Психологическое благополучие как критерий психологического здоровья лиц зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Немаловажное значение для человека играют удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью, они определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по соц.пед..doc

— 539.50 Кб (Скачать)

    Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается набранное количество баллов в соответствии с "ключом":

    0-17 баллов: вы очень спокойный, уравновешенный  человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою сознательную жизнь. Не теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять достаточно внимания своему организму.

    18-35 баллов: что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы обретете внутреннюю гармонию.

    36-50 баллов: вы подобны огнедышащему  вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно. 

  1.   Методика “Индекс  жизненной удовлетворенности”  ИЖУ [32].

    Методика  предназначена для диагностики  индекса жизненной удовлетворенности, показателя, отражающего общую адаптированность, приспособленность человека к жизни, выраженную в эмоциональных параметрах.

    Разработан  группой американских учёных, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтопсихологии.

    Впервые опубликован в 1961 году. (Неугартен Б.С. с соавт., 1961, USA). Нами данная методика используется в варианте Н.В. Паниной (1993).

    Тест  измеряет наиболее общее психологическое  состояние человека, определяемое его  личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни.

    Позволяет определять величину удовлетворенности  жизнью. Интегральный показатель, в котором обобщаются такие характеристики удовлетворенности как психологическое состояние, степень психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Тесно связан с самочувствием, уровнем активности и определенностью жизненных планов, наличием творческого дела.

    Области использования методики и ее характеристики:

    Адаптация сотрудников

    Адаптация стажёров

    Депрессия

    Индивидуальное  консультирование

    Мотивационно-потребностная  сфера

    Рабочая

    Служба  с оружием

    Сотрудники госслужбы

    Эмоционально-волевая  сфера

    Эмоциональное благополучие 

    Наиболее  частые суждения людей о своем  настроении в разные периоды жизни (всего 20) сводятся в таблицу. Испытуемому  необходимо прочитать каждое из них  и отметить, согласен он с ним  или нет. Для этого относительно каждого суждения нужно обвести кружочком цифру в правых колонках, соответствующую подходящему ответу. Индекс (общий балл) определяется по ключу. Наивысший балл 41, то есть индекс максимальной жизненной удовлетворенности равен 41.

    Определяется  один общий показатель - индекс жизненной  удовлетворенности (life satisfaction)

    Обработка данных. Подсчитывается общая сумма баллов по совпадающим с ключом ответам - показатель ИЖУ = баллов. Он интегративно отражает общее психологическое состояние, степень психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, систему отношений человека к жизни, общее умонастроение.

    Низкие  баллы по данной шкале свидетельствуют  о неудовлетворенности жизнью.

    Индекс  жизненной удовлетворенности - интегративный показатель, включающий в качестве основного носителя эмоциональную составляющую. Для обладателей высокого значения индекса характерны низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт, высокий уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.  

3. Шкала субъективного благополучия [43]. 

    Шкала субъективного благополучия (шкала  СБ) была создана в 1988 году французскими психологами Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche. Поводом для ее создания послужило расширение исследований в области психологии стресса и его влияния на здоровье индивида. Изучая воздействие хронических болезней на эмоциональное состояние личности, авторы методики столкнулись с необходимостью иметь небольшой скрининговый инструмент, отражающий оценку индивидом собственного эмоционального состояния. В результате была разработана шкала, измеряющая эмоциональный компонент субъективного благополучия.

    Шкалы: напряженность и чувствительность, психоэмоциональная симптоматика, изменения настроения, значимость социального окружения, самооценка здоровья, удовлетворенность повседневной деятельностью

    Шкала субъективного благополучия оценивает  эмоциональный компонент субъективного  благополучия в диапозоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.

    Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.

    Благополучие  определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

    Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

    Третье  значение понятия субъективного  благополучия тесно связано с  обыденным пониманием счастья как  превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

    Дифференцировка пунктов по шести кластерам позволяет  проводить наряду с количественным, качественный анализ ответов испытуемого.

    Опросник  требует минимального времени для  проведения и обработки и может  применяться в различных ситуациях, как с практическими, так и  с исследовательскими целями.

    Преимуществами  данной методики являются ее краткость и скрининговый характер получаемой информации, что позволяет наметить направления дальнейшего исследования личности испытуемого.

    Сфера применения шкалы СБ достаточно широка. Она может с успехом применяться  для контроля общего состояния клиента в ходе лечения, обнаружения проблемных зон при психологическом консультировании, оценки эмоционального благополучия при отборе и подборе кадров и других ситуациях, где требуется оценить особенности психоэмоциональной сферы личности.

    В НПЦ «Психодиагностика» Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова шкала субъективного благополучия прошла всю процедуру адаптации и психометрической проверки на русскоязычной выборке, включая стандартизацию результатов [40].

    Цель:

    1. Диагностика эмоционального состояния.

    2. Диагностика социального поведения 

    3. Диагностика физических симптомов 

    Социальная  область: педагогическая деятельность; учебная деятельность; профессиональная деятельность; психологическое консультирование

    Средние оценки (4-7 стена) свидетельствуют о низкой выраженности качества: лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.

    Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (высокие оценки), характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации.

    Крайне  высокие оценки (10 стенов) свидетельствуют  о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте.

    У лиц с такими оценками возможно наличие  комплекса неполноценности, они, скорее всего, не удовлетворены собой и  своим положением, лишены доверия  к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.

    Оценки  отклоняющиеся в сторону субъективного  благополучия (низкие оценки) говорят  об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого: он не испытывает серьезных  эмоциональных проблем, достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведением.

    Крайне  низкие оценки по шкале СБ (1 стен) свидетельствуют  о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологических проблем.

    Такой человек, скорее всего, обладает позитивной самооценкой, не склонен высказывать  жалобы на различные недомогания, оптимистичен, общителен, уверен в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса, не склонен к тревогам.

    Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых  связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пункты делятся  на шесть кластеров:

    Напряженность и чувствительность (2, 12, 16) – субъективное переживание тяжести выполняемой работы; необходимость взаимодействовать с другими; потребность в уединении.

    Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17) – нарушение сна, субъективно переживаемое чувство беспредметного беспокойства; чрезмерная острота реакций на незначительные препятствия и неудачи; нарастающее переживание усиления рассеянности.

    Изменения настроения (1, 11) – ухудшение настроения, значительное снижение оптимистического модуса восприятия.

    Значимость  социального окружения (3, 6, 8) – совместное решение проблем; переживание одиночества, отношение с семьей и друзьями.

    Самооценка  здоровья (7, 15) – общее переживание здоровья, вопрос физической «формы».

    Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13) – переживание скуки в повседневной деятельности, настроение по утрам, собственно удовлетворенность повседневной деятельностью.

    Средний балл по тесту, переведенный в стандартную  оценку по шкале стенов (среднее  значение – 5,5, стандартное отклонение – 2), является основанием для интерпретации результатов теста.

 

2.2 Результаты исследования психологического благополучия

 

    Было  исследовано 20 человек, в возрасте от 22 до 51 года различных профессиональных групп, получившие высшее образование и с различным семейным положением.

    Методика  «Душевное равновесие».

    Каждому испытуемому предлагалось ответить на 7 вопросов и выбрать тот вариант  ответа, который в наибольшей степени  соответствует его чувствам и  поведению.

    Анкета  по С.С. Степанову использована в связи с тем, что позволяет выявить интегральный показатель психического здоровья, который характеризует душевное равновесие, состояние общего душевного комфорта испытуемых. От опрашиваемого требовалось выбрать самый подходящий ответ из трех возможных. Обработка и интерпретация результатов исследования проводилась в соответствии с "ключом": 0 - 17 баллов указывало на высокий уровень, 18 - 35 - на средний уровень и 36 - 50 - на низкий уровень психического здоровья.

Информация о работе Психологическое благополучие как критерий психологического здоровья лиц зрелого возраста