Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа
Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.
Введение…………………………………………………………………-2
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ КОЛЛЕКТИВА, КАК МАЛОЙ ГРУППЫ.
1.1 Понятие малой группы и ее психология…………………………-4
1.2 В.М.Бехтерев, Б.В.Беляев, А.С.Залужный, А.С.Макаренко, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Уманский, Е.В.Шорохова и другие о коллективе…………………………………….……… - 6
1.3 Классификация и структура коллективов…………………… - 9
1.4 Компоненты психологии коллектива (малой группы)……… -10
1.5 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-15
1.6 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-17
1.7 Конфликт в малой группе или коллективе……………………..-18
1.8 Руководство малой группой или коллективом………………...-19
1.9 Психологическое влияние стилей руководства…………….….-21
1.10 Групповое решение……………………………………………....-22
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1 Методика исследования. Определение индекса групповой сплоченности Сишора………………………………………………………-24
2.2 Методика исследования. «Экспресс-методика» по изучению социально психологического климата………………………………….….-25
2.3 Выявление связи между групповой сплоченностью и социально- психологическим климатом коллектива………………………...…………-26
Заключение……………………………………………………………...-29
Литература……………………………………………………………...-30
Приложение…………………………………………………………….-31
Согласно
данным других исследователей, проследивших
влияние руководство на формирование
личности, авторитарный стиль директора
завода может быть не только самым
эффективным в плане
Здесь
необходимо также сказать, что нет
и не может быть заведомо лучших
и худших стилей руководства коллективом.
Все зависит от множества объективных
факторов существования коллектива, определяющих
его жизнедеятельность, стиль же руководства
– это всего лишь один из субъективных
факторов, который может в определенных
условиях стать детерминирующим в формировании
социально-психологического климата.
(16с.276)
Руководитель в своей жизнедеятельности, развитии и в процессе руководства сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода, выработки единой точки зрения. Совокупность всех перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.
Можно выделить ряд последовательных этапов этого процесса.
1 этап – информационно-поисковый, включающий выявление и уяснение истинной сущности возникшей проблемы. Ее могут четко охарактеризовать или руководитель группы, или сами члены коллектива.
2 этап – формулируется возникшая задача, ставятся цели, выявляются альтернативные действия для ее достижения.
3 этап – оценочно-прогностический – осуществляется обмен мнениями, включающий всестороннее обсуждение способов решения поставленной задачи, выработку общей точки зрения, путей достижения поставленной цели. Он может проходить в разных формах – дискуссии, «мозгового шторма», интервью и т.д.
На
последнем этапе могут
Процесс принятия группового решения может иметь определенные плюсы и минусы. Американские психологи обнаружили, что групповое обсуждение порождает в два раза больше идей по сравнению с ситуациями, когда те же самые люди работают единолично. При этом решения, принятые группой, отличаются большей точностью, чем индивидуальные решения. Это объясняется тем, что группа в целом обладает большим количеством знаний, нежели один индивид. Причем эта информация является более разносторонней, что обеспечивает большее разнообразие подходов к решению проблемы.
Однако группы обычно не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений. Чаще всего группа подавляет творческие порывы отдельных членов. Принимая решение, группы могут следовать привычным путем в течении долгого периода. В то же время группы лучше отдельных членов могут оценить новаторскую идею. Поэтому группу порой используют для того, чтобы вынести суждение о новизне и оригинальности той или иной идеи. При групповом принятии решений возрастает их приемлемость для всех членов группы. Известно, что многие решения не удается воплотить в жизнь, потому что коллеги не согласны с ним. Если люди сами участвуют в обсуждении, принятии решений, они охотнее поддерживают их и побуждают других согласиться с ними. Участие в процессе принятия решений налагает на человека соответствующие моральные обязательства и повышает уровень его мотивации, если ему предстоит выполнять эти решения.
Процесс
принятия группового решения является
важным элементом руководства и
управления коллективом. Он зависит
от многих факторов – характера
взаимоотношений внутри коллектива,
авторитетности и стиля руководства,
социально-психологического климата и
др.(13с.198)
Глава
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
Групповая
сплоченность – чрезвычайно важный
параметр, показывающий степень интеграции
группы, ее сплочения в единое целое, -
можно определить не только путем расчета
соответствующих социометрических индексов.
Значительно проще это сделать с помощью
методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими
вариантами ответов на каждый. Ответы
кодируются в баллах согласно приведенным
в скобках значениям (максимальная сумма
– 19 баллов, минимальная – 5). В ходе опроса
баллы указывать не нужно.
1.Чувствую себя членом, частью коллектива (5).
2.Участвую
в большинстве видов
3.Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4.Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).
5.Живу и существую отдельно от коллектива (1).
6.Не
знаю, затрудняюсь ответить (1).
1.Да, очень хотелось бы перейти (1).
2.Скорее перешел бы, чем остался (2).
3.Не вижу никакой разницы(3).
4.Скорее всего, остался бы в своем коллективе (4).
5.Очень хотел бы остаться в своем коллективе (5).
6.Не
знаю, трудно сказать(1).
1.Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2.Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3.Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4.Не
знаю, трудно сказать (1).
1.Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2.Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3.Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4.Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
1.Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2.Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3.Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4.Не
знаю, затрудняюсь ответить (1).
Индекс психологической взаимности в коллективе («сплоченности группы») высчитывается по формуле:
Е = U : N,
где U – сплоченность группы, N – число членов группы (9с.21)
Результаты
тестирования отражает таблица1 (см.Приложение)
Авторами методики являются О.С.Михалюк и А.Ю.Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета.
Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели:
Психологический
климат трудового коллектива понимается
авторами как социально обусловленная,
относительно устойчивая система отношений
членов коллектива к коллективу как целому.
Тестовый материал
Просим
Вас принять участие в
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
-внимательно прочитать варианты ответа;
-выбрать
один из них, наиболее
-поставить знак «+» против выбранного ответа.
Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди.
В нашем коллективе есть всякие люди.
Большинство
членов нашего коллектива – люди малоприятные.
Нет, конечно.
Скорее нет, чем да.
Не знаю, не задумывался об этом.
Да,
конечно.
Пожалуй, да.
Не знаю, не думал об этом.
Нет.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
Это меня бы вполне устроило.
Не
знаю, не задумывался над этим.
Нет, не мог бы.
Не могу сказать, не задумывался над этим.
Да,
мог бы.
На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток Вы бы поместили бы свой коллектив?