Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа
Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.
Введение…………………………………………………………………-2
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ КОЛЛЕКТИВА, КАК МАЛОЙ ГРУППЫ.
1.1 Понятие малой группы и ее психология…………………………-4
1.2 В.М.Бехтерев, Б.В.Беляев, А.С.Залужный, А.С.Макаренко, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Уманский, Е.В.Шорохова и другие о коллективе…………………………………….……… - 6
1.3 Классификация и структура коллективов…………………… - 9
1.4 Компоненты психологии коллектива (малой группы)……… -10
1.5 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-15
1.6 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-17
1.7 Конфликт в малой группе или коллективе……………………..-18
1.8 Руководство малой группой или коллективом………………...-19
1.9 Психологическое влияние стилей руководства…………….….-21
1.10 Групповое решение……………………………………………....-22
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1 Методика исследования. Определение индекса групповой сплоченности Сишора………………………………………………………-24
2.2 Методика исследования. «Экспресс-методика» по изучению социально психологического климата………………………………….….-25
2.3 Выявление связи между групповой сплоченностью и социально- психологическим климатом коллектива………………………...…………-26
Заключение……………………………………………………………...-29
Литература……………………………………………………………...-30
Приложение…………………………………………………………….-31
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
Да, конечно.
Скорее да, чем нет.
Затрудняюсь ответить.
Нет,
конечно.
Обработка результатов.
Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Ответ на каждый вопрос принимает только одну из трех возможных форм +1, -!, 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа – положительные, а третий имеет любой знак);
-отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа – отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
- неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно
свести в таблицу. В каждой клетке такой
таблицы должен стоять один из трех знаков:
+, -, 0.
С
учетом знака каждого компонента
возможны следующие сочетания
В
опросном листе вопросы 1,4 и 7 относятся
к эмоциональному компоненту; 2,5,8 – к поведенческому;
когнитивный компонент определяется вопросами
3 и 6.
Участники опроса | Эмоциональный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
Тестирование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования – 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения. (19с.86)
Результаты
тестирования отражает таблица 2 (см. Приложение)
Гипотеза:
существует ли связь между сплоченностью
и социально- психологическим климатом
коллектива?
С помощью метода математической статистики (ранговой корреляции r-Спирмена) изучим связь между переменными:
Для
численного определения степени
взаимосвязи переменных используем
формулу:
С = А – В, N – количество ранжированных пар.
Результаты
отражает таблица 3 (см. Приложение)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подлинный
коллектив понимается и принимается
как условие гармоничного слияние
личного и общественного. Коллективность
исполнения, разделение труда –
не только служат повышению его
В ходе выполнения курсовой работы основной акцент исследования был направлен на изучения социально-психологических процессов в коллективе.
В качестве испытуемых был использован коллектив отделения УЗ «3-я городская клиническая больница им. Е.В.Клумова» в количестве 12 человек.
С каждым испытуемым было проведено по 2 тестирования с использованием следующих методик:
После интерпретации полученных данных были получены результаты:
С
помощью метода математической статистики
(ранговой корреляции r-Спирмена) подтверждена
гипотеза: существует значительная положительная
связь между групповой сплоченностью
и социально-психологическим климатом.
Мы
проводим на работе большую часть
своей жизни. От того в какой коллектив
мы приходим каждое утро, в какой
атмосфере проводим рабочий день
зависит наше эмоциональное и
физическое состояние, наше спокойствие
и удовлетворение работой.
ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Результаты тестирования
Определение
индекса групповой
сплоченности Сишора.
Индекс (Е) групповой сплоченности Сишора
Участники опроса (N) | Кодировка ответов в баллах | Общее сочетание баллов | ||||
Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | ||
1 | 5 | 5 | 3 | 2 | 2 | 17 |
2 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 19 |
3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 16 |
4 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 14 |
5 | 5 | 5 | 3 | 2 | 3 | 18 |
6 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 19 |
7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
8 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 18 |
9 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 |
10 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 19 |
11 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 19 |
12 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 18 |
209 |
В
нашем случае Е = 209 : 12 18, что соответствует
высокому индексу групповой
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Результаты тестирования.
Изучение
социально-психологического
климата.
Социально-психологический климат
Участники опроса | Кодировка ответов в баллах | Общее сочетание баллов | |||||||
Эмоциональный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент | |||||||
?1 | ?4 | ?7 | ?2 | ?5 | ?8 | ?
3 |
? 6 | ||
1 | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 |
2 | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 |
3 | + | + | + | + | + | + | + | 0 | 7 |
4 | + | + | - | + | + | + | + | + | 7 |
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 |
6 | + | + | + | + | + | + | + | 8 | |
7 | + | - | + | 0 | + | + | + | + | 6 |
8 | + | - | + | + | + | + | + | + | 7 |
9 | + | + | + | + | + | + | + | - | 7 |
10 | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 |
11 | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 |
12 | + | + | + | + | 0 | + | + | + | 7 |