Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа
Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.
Введение…………………………………………………………………-2
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ КОЛЛЕКТИВА, КАК МАЛОЙ ГРУППЫ.
1.1 Понятие малой группы и ее психология…………………………-4
1.2 В.М.Бехтерев, Б.В.Беляев, А.С.Залужный, А.С.Макаренко, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Уманский, Е.В.Шорохова и другие о коллективе…………………………………….……… - 6
1.3 Классификация и структура коллективов…………………… - 9
1.4 Компоненты психологии коллектива (малой группы)……… -10
1.5 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-15
1.6 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-17
1.7 Конфликт в малой группе или коллективе……………………..-18
1.8 Руководство малой группой или коллективом………………...-19
1.9 Психологическое влияние стилей руководства…………….….-21
1.10 Групповое решение……………………………………………....-22
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1 Методика исследования. Определение индекса групповой сплоченности Сишора………………………………………………………-24
2.2 Методика исследования. «Экспресс-методика» по изучению социально психологического климата………………………………….….-25
2.3 Выявление связи между групповой сплоченностью и социально- психологическим климатом коллектива………………………...…………-26
Заключение……………………………………………………………...-29
Литература……………………………………………………………...-30
Приложение…………………………………………………………….-31
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость и человечность во взаимоотношениях в коллективе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.
Система межличностных
В
ходе межличностных отношений
Самоутверждение – активный, многоплановый механизм взаимодействия и взаимоотношений, состоящий в стремлении человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванном этим стремлением поведения, а поэтому и весьма действенный стимулятор его развития. Речь идет не только и не столько о стремлении занять официальное служебное или профессиональное положение, сколько о нравственно-психологической позиции в системе межличностных отношений, о положении в ней, которые бы обеспечивали человеку уважение, признание, доверие, благосклонность, поддержку, помощь, защиту и тем самым способствовали бы удовлетворению потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, ее наиболее сильных сторон.
Характер развития межличностных отношений в коллективе может быть очень многосторонним, порой противоречивым. В них проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена коллектива, но и всего коллектива в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющую ту или иную степень влияния людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать.
На основе и в ходе межличностных отношений формируются групповые устремления – цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов коллектива. Формирование и развитие групповых устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.
Цели – это наиболее значимые для коллектива предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и важными только для конкретного коллектива, в зависимости от того, какую значимость он им придает и какую роль в социальной жизни они играют. (1с.178)
Потребности коллектива – это то, в чем коллектив и его члены нуждаются. Мотивами выступают побудительные силы совместной деятельности его членов, заставляющие их заниматься той или другой деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.
В системе совместной деятельности членов коллектива устремления выполняют определенные функции:
Одним из структурных элементов психологии коллектива является групповое мнение – совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов коллектива к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри него, так и за его пределами.
Групповое
мнение выступает показателем
Групповое мнение выполняет определенные функции:
Сложившееся общее мнение коллектива является реальной и действенной нравственной силой. Следует, однако, иметь ввиду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность. Эффективность воздействия группового мнения объясняется:
а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство, и воля всех членов коллектива (групповое мнение вызывает у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);
б) оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов коллектива;
в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики. (11с.76)
Наряду с официальным мнением в коллективе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может не совпадать с официальным и даже противостоять ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не способствует укреплению коллектива и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. (13с.98) .
Единое мнение по каждому вопросу жизни и деятельности не всегда формируется сразу. На первом этапе формирования члены коллектива непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему. На втором этапе они обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами и в результате коллективного обсуждения приходят к общей точке зрения. На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.
Важнейшей частью психологии коллектива являются групповые настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов коллектива, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии коллектива и отдельных ее членов.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельности, т.е. проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в коллективе или передаваться вне его. Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность.
Одним из значимых элементов психологии коллектива являются традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности его членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена коллектива.
В
традициях различных групп
В
советской психологической
1.Внешний уровень, на котором проявляются непосредственные эмоциональные межличностные отношения.
2.Второй слой, представляющий ценностно-ориентационное единство группы. Отношения между членами группы, коллектива строятся не на основе привязанностей или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентаций.
3.Третий слой групповой структуры предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность.
По
этим же уровням межличностных
Групповая сплоченность – это характеристика степени социально-психологической совместимости группы, системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям.
К числу основных факторов групповой сплоченности относятся, во-первых:
Во-вторых, важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологического уровня способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроения, чувств, мнений членов группы. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются: