Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа
Немаловажное значение для человека играют удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью, они определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование.
На первом этапе изучения субъективного благополучия было получено следующее описание счастливого человека: молодой, здоровый, хорошо образованный, хорошо оплачиваемый, экстравертированный, оптимистичный, беззаботный, религиозный, женатый человек с высокой самооценкой, боевым духом, скромными стремлениями, любого пола и уровня интеллекта (Wilson J., 1967). Поэтому было предложено говорить не о реальном уровне благополучия, а употреблять термин «декларируемое», или «признаваемое» счастье (avowed happiness). Подобная ориентация исследователей субъективного благополучия связана с тем принципиальным положением, что оно оценивается исключительно самим индивидом с позиций его ценностей и целей. Поскольку последние всегда индивидуальны, то универсальной для всех структуры благополучия быть не может, и единственное, что остается – изучать факторы, которые влияют на это чувство счастья и удовлетворенности. В данном контексте предпочитают употреблять более термин «качество жизни, связанное со здоровьем» (Health Related Quality of Life), синонимами для которого являются понятия субъективного состояния здоровья и функционального статуса. Большинство работ, посвященных вопросам изучения качества жизни, содержат описание тех сфер жизнедеятельности, на которые обычно направлено внимание исследователей: физическую, психологическую и социальную.
• Соматическое измерение включает в себя побочные эффекты занятий спортом и/или лечения.
•
Психологическое измерение
• Психосоциальное отражает так называемые психосоциальные стрессоры, к которым относятся как серьезные, драматические (утрата работы, развод, смерть близкого человека), так и повседневные (они описываются как «стычки» - hassles – раздражающие, фрустрирующие требования окружающей среды, которые характеризуют повседневное взаимодействие с ней) стрессовые ситуации и события.
К.Рифф [36] решает вопрос: «Что значит быть благополучным с психологической точки зрения?» - на основании интеграции различных теорий, связанных с благополучием, предлагая обобщенную модель психологического благополучия, включающую шесть составляющих.
Ключевые измерения благополучия и их теоретические истоки
• позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни (самопринятие – Self-Acceptance)
• наличие целей и занятий, придающих жизни смысл (цели в жизни – Purpose in Life)
•
способность выполнять
• чувство непрекращающегося развития и самореализации (личностный рост – Personal Grouth)
• отношения с другими, пронизанные заботой и доверием (позитивные отношения с другими – Positive Relations with Others)
•
способность следовать
Определения измерений психологического благополучия
|
Профиль психологического благополучия меняется с возрастом. Два аспекта благополучия – позитивные отношения с другими и самопринятие – остаются постоянными в течение жизненного пути человека, другие же - изменяются. Например, компетентность и автономность с возрастом, особенно при переходе от молодости к среднему возрасту, проявляют тенденцию к увеличению. Значения по шкалам личностного роста и целей в жизни уменьшаются.
Опираясь на теорию К. Рифф (которая была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отмечу, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самооценки, самоотношения [48].
На основе сложного переживания человеком удовлетворенности собственной жизни, П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой было выделено «актуальное психологическое благополучие» и «идеальное психологическое благополучие», в котором представление об «идеальном» выступает глобальным инструментом оценки человеком своего бытия. При этом необходимо отметить, что эта внутренняя оценка по всей вероятности имеет социально-культурную специфику и можно предположить, что эта специфика формируется в процессе усвоения человеком некоторых существующих в социуме и культуре представлений, т.е. соотноситься с понятием социальной нормы, социально-культурного идеала функционирования человека.
Психологическое
благополучие (душевный комфорт) - слаженность
психических процессов и
Психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в системе "субъект-среда". В современной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий "субъективное благополучие" и "психологическое благополучие". Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического, другие - психологическое благополучие как часть.[49] В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные. В зарубежной психологии подходы к исследованию психологического благополучия условно разделяются на эвдемонистические и гедонистические. Как отмечают исследователи, главным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая неразработанность, а эвдемонистического - трудность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодоления данных недостатков привели к сближению указанных подходов, построению интегративных моделей психологического благополучия. Так, в зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К.Рифф [36], базисом которой послужили основные теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Названная модель включает шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой (компетентность), наличие целей в жизни и личностный рост. [49]
В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) - представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный - доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам. Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Эти стороны жизни являются предметом изучения разных научных дисциплин. Благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии [47].
Определить значение анализируемого явления (большое или малое) для объекта конкретной науки, без сомнения, важно, но еще ценнее раскрыть совокупность его связей с другими феноменами, в нашем случае, - со структурами и процессами, протекающими в личности. Для психологии личности и психологии в целом особо существенно то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и как следствие на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. Личность является интегратором всей психической активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности [25].
В отечественной психологии интегративный подход к психологическому благополучию представлен, в частности, в многоуровневой модели психологического благополучия, разработанной А.В.Ворониной. В этой модели психосоматическое, психическое, психологическое здоровье рассматриваются как уровни психологического благополучия. Для каждого уровня автор предлагает как субъективные параметры измерения, так и объективные, которые оцениваются внешними экспертами [14].
Кроме того, исследователи такие как Е.Е.Бочарова, Л.В.Куликов, Р.М.Шамионов, уделяют значительное внимание взаимосвязям отдельных компонентов психологического благополучия, их зависимости от различных субъективных и объективных факторов. Так, в настоящее время, активно исследуется связь смысложизненных ориентаций, осмысленности жизни, суверенности психологического пространства, толерантности, стратегий жизни, ценностных ориентаций и стратегий поведения личности с психологическим благополучием личности [11, 24, 47].
Главными критериями психологического благополучия личности выступают объективная успешность (социальное, физическое, психологическое и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся в ощущении счастья и удовлетворенности жизнью в целом. Уровень психологического благополучия определяют различные субъективные и объективные факторы, в том числе характеристики окружающей среды, степень влияния которых определяется их значимостью для личности.
Все
перечисленные составляющие благополучия
тесно взаимосвязаны и влияют
друг на друга. Отнесение многих феноменов
к той или иной составляющей благополучия
в немалой степени условно. Например, чувство
общности, осознание и переживание смысла
жизни вполне могут быть причислены к
факторам, создающим душевный комфорт,
а не только социальное или духовное благополучие.
Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и оценка
Понятие удовлетворенности жизнью является комплексным и многослойным.
Одним из традиционных направлений социологических исследований является изучение роли и значения различных аспектов жизнедеятельности людей. Уже на протяжении многих лет масштабная работа такого рода проводится как российскими, так и западными социологами [37]. Другим не менее важным исследовательским направлением являются проблемы измерения удовлетворенности населения своей жизнью. Такая работа на регулярной основе проводится, в частности, социологами стран-участниц Единого экономического пространства [8]. Однако, несмотря на внутреннее единство указанных направлений исследований, их методическое объединение до сих пор не осуществлено.