Психологическое благополучие как критерий психологического здоровья лиц зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Немаловажное значение для человека играют удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью, они определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по соц.пед..doc

— 539.50 Кб (Скачать)

    Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут  о том, что психическое здоровье – это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире [21].

    Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального  развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности – отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире. Исходя из этого, речь может идти и о его многоуровневой субъектной регуляции. Это положение имеет немаловажное значение в психологической работе с клиентами. И психологическое консультирование, и психокоррекция, и психотерапия, и психотренинги (как формы психологической и социальной коррекции и реабилитации) обращены к определенным инстанциям, регулирующим активность субъекта. Так, помощь может быть направлена непосредственно на снятие, купирование соматических и психических расстройств. В этом случае объектом работы являются структуры, ответственные за уровень психофизиологических состояний. Подобная ориентация характерна, главным образом, для официальной медицины [15].

    Психическое здоровье личности связано и с  окружающей его жизненной средой (жизненным пространством).

    Жизненная среда – совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде. Она может изменяться как структурно, так и содержательно в зависимости от возраста, профессии, социального статуса индивида и др.

    Жизненная среда формируется самим человеком  и определяет, нередко, его активность независимо от психического и социального  развития.

    Жизненная среда влияет на человека своим химическим составом и физической конфигурацией. Созданная человеком жизненная среда неизбежно вызывает целый комплекс реакций – физических, биологических, психологических, социальных. Посредством их человек объясняет среду, наделяет значением, обусловленным социальным, культурным и историческим развитием.

    Взаимодействуя  с жизненной средой, человек включается в ее структуру, пространственное устройство, формирует ее психологическое и  социальное значение. Несмотря на разнородность  структуры, жизненная среда воздействует на человека как единое целое.

    Рассматривая  понятие психологического здоровья в свете представлений о единстве биологического (физического, физиологического), психического и социального, можно  утверждать, что психологическое  здоровье предполагает устойчивое, адаптивное функционирование человека на витальном, социальном и экзистенциальном уровнях жизнедеятельности.

    Психологическое здоровье на витальном уровне жизнедеятельности  предполагает осознанное, активное, ответственное  отношение человека к своим биологическим  потребностям, потребностям своего тела. Такой человек заботится не только о здоровье, чистоте, красоте своего тела, но и исследует, осознает свои привычные движения, жесты, зажимы, мышечный панцирь в целом. Кроме того, психологически здоровый человек может исследовать и само свое отношение к своему телу.

    В целом здоровье витального уровня жизнедеятельности  характеризуется динамическим равновесием  всех функций внутренних органов, адекватно  реагирующих на влияние внешней  среды, стремящихся к поддержанию  гомеостатического состояния всего организма в целом. Любое отклонение от нормативных показателей проявляется в виде болевой реакции, имеющей защитные свойства и предупреждающей о дисфункции, нарушении в деятельности того или иного органа или всего организма. Это уровень взаимодействия природной среды организма и окружающего его физического мира. Процесс самоопределения на витальном уровне актуализирует поведение человека, направленное на удовлетворение биологических потребностей. В психологии этот способ самоопределения связан с понятиями: саморегуляции (Конопкин О. А., Морсанова В. И.) [23]; адаптогенной ситуации (Посохова С. Т.) [35]; либидо–танатоса (Фрейд З.) [44]; видового самосохранения (Дарвин Ч.) [17].

    Психологическое здоровье социального уровня жизнедеятельности  определяется системой социальных отношений, в которые вступает человек как общественное существо. При этом наиболее значимыми для человека становятся условия протекания социальных отношений, определяемые нормами морали, права, ценностными ориентациями и нравственностью. Критерием социального здоровья часто выступают уровень социальной адаптации и адекватность реакций человека на внешние воздействия [30], адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, ответственность, эмпатия, бескорыстие, культура потребления [31], способность к целеполаганию и достижению поставленных целей [41]. Этот уровень функционирования человека характеризуется сложной системой субъект–объектных отношений, содержащих в себе как субъектные, так и объектные характеристики. К субъектным характеристикам можно отнести закономерности психической организации человека, проявляющиеся в функционировании эмоционально–волевой и когнитивных сфер, дающих основание для формирования личности, интегрируемой ценностно–нравственной системой в мировоззрении. Объектные характеристики также имеют определенные закономерности, проявляющиеся в общественных отношениях, заданных нормами культурной среды, социальной и государственной организациями или субкультурными ценностями. Поэтому единых критериев социальной нормы не существует, каждая культурная среда формирует свои нормы, а показателем социального здоровья является уровень адаптивности к нормам того социума, в котором человек живет. Социальным иммунитетом на субъектном уровне являются интериоризированные общественные и культурные нормы, представленные в структуре ценностей и эталоне межличностных отношений, нарушение или неисполнение которых фрустрирует человека, проявляясь во внешнем или внутреннем конфликте, что вызывает тревогу, сигнализирующую о возможности возникновения проблем с социальным здоровьем.

    Социальное  психологическое здоровье определяется степенью профессиональной самореализации человека. Профессиональное самоопределение социального уровня характеризуется влечением к сотрудничеству, желанием следовать нормам, трудолюбием. Смысл жизни на данном уровне определяется стремлением к доверительным отношениям, защищенности и ответственности. Профессиональная деятельность (согласно исследованиям М. Я. Дворецкой) характеризуется стремлением к социальной стабильности, являющейся следствием жизненного и профессионального выбора с избеганием фрустрирующих ситуаций и бесполезной, бессмысленной деятельности.

    О психологическом здоровье на социальном уровне жизнедеятельности свидетельствует высокая степень гармонизации человеком своих взаимоотношений с обществом. В процессе гармонизации своих взаимоотношений с обществом человек осознает свои социальные потребности, расширяет средства и способы их реализации. В это время он формирует собственную автономность, самодетерминацию, самоуправление, реализует заложенные природой силы и способности.

    Психологическое здоровье на экзистенциальном (глубинном) уровне жизнедеятельности предполагает ориентацию человека на свой глубинный внутренний мир, формирование доверия своему внутреннему опыту, обновленных, духовных отношений с внешним миром.

    Экзистенциальный  уровень жизнедеятельности также  имеет свои критерии и показатели здоровья. В первую очередь к ним можно отнести наличие смысла жизни, определяющего устремления человека к идеалу, осуществление которых сопряжено, как правило, с борьбой идеала и действительности. Экзистенциальный идеал есть нечто бесконечное, никогда не достижимое, особенно в пределах короткой жизни личности в чувственном мире. Он определяется как вечная, не завершаемая цель человеческого существования. Экзистенциальный идеал призван определять то, что есть вечное и неизменное в человеческой природе, оттеняя собой преходящие ценности конечного бытия. Он способствует поиску смысла жизни, связанному с разрешением экзистенциальных дихотомий (жизнь – смерть; свобода – ответственность; смысл – бессмысленность; одиночество – любовь; совесть – закон), что в свою очередь активизирует процесс самопознания человека. Присутствие экзистенциальных дихотомий, с одной стороны, указывает на наличие глубинных внутренних конфликтов, сопровождающихся нарастающей тревогой и безотчетными страхами, но, с другой стороны, при их позитивном разрешении, – представляет собой возможность личностного роста, где осуществление выбора и принятие ответственности за него определяет направленность личности в целом. Негативное разрешение дихотомий чаще всего сопряжено с явлением «сожжения совести», когда человек в своем безудержном стремлении к потреблению и удовольствиям избирает путь внешнего благополучия, обессмысливая свою духовную, подлинно человеческую жизнь.

    Эмоционально  значимые отношения проявляются  в форме сотрудничества и «братской» любви. Особое значение придается творчеству, приносящему духовное удовлетворение и способствующему «развитию себя». Смысл жизни заключается в «активном жизнетворчестве», помогающем обрести «мир в душе», «стать личностью» [19].

    Психологическое здоровье зависит от системы мышления человека, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Также оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания [49].

    Анализ  литературы позволяет выделить ряд  существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности [4]:

    1. Осознанность и осмысленность  человеком самого себя, мира в  целом, своего взаимодействия  с миром.

    2. Полнота «включенности», переживания  и проживания настоящего, пребывание  в процессе.

    3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.

    4. Способность не только выражать  себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве  с другим человеком.

    5. Глубинная событийность как способность  человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.

    6. Чувство свободы, жизни «в соответствии  с самим собой» как состояние  осознавания и следования своим  главным интересам и наилучшему  выбору в ситуации.

    7. Ощущение собственной дееспособности  «Я могу».

    8. Социальный интерес или социальное  чувство (в терминологии А.  Адлера) [3], то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом – живые люди.

    9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический,  жизнерадостный настрой как интегральное  следствие всех перечисленных  выше качеств и свойств психологически  здоровой личности, Это состояние  не стоит путать с состоянием ригидности, «зашоренности» стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире [38].

    Итак, подчеркнем разницу между психическим  и психологическим здоровьем. Психическое здоровье имеет отношение к отдельным процессам и механизмам психики: мышлению, памяти, ощущению, восприятию, эмоциям, воле и пр. Психологическое здоровье характеризует личность в целом, ее отношение к миру, себе, собственной жизни.

 

    1. Психологическое благополучие
 

    Проблема  позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей, начиная с середины 20-го века. Теоретическую  базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна [12], по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Взгляды Брэдбёрна на природу и строение благополучия личности получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика «Шкала баланса аффектов» применяется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия до сих пор. Брэдбёрн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами. Значительная взаимозависимость была обнаружена между степенью психологического благополучия и уровнем материальных доходов, исследование наглядно показало, что люди с более высокими доходами зачастую имеют более высокий уровень психологического благополучия, что обеспечивается высокой корреляцией между позитивным аффектом и уровнем доходов. В то же время отсутствие обратной взаимосвязи со шкалой негативного аффекта указывает на то, что «деньги могут увеличить ощущение радости, но не могут уменьшить чувства горя».

    Благополучие  – это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь  культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт – результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития. Такая формулировка благополучия наиболее соответствует определению здоровья, зафиксированному в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (1948):«Здоровье – это не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия» [42]. Тогда вопрос заключается в определении понятия благополучия, которое рассматривалось в психологии в контексте изучения счастья, субъективного благополучия (Subjective Well-Being), удовлетворенности жизнью (Life Satisfaction) и качества жизни (Quality of Life). Вслед за К.Рифф (Ryff К., 1992, 1995, 1997), в зарубежных исследованиях, посвященных изучению оптимального, благополучия центральной для этого направления стала проблема субъективного благополучия личности, которая первоначально включала в себя понятия счастья, удовлетворенности жизнью, положительной эмоциональности, психологического здоровья, стойкости духа и т.д. Одним из первых было исследование Н.М.Брэдберна [12], в котором обнаружилось, что шкалы негативного и позитивного аффекта, по существу, друг с другом не связаны, показывая при этом независимые корреляции со шкалой общего благополучия. Впоследствии понимание счастья, определяемого как баланс между положительным и отрицательным аффектом, получило широкое распространение.

Информация о работе Психологическое благополучие как критерий психологического здоровья лиц зрелого возраста