Психология дыхания, музыки, движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, монография

Описание работы

Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.
Представляет интерес для психологов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

Работа содержит 1 файл

Козлов В.В. - Психология дыхания, музыки, движения (МАПН, 2009, ).doc

— 810.00 Кб (Скачать)

 

ВЛАДИМИР КОЗЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ 

ДЫХАНИЯ, МУЗЫКИ, ДВИЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. МОСКВА, 2009

 

 

 

 

Печатается  по решению редакционно-издательского  совета МАПН

 

ББК 88.4

 

УДК 159.98

 

Козлов В.В., Психология дыхания, музыки, движения. М., 2009 - с.

 

Рецензенты:

Заслуженный деятель  РФ, президент МАПН,

доктор психологических  наук, профессор Новиков В.В.

академик МАПН,

доктор психологических  наук, профессор Мазилов В.А.

кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета  им. П.Г.Демидова

 

 

 Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в теории и практическом приложении психологии. В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной и телесной психологии, а также методов использования измененных состояний сознания, вызываемых дыхательными психотехниками.

Представляет  интерес для психологов, педагогов,  психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами личностного роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ó В.В.Козлов,  2009

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДМД

1.1. Дыхание  и процесс дыхания

1.1.1. Предыстория использования дыхания в культуре

1.1.2. Потребность  человека в измененных состояниях  сознания: постановка проблемы

1.1.3. Экспериментальное  обоснование  ДМД

1) Психофизиологические  аспекты связного дыхания

2) Исследование  электрической активности головного  мозга и роль психологического компонента в индукции ИСС

3). Влияние  методов контролируемого дыхания  на уровень функциональных резервов  и физическую работоспособность

4). Психологические  аспекты связного дыхания

1.2. Теория музыки

1.2.1. История  применения музыкотерапии

1.2.2. Научные основы музыкального воздействия

1) Психофизиологические  механизмы воздействия музыки

2) Психологические  механизмы воздействия музыки

1.3. Психология  движения и танца

1.3.1. Предыстория  использования танца и движения.

1.3.2. Теоретические  основы танца и движения: интегративная позиция.

 

Глава 2.

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ ДМД

2.1. Вводное  описание 

2.2. Программа  проведения сессии ДМД 

Памятка сидящему

Памятка дышащему

2.2.1. Распределение  на пары

2.2.2. Релаксация

2.2.3. Структура  дыхательного процесса

2.3. Требования к музыкальному сопровождению

2.4. Стратегия  движения.

 

Глава 3.

МЕТОДЫ И  УПРАЖНЕНИЯ ДМД

3.1. Релаксация и настройки.

3.1.1. Несколько  предварительных упражнений 

3.1.2. Техники  релаксации

3.1.3. Практики настройки перед процессом дыхания

3.1.4. Утренние настройки

3.2. Дыхательные психотехники.

3.3. Танцевально-двигательные практики

1) Тропа танца

2) Трансовые  танцы

3) Джаз тела 

4) Танец четырех стихий

5) Танец по рисунку

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие.

В этой книге мы обобщаем наш теоретический и практический опыт применения в личностном росте и трансформации интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ)  в единую стратегию ДМД (дыхание-музыка-движение). ИИПТ было основано нами в начале 90-х годов прошлого столетия (В.В.Козлов, 1991).

В книге мы излагаем систему  методов и средств, эффективно служащих личностному росту на групповых  тренингах. Книга написана как изложение теории, метода и психотехник ДМД. Одновременно ДМД является хорошим способом гармонизации, быстрого восстановления сил и развития личности при самостоятельных занятиях и при индивидуальной форме работы с клиентами прикладной психологии и психотерапии.

В первой главе нами предпринято теоретико-экспериментальное обоснование методического инструментария.

Во второй главе мы раскрыли сам процесс проведения ДМД и включили в этот раздел вводное описание, а также программу проведения сессии ДМД. Мы привели примерную структуру инструктажа перед сессией (памятку сидящему и памятку дышащему). Мы достаточно подробно остановились на важных моментах процесса ДМД: распределении на пары, релаксации, структуре дыхательного процесса, требованиях к музыкальному сопровождению и стратегии движения.

Третья глава посвящена  упражнениям и техникам, которые  позволяют формировать навыки дыхания, релаксации, повышать чувствительность к музыке, разнообразить двигательную активность участников тренинга, повышать их осознанность и внимательность.

Психотехнология, которая нами была обозначена как ДМД, прошла широкую апробацию. Эта новая психотехнология показала высокую эффективность при работе с клиентами.

Через 10 лет апробации метода ДМД в разных культурах и странах я решился изложить его в этой книге.

С глубокой благодарностью всем, с кем мы начинали использовать дыхательные психотехники в Советском Союзе, а особенно Сергею Всехсвятскому, Владимиру Волкову, Джорджу Гамберу, Станиславу Грофу,   Джиму Ленарду, Александру Гиршон, Андрею Захаревич, Ольге Лазарянц, Владимиру Майкову, Ирине Степук, Сергею Стрекалову, Галине Шибаевой, Михаилу Щербакову.

Прошло почти 20 лет, но память о мощной, безумной, творческой энергии тренингов тех времен ярка и жива.

С благодарностью своему другу Юрию Бубееву за надежную поддержку  в проведении научных исследований.  

С благодарностью всем, кто  был и будет на моих тренингах.

 

Владимир  Козлов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДМД

 

1.1. Дыхание  и процесс дыхания

Первым базовым компонентом  нашей психотехнологии ДМД является особо организованный процесс осознанного (контролируемого) связного дыхания.   Наиболее физиологичным с современной точки зрения, а самое главное, целенаправленным и осознанным способом достижения измененных состояний сознания, является связное дыхание.

В этом параграфе мы изложим психологических, социально-психологических, психофизиологических, нейропсихологических аспектов феноменологии расширенных состояний сознания,  которые возникают при связном дыхании. Поэтому связи дыхания с состояниями сознания мы уделим более подробное внимание.

Использование дыхательных  методов для самопознания, внутренней трансформации и интеграции, имеет длительную предысторию.

 

1.1.1. Предыстория использования дыхания в культуре

Теснейшая связь между дыханием и психикой известна с древнейших времен и зафиксирована уже в первых письменных текстах мировых философско-религиозных традиций. И это заложено в общей семантике слов «дыхание» и «дух» («душа»). Не только на русском языке эти два понятия имеют общие корни. В иудаизме еврейское слово «руах» имеет несколько значений – «дыхание», «дух», «ветер». Аналогично в «Ригведах» и «Авесте» слово «ваю» (древнеиранское «вайю») имеет тоже несколько значений: «прана», «ветер», «воздух». В ведийской и индуистской мифологии, что особенно характерно, подчеркивается связь «ваю» с «сомой».

В европейских  языках наблюдается та же тенденция. На латыни «respirare» – «дышать», «spiritus» – «дух», «anima» – «дыхание», «душа». На греческом языке «pneuma» – «дуновение», «дыхание», позднее – «дух», «psyche» – «душа», «дыхание», на французском «esprit» – «дыхание», «ум», «сознание». Этот список можно продолжать еще очень долго, так как эту тесную связь между сознанием и дыханием мы можем обнаружить во многих древних текстах, а также мировой этнографической литературе.

С древних  времен было не только глубокое осознание  связи между состояниями психики и дыханием, что отразилось в языке, поговорках, мифологии, но и проникновенное использование этой связи на практике самопознания, духовного просветления.

На протяжении тысячелетий йоги использовали пранаяму. Специальные методы, основанные на ускорении, замедлении, остановке дыхания, применялись в шаманизме, кундалини – в сиддха–йоге, дзэн-буддизме, ваджраяне, дзогчене, даосизме, суфизме, школах хинаяны и махаяны и во многих других духовных практиках.

Во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания, вызываемыми связным дыханием. Истоки использования необычных состояний сознания находятся в глубокой древности, на заре возникновения человеческой цивилизации. Шаманизм насчитывает, согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н.э. Исследования антропологами более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализированные формы измененных состояний сознания. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: исихазма и многих сектантских течений в христианстве, суфизма в исламе, различных йогических практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме.

В разных культурах и  религиозных системах использовались различные способы достижения измененных состояний сознания при помощи связного дыхания.

Самые древние ритуальные практики шаманизма связаны с  использованием мощных дыхательных  сессий при помощи звукоформ на фоне барабанного грохота.

Часто песнопение выступает  в качестве самостоятельного метода достижения измененных состояний сознания в силу того, что включает в себя не только особый связный дыхательный ритм (физиологическая база), но и мощное духовное или экзистенциальное смысловое пространство, а также общегрупповую энергию. Таковы молитвенные песни балийских монахов (кенджак), эскимосские и тибетские горловые многоголосые пения, суфийские молитвенные песнопения (киршанс, бхаджанс), песни-плачи в русском фольклоре. Особенностью русских песен является большая смысловая и сюжетная нагрузка и их центрированность на экзистенциальных проблемах человеческого существования.

Более тонким, одновременно с этим более смыслозагруженным методом использования связного дыхания являются медитации и, в особенности, молитвы. На наш взгляд, во время чтения молитвы, как в индивидуальной, так и в групповой формах, возникает паттерн связного дыхания, который является физиологическим базисом возникновения трансового состояния сознания. Беспрерывное повторение одних и тех же звукоформ (например, при исихастской практике иисусовой молитвы) индуцирует более глубокое изменение сознания в контексте смыслов молитвы.

На наш взгляд, не важно, на кого направлена молитва, то ли она  посвящена Духу Земли, то ли это поклонение Аллаху или Иисусу из Назарета, Будде  или Кришне, Ра или Одину.

Важно обращение к  Большему, чем личность и делегирование Большему судьбоносного и судьбоопределяющего характера, функций решение важных жизненных проблем. За счет этого чувство освобождения и катарсиса. Часто приобретение силы и уверенности большей, чем имела личность. Особенными ситуациями являются те, когда человек начинает чувствовать себя «боговдохновенным», что его поведение, мысли и чувства являются манифестацией «Большего». В крайних вариантах это превращается в идентификацию с «мессией», когда человек является частной реализацией Большего (Сыном Бога, бодхисатвой, или наместником, или посланником Бога). В этом аспекте продуктами молитвенности и медитаций мы можем обнаружить основателей мировых религиозных систем – Заратустру, Иисуса Христа из Назарета, Будду Шакьямуни, Магомета, Арджуну...

Молитвы составляли неизменную принадлежность всякого религиозного культа и играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной  и общественной жизни у древних  индусов, древних греков и римлян.

Техники использования связного дыхания были заново открыты и вошли в арсенал современной практической психологии только в 70-х годах, а их распространение на территории СССР началось только в конце 80-х годов. В сентябре 1988 года Советский Союз посетила Сандра Рэй, одна из ведущих ребеферов Америки, ученица и ближайшая сподвижница Леонарда Орра. С группой ребеферов, которые приехали вместе с ней, она провела процессы ребефинга.

Весной 1989 г. при активном содействии Московского Всесоюзного центра психоэндокринологии Станислав Гроф и Кристина Гроф приехали в Москву, где прочли несколько лекций по трансперсональной психологии и провели четырехдневный семинар по холотропному дыханию (использующему гипервентиляцию для вхождения в ИСС) для медиков-профессионалов.

Широкое распространение психотехнологий, использующих связное осознанное дыхание, началось в странах СНГ после 1-ой советско-американской конференции по Свободному Дыханию, которая состоялась в Москве в июне 1990 года, участником которого был автор этой книги. Первое сжатое изложение Свободного Дыхания было предложено нами в 1991 году в книге «Практика Свободного Дыхания» (Козлов, 1991). Свободное Дыхание нами рассматривалось как более технологизированный, теоретически разработанный российский вариант использования связного естественного дыхания. То есть уже в 1991 году в России появилось новое течение интенсивных интегративных психотехнологий, которое наряду с зарубежными аналогами начало широко использоваться при работе с различными группами клиентов.

Информация о работе Психология дыхания, музыки, движения