапе как женщины, так и мужчины в большинстве склонны стремиться к менее традиционному распределению ролей в семье, но реальные условия вынуждают, несмотря на снижение при этом удовлетворенности браком, распределять роли традиционным образом. Таким образом, мы можем отметить конфликт между  социально-психологическими установками  к гибкой полоролевой дифференциации в семье  и реальным ригидным, патриархальным распределением функций в современной семье, формах социальной активности. Именно это часто является базовым источником неудовлетворенности браком и предпосылкой к кризисным состояниям семьи  и разводам.  

4.      Удовлетворенность браком в целом связана с более равноправными, гибкими полоролевыми установками в семье, а также с менее традиционным отношением к возможностям женщин в профессиональной сфере для мужчин и с более традиционными для женщин

5.      Мужчины, в отличие от женщин, продолжают довольно негативно оценивать возможности и способности женщин в сферах деятельности, традиционно считающихся мужскими, особенно к их участию в руководящей деятельности.

6.      Теоретико-методологический  и эмпирический анализ показывают, что кризисные состояния современных семей имеют системный характер и для позитивного разрешения требует системной интеграции.

7.      Психотехнологии системной интеграции семьи способствуют позитивному завершению кризисного состояния семьи и являются превентивным методом возникновения кризисных состояний, т.к. способствуют быстрой групповой интеграции, возникновению ценностно-ориентационного единства, взаимного принятия и стратегий импутивного поведения в конфликтных ситуациях, улучшению качества отношений в семье.

Информация о работе Психология семейных отношений