Психологическое благополучие как критерий психологического здоровья лиц зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Немаловажное значение для человека играют удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью, они определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по соц.пед..doc

— 539.50 Кб (Скачать)

Автономная  некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Межрегиональный открытый социальный институт»

Кафедра психологии и педагогики

Специальность 030301 «Психология» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Социальная педагогика»

студентки заочной формы обучения, 3 курса, группы Пс/во-970

Никифоровой Валентины Федоровны

на тему:

«Психологическое  благополучие как  критерий психологического здоровья лиц зрелого  возраста» 
 

                  Научный руководитель

                  доцент

                  ________( О.В. Шишкина.) 

                  Студентка

                  ________(В.Ф. Никифорова) 
                   
                   

Йошкар-Ола, 2011 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  исследования:

    Немаловажное значение для человека играют удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью, они определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование.

    Удовлетворённость жизнью выступает в качестве важнейшего внутреннего фактора человека, определяющего и его социальную активность, и взаимоотношения с другими людьми, и отношение к самому себе как к личности. Удовлетворённость жизнью обладает целым рядом различных факторов, важнейшими среди которых выступают смысложизненные ориентации, ценностные установки и установки в отношении себя.

    Также актуальность исследований по данной теме позволяет проанализировать, насколько  реализованы те или иные потребности  людей, а, следовательно, насколько люди удовлетворены жизнью, причины, которые влияют на их чувство удовлетворённости и возможность повышения уровня удовлетворённости.

    Недостаток  исследований связи смысла жизни  и позитивных аспектов функционирования личности, отчасти, обусловлен многообразием  подходов, выделяющих различные параметры такого функционирования. Поэтому становится актуальным введение понятия, которое могло бы обобщить эти характеристики. В данном исследовании в качестве такового выступает понятие «психологическое благополучие», разрабатываемое N. Bradburn, R. Ryan и Е. Deci, С. Ryff, E. Diener, A. Waterman, A.B. Ворониной. Несмотря на многочисленность подходов к трактовке психологического благополучия и его эмпирических исследований, это понятие все же остается одним из мало разработанных как в зарубежной, так и отечественной психологии.

    Основываясь на концепции психологического благополучия, созданной американским психологом С. Ryff, в которой обобщены теории, описывающие различные аспекты  позитивного функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, М. Яходы и др.), а также, отмечая вслед за Е. Diener, что исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат, с которой человек соотносит собственное психологическое благополучие.

    Всё вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования, направленного  на выявление взаимосвязи между  удовлетворенностью жизнью и психологическим благополучием личности. 

    Цель: изучить психологическое благополучие людей зрелого возраста.

    Задачи:

    1. Провести теоретический анализ  литературы по проблеме исследования.

    2. Провести отбор обоснований методик.

    3. Интерпретировать полученные результаты и сделать выводы.

    Объект  исследования – психологическое здоровье людей зрелого возраста.

    Предмет исследования – психологическое благополучие людей зрелого возраста.

    Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическое благополучие людей зрелого возраста зависит от субъективной удовлетворенности.

    Методы  исследования: анкетирование, тестирование, математический анализ результатов.

    Методики  исследования: «Душевное равновесие», «Индекс жизненной удовлетворенности», «Шкала субъективного благополучия».

    Экспериментальная база: 20 человек в возрасте от 22 лет до 51 года.

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ

    1.   Психологическое здоровье
 

    Активность  человека как сложной живой системы  регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой. В этой связи выделяются следующие наиболее общие уровни – биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, которые мы только что отметили, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты. Отвлечемся в настоящий момент от особенностей здоровья человека, связанного с биологическими нарушениями, т.к. здесь – епархия медицины. Многие болезни, имеющие биологическую основу связаны с психической напряженностью, тревогой, стрессами и др. (например, ишемическая болезнь сердца, язва желудка и др.психосоматические нарушения). Уделим особое внимание анализу психологического здоровья [5].

    Долгие  годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки – психиатрии (изучены основные тенденции и особенности протекания и лечения психических болезней – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др.) и невропатологии (психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях функционирования нервной системы), которая считала и продолжает рассматривать их как "духовные приложения" к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира.

    Начало  другого подхода к пониманию  психологического здоровья, как известно, было положено З.Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) – субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения [7].

    Следствием  этого в последние десятилетия  психическое здоровье человека стало предметом исследования и других наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии. Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Вместе с тем многие проблемы, возникающие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.) [7].

    Возникли  новые представления о психическом  здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др [22].

    Понятие "психическое здоровье индивида" широко используется в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция "позитивного психического здоровья". В работах К. Голдштайна, А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла и др. она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К.Гольдштайном в своих последних работах "Психология бытия" и "Дальние пределы человеческой психики" отмечает, что патологические нарушения психического здоровья – неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы – это "люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации", имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности". По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям – наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др [27, 28].

    Мы  полагаем, что психическое здоровье детерминируется особенностями  баланса, гармонии жизненных сил  человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия  жизненного пространства.

    Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья. С этих позиций оно обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор и др. По этому поводу В. Франкл писал, что если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.

    Описывая  критерии психического здоровья, исследователи главную роль отводят психическому равновесию и связанным с ним гармоничности организации психики и ее адаптивным возможностям, адекватность субъективного восприятия отражаемым предметам, явлениям и обстоятельствам, соответствие психических реакций интенсивности внешних раздражителей, упорядоченность и причинную обусловленность психических явлений, критическую самооценку и оценку окружающих обстоятельств, способность к адекватному изменению поведения в соответствии с переменами окружающей обстановки и его организации в соответствии с принятыми морально-этическими нормами, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план. Приводимые исследователями критерии, за исключением двух последних, часто представляют собой традиционные для патопсихологии критерии адекватности и критичности, и, следовательно, не могут расцениваться как позитивные. Другой попыткой определить признаки, характеризующие психическое здоровье, является гуманистически-ориентированный «перечень», включающий в себя способность адекватного восприятия окружающей среды, осознанное совершение поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни. Е.Р.Калитеевская (1997) предлагает такие базовые параметры личностной саморегуляции, определяющие сохранность психического здоровья, как свобода, ответственность и духовность [20]. Одним из самых полных, по мнению многих исследователей, является перечень критериев психического здоровья, составленный Н.Д.Лакосиной и Г.К.Ушаковым (1984). В него входит множество признаков, начиная от адекватности восприятия и поведенческих реакций, критического подхода к обстоятельствам жизни, и заканчивая чувством ответственности за близких и самоутверждением в коллективе без ущерба для остальных его членов. Наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к окружающему миру, способность к установлению близких контактов с окружающими, альтруизм, направленность на общественно полезное дело, духовность, гармоничность, целостность личности, ориентация на саморазвитие. За рубежом представители психологии здоровья трактуют это понятие как благополучие (well-being) в самом широком смысле [26].

    Еще одним критерием психологического здоровья среди многочисленных признаков его выраженности является феномен психического равновесия. Он включает гармонию взаимодействия различных сфер личности – эмоциональной, волевой, познавательной. Ее нарушения приводят к личностной деградациям, деструкциям, социальной и персональной дезадаптации. Именно критерий психического равновесия связан и с целостным развитием личности, ее адаптивными возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия. Рассматриваемый нами феномен значительно определяется спецификой интеграционных процессов в структуре личности. Считается, что психическое здоровье может соответствовать и степени интеграции разнообразных событий своей жизни (в контексте прошлого, настоящего, будущего), своего субъективного опыта и формируемых личностно картин мира, и количество общих социальных систем, в которые включается человек А.Г. Асмолов называет его смыслостроительтвом своей личности [6]; В.А.Петровский – конвергенцией в структуре отраженной субъективности [33]; Г.С. Абрамова – живым сознанием [1]; Ф.Е. Василюк – надситуативным смыслом [13]. Нарушения психического здоровья не всегда определяются психическим заболеванием и связаны не только с изменением организма, но и с отсутствием условий развития личности, включения в социальную структуру общества.

    Разграничение психологического и социального  здоровья человека весьма условно, т.к. свойства личности развиваются только в социуме, обществе, в которые  она включена.

    Все отмеченное позволяет рассматривать  психическое здоровье как меру способности индивида поддерживать, осуществлять и развивать индивидуальную и социальную субъектность в изменяющемся мире, и социальное здоровье как меру активного и автономного поддержания и развития жизненных сил персональными и социальными субъектами при изменяющемся жизненном пространстве, как совокупность особенностей восприятия личных и принятия общественных межсобытийных отношений.

    Описанные выше научные факты и особенности  размышлений отдельных ученых стали  основой того, что в современной  психологии развиваются представления  о многоуровневости психического здоровья. Основой такого подхода являются данные о том, что высший уровень  психического здоровья связан с адекватным личностным производством смысловых ориентаций, определения общего смысла жизни, жизненных стратегий, отношений к другим, себе – и оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни. Подобным образом понимаемое психическое здоровье предполагает наличие сложных взаимодействий различных уровней и не может быть определено через понятия "баланса", "компенсация", "стабильность", "адаптация". Концепция "позитивного психического здоровья" связана с особенностями активности и личностного развития. Этот подход приводит к определению критериев психического здоровья, характеризующих в большей степени сам процесс, нежели состояние. Как уже отмечалось, нарушения психического здоровья не всегда связаны с психическим заболеванием, во время которого нарушается адаптивная функция, но развитие личности при этом не прекращается. Более того, личностное здоровье может проявляться в некоторого рода дезадаптации. Указанный подход к психическому здоровью декларирует его не как отсутствие конфликтов, проблем, а как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающие полноценное человеческое функционирование [38].

Информация о работе Психологическое благополучие как критерий психологического здоровья лиц зрелого возраста