Психология коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Содержание

Введение…………………………………………………………………-2

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ КОЛЛЕКТИВА, КАК МАЛОЙ ГРУППЫ.
1.1 Понятие малой группы и ее психология…………………………-4
1.2 В.М.Бехтерев, Б.В.Беляев, А.С.Залужный, А.С.Макаренко, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Уманский, Е.В.Шорохова и другие о коллективе…………………………………….……… - 6
1.3 Классификация и структура коллективов…………………… - 9
1.4 Компоненты психологии коллектива (малой группы)……… -10
1.5 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-15
1.6 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-17
1.7 Конфликт в малой группе или коллективе……………………..-18
1.8 Руководство малой группой или коллективом………………...-19
1.9 Психологическое влияние стилей руководства…………….….-21
1.10 Групповое решение……………………………………………....-22
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1 Методика исследования. Определение индекса групповой сплоченности Сишора………………………………………………………-24
2.2 Методика исследования. «Экспресс-методика» по изучению социально психологического климата………………………………….….-25
2.3 Выявление связи между групповой сплоченностью и социально- психологическим климатом коллектива………………………...…………-26

Заключение……………………………………………………………...-29
Литература……………………………………………………………...-30
Приложение…………………………………………………………….-31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Психология коллектива.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

    Содержание

     

    Введение…………………………………………………………………-2

     

    Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  СОСТОЯНИЙ КОЛЛЕКТИВА, КАК МАЛОЙ  ГРУППЫ.

    1. Понятие малой группы и ее психология…………………………-4
    2. В.М.Бехтерев, Б.В.Беляев, А.С.Залужный, А.С.Макаренко, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Уманский, Е.В.Шорохова и другие о коллективе…………………………………….………  - 6
    3. Классификация и структура коллективов……………………   -  9
    4. Компоненты психологии коллектива (малой группы)………   -10
    5. Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-15
    6. Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-17
    7. Конфликт в малой группе или коллективе……………………..-18
    8. Руководство малой группой или коллективом………………...-19
    9. Психологическое влияние стилей руководства…………….….-21
    10. Групповое решение……………………………………………....-22
 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В  КОЛЛЕКТИВЕ.

           2.1 Методика исследования. Определение индекса групповой сплоченности Сишора………………………………………………………-24

    

  •  2.2 Методика исследования. «Экспресс-методика» по изучению социально психологического климата………………………………….….-25
  •     

  •  2.3 Выявление связи между групповой сплоченностью и социально- психологическим климатом коллектива………………………...…………-26 
  •     

  •     Заключение……………………………………………………………...-29  

        Литература……………………………………………………………...-30 

        Приложение…………………………………………………………….-31 
     
     
     
     
     

        ВВЕДЕНИЕ 

        Человек живет и трудится совместно с  другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые  в обычной жизни представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и  функционируют.

        Любая группа имеет ту или иную структуру – определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих  взаимосвязей обуславливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов.

        Психология  коллектива или группы, выступая для входящих в нее индивидов частью той духовной атмосферы, в которой они живут и работают, формирует у них некоторые общие материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и т.п., которые, в свою очередь, регулируют поведение, деятельность людей, обуславливают их общественную активность.

        Малая группа (коллектив) постоянно пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психологические процессы, как: ее образование и развитие; руководство и принятие решений; сплочение; групповое давление; конфликты и др.

        Проблема  коллектива долгое время была прерогативой только советской социальной психологии. Считалось, что коллективизм – явление, характерное только для социалистического общества и чуждое капитализму. «Коллективом может быть названо только социальное единство, построенное по социалистическому принципу» (А.С.Макаренко). При этом подчеркивается, что объединяющая и длительно сохраняющая коллектив сила кроется не только в самом процессе совместной деятельности, но и в ее организации, и в системе стимулирования. Сам же термин «коллектив» служит одновременно и обозначением статуса, то есть организационного положения группы людей в обществе, и характеристикой межличностных отношений в группе.

        Термин  «коллектив» встречается и на страницах западных руководств по социальной психологии, но используется редко и не обладает статусом научной категории. Происходит же он от латинского слова «collektivus» - собирательный, и встречается с начала новой эры для обозначения нескольких людей.

        Анализ  общественных и производственных отношений, является начальным этапом при рассмотрении специфики и качества деятельности любой социальной общности. Поэтому  социальное взаимодействие, понимаемое как единство человеческой деятельности и общественных отношений, выступает методологической основой при исследовании коллектива.  

        Цель  работы:

    • исследование психологии малой группы (коллектива);
    • исследование социально-психологических состояний коллектива.
     

        Объект  исследования: социально-психологические состояния коллектива.  

        Предмет исследования: особенности взаимоотношений в коллективе.  

        Гипотеза: Существует ли связь между сплоченностью и социально-психологическим климатом в коллективе?  

        Метод исследования: математическая статистика.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ КОЛЛЕКТИВА, КАК МАЛОЙ ГРУППЫ.  

        
    1. Понятие малой  группы и ее психология.
     

        Зарубежные  и отечественные ученые, долгое время  изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:

    • наличие двух и более людей;
    • осуществление определенных контактов и общение между ними;
    • наличие общей цели и совместной деятельности;
    • возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
    • проявление чувства принадлежности к данной группе;
    • осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
    • формирование приемлемых всеми членами группы общих норм и ценностей;
    • функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);
    • наличие достаточного времени взаимного существования людей (1с.233)
     

        Таким образом, малая группа – это немногочисленная по составу (3- 50чел), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой  объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

        Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, референтные и нереферентные

        Условные  группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.

        Реальные  группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные – это группы, созданные в интересах их научного изучения. 

        Формальные  группы функционируют в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами.

        Неформальная  группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

        Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

        Высокоразвитые  группы – это давно созданные группы, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д

        Референтные (эталонные) группы – группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

        Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся. 

        Диффузные группы – группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

        Коллектив – высшая форма  объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия  для совместной деятельности.

        Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий; в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.

        Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов коллектива, образования основы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. На этой стадии группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, появляться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на личной почве конфликты. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.

        На  третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает появляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Начинает оформляться групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.

        На  четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «МЫ», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время возникают условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов(7с.258).

        Психология  малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется  определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые по сути дела определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действие и поведений людей.

        Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психологии малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.

        Цементирующей основой психологии малой группы, ее структурными системообразующими компонентами выступают такие социально-психологические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и групповые традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности ее членов.(14с.175)  
     

        
    1. В.М.Бехтерев, Б.В.Беляев, А.С.Залужный, А.С.Макаренко, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Уманский, Е.В.Шорохова и другие о коллективе.

    Информация о работе Психология коллектива