Психология коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Содержание

Введение…………………………………………………………………-2

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ КОЛЛЕКТИВА, КАК МАЛОЙ ГРУППЫ.
1.1 Понятие малой группы и ее психология…………………………-4
1.2 В.М.Бехтерев, Б.В.Беляев, А.С.Залужный, А.С.Макаренко, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Уманский, Е.В.Шорохова и другие о коллективе…………………………………….……… - 6
1.3 Классификация и структура коллективов…………………… - 9
1.4 Компоненты психологии коллектива (малой группы)……… -10
1.5 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-15
1.6 Психологическая сплоченность и совместимость членов коллектива………………………………………………………..-17
1.7 Конфликт в малой группе или коллективе……………………..-18
1.8 Руководство малой группой или коллективом………………...-19
1.9 Психологическое влияние стилей руководства…………….….-21
1.10 Групповое решение……………………………………………....-22
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1 Методика исследования. Определение индекса групповой сплоченности Сишора………………………………………………………-24
2.2 Методика исследования. «Экспресс-методика» по изучению социально психологического климата………………………………….….-25
2.3 Выявление связи между групповой сплоченностью и социально- психологическим климатом коллектива………………………...…………-26

Заключение……………………………………………………………...-29
Литература……………………………………………………………...-30
Приложение…………………………………………………………….-31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Психология коллектива.doc

— 262.00 Кб (Скачать)
 

    Как показывают многие отечественные и  зарубежные социально-психологические  исследования, включение человека в  какую-либо социальную группу приводит к возникновению у него новых  свойств, не имеющих места на уровне индивидуальной психической деятельности.

    Термин  «коллектив» употреблял и понимал  В.М.Бехтерев предельно широко: как любая общность вообще. Им дана характеристика разных социальных групп, предложена их классификация. В основу классификации коллективов В.М. Бехтерев заложил критерий  единства цели. Это было эпохальное предложение. К сожалению, Бехтерев не мог предположить, что со временем цель любой формализованной группы трансформируется, видоизменяется  и характеризоваться не только конкретными материальными объектами, сколько моральными и организационными критериями. Именно Бехтерев со своими учениками начал первым в мире экспериментальные исследования общения людей.

    Кстати, в юриспруденции советского периода  эпитет «коллективный» употреблялся только в позитивных наименованиях: коллективное творчество, коллективное создание, и никогда, и нигде нельзя было встретить, например, терминов: «коллективное ограбление, внимание коллективное изнасилование» … . В таких случаях употреблялся термин «групповой».

    Большое внимание экспериментальному психологическому исследованию уделял некий Л.Н. Бызов. Он занимался выявлением «законов, по которым протекают душевные явления у людей под влиянием коллектива».

    Близкой проблематикой интересовался и  Б.В.Беляев.

    «Основными  проблемами психологии коллектива, - отмечал в 1929 году Б.В. Беляев, должны быть признаны следующие две:

  1. проблема отличия реакций коллектива от аналогичных реакций индивидуума;
  2. проблема внутренней структуры коллектива, так как системы взаимодействия членов коллектива в процессе реализования.

    Актуальные  проблемы и сегодня, а ведь это  писалось в 1929 году!

    Попытку создать теорию коллективов предпринял А.С.Залужный. Коллектив он определял как взаимодействующую группу лиц, которая выявила свою способность совокупно реагировать на тот или иной раздражитель или на целый их комплекс. Он предлагал судить о степени организованности группы по следующим признакам:

  • насколько группа умеет самостоятельно распределять данную ей работу среди своих членов;
  • насколько члены группы подчиняются решению коллектива (т.е. дисциплина в выполнении функций);
  • насколько группа умеет синтезировать выполненную ее членами работу.

    В основу своей классификации коллективов А.С.Залужный положил степень организованности коллектива и время существования коллектива. Он выделил несколько типов коллективов:

  • самовозникающие коллективы (кратковременные и длительные);
  • организованные (простые и сложные).

    В дальнейшем эту классификацию развивали  К.К.Платонов, Е.В.Шорохова, Л.И. Уманский.

    Проблеме  коллектива много уделял в своих исследованиях Е.С.Аркин. Он занимался с учащимися и определял детский коллектив как «группу детей, длительно связанных общностью Среды и организации, своей самодеятельностью значительно определяющих содержание и развитие коллективной жизни».(16c.243) Аркин считал, что структура коллектива определяется, в основном, количеством составляющих его членов, социальным, возрастным, половым составом, степенью спаянности или бесформенности, формами связи его с другими коллективами. Он выделял особенности, которые влияют на весь ход жизни коллектива: вожачество, изобретательность и подражательность.

    Значимым  вкладом в развитие теории коллектива послужили труды Н.К.Крупской, о которой теперь вспоминать не принято. Это не корректно… В своих работах она раскрывала собственное понимание коллектива, показывала его организующую и воспитательную роль. В качестве основной общественной характеристики коллектива, его навыка, Н.К.Крупская выделяла умение работать совместно в области физического и умственного труда.

    Совершенно  особое значение для теоретической  и практической разработки проблемы коллектива имели, прежде всего, сама практическая работа, а затем психолого-педагогические и литературные труды А.С.Макаренко. Ему принадлежит наиболее четкое и разностороннее определение коллектива: «Коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда… Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными, в первую очередь, представлять интересы.»

    Опираясь  на учение А.С.Макаренко, А.Ф.Шнирман  изучал психологические вопросы  формирования школьного коллектива и его влияния на развитие личности школьника. Он отмечал, что коллектив является связующим звеном между личностью и другими людьми.

    Работы, вышедшие в 69-70-е годы и в конце  ХХ века, посвящены отдельным вопросам теории коллектива. Например, в них  развивается идея разделения коллективов на два вида: первичный и основной. Первичный коллектив – это коллектив, в котором его члены находятся в постоянном деловом общении, в непосредственном контакте друг с другом в процессе своей повседневной деятельности. Основной коллектив – это коллектив предприятия, учреждения или организации  в целом.

    Важнейшая особенность основного коллектива состоит в том, что именно в  нем личность получает наиболее благоприятную  возможность для осуществления  своего самоопределения и саморазвития. С этой идеей активно выступали и Л.И.Уманский, и А.В.Петровский, и К.К.Платонов с многочисленными учениками. Именно в основном коллективе, по мнению А.В.Петровского, с наибольшей силой проявляются элементы групповой активности, в которой он выделяет 3 слоя. Каждый слой характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое  (ядро группы) развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. А.В.Петровский утверждал, что этот слой соответствует высшему уровню развития группы и, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

    Также Петровский выделял два вида групп:

  1. диффузные группы, которые характеризуются непосредственными отношениями между членами группы, симпатиями, антипатиями и т.п.;
  2. группы типа коллективов, объединенные общей деятельностью, задачи которой – отношения, опосредованные некоторыми ценностями, реализуя которые, личность осуществляет самоопределение.

    В 1963-1965 годах под руководством К.К.Платонова и Е.В.Шороховой было проведено крупное исследование заводского коллектива в Москве. Материалы исследования опубликованы в большой коллективной монографии «Личность и труд» (М.:Наука,1965.с.365)  

    
  1. Классификация и структура коллективов.
 

    Существует  большое многообразие коллективов, что вызывает необходимость их классификации. Наиболее целесообразно проводить классификацию коллективов по основаниям, предложенным Е.А.Яблоковой (1984):

  • по формам собственности;
  • по классовой принадлежности;
  • по принадлежности к глобальным областям жизнедеятельности общества и превалирующей функции;
  • по принадлежности к сферам разделения труда и основному виду деятельности;
  • по месту в организационно-уровневой структуре;
  • по уровню развития;
  • по способу образования;
  • по величине;
  • по времени существования.

    Формирование и развитие коллектива принадлежит к числу организованных групповых процессов. Основными факторами формирования коллектива являются:

    1. широкое применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности, создание системы функциональной, материальной, информационной, организационной, управленческой взаимосвязи членов коллектива;
    2. обеспечение компетентного руководства и положительного личного примера руководителя;
    3. целенаправленное формирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование и превращение субъекта управления и воспитания.

    Основной  или вторичный  коллектив имеет  свои особенности:

    во-первых, он, как правило, состоит из нескольких первичных коллективов и малых  групп и, чаще всего, просто численно больше их;

    во-вторых, вторичный коллектив, как правило, обладает большей экономической  и политической автономностью.

    В понимании Л.И. Уманского структура коллектива представлена тремя блоками характеристик.

    «Общественный блок» – включает социальную направленность, организованность, подготовленность коллективного субъекта.

    «Личностный блок» – объединяет интеллектуальную, эмоциональную и волевую коммуникативность, отражающую три стороны сознания и соответствующие сферы жизнедеятельности входящих в группу личностей.

    «Блок общих качеств» – такие характеристики как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.  

    
  1. Компоненты  психологии коллектива   (малой группы).
 

    Первоначально люди неизбежно вступают в деловые и психологические контакты, т.е. взаимодействуют. Контакты и общение – первоначальный и неотъемлемый элемент жизнедеятельности представителей любой общности, естественный результат духовной и материальной заинтересованности человека в других людях.

    Строго  говоря, коллектив – это разновидность группы. Коллектив – это, чаще всего, контактная группа, трудовое или творческое объединение, в котором люди находятся в непосредственном деловом общении. Такое общение обеспечивается, благодаря единому процессу деятельности, творчества, организации труда.

    Взаимоотношения (или межличностные отношения) в коллективе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

    Взаимоотношения в коллективе (как  в малой группе) бывают разных видов.

    Общественно-политические взаимоотношения – это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в коллективе.

    Служебные взаимоотношения – это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов коллектива при решении различного рода задач, достижения важных для его членов целей.

    Внеслужебные  отношения – отношения, которые складываются между членами коллектива вне их служебной (профессиональной) деятельности. (1с176).

    Межличностные отношения в коллективе должны отвечать требованиям  определенных принципов.

    Принцип уважения предполагает  создание таких взаимоотношений в коллективе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей  всех членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует  субординации в соблюдении  всеми членами  коллектива своих обязанностей, профессионального и социального статуса каждого человека.

    Принцип сплоченности членов коллектива предполагает формирование у всех членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания.

Информация о работе Психология коллектива