Психологические особенности подследственных в следственном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: эмоциональное состояние подследственных в процессе следственных действий (на примере допроса).
Объект исследования: подследственные, подозреваемые в совершении преступлений предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации.
Предмет исследования: эмоциональное состояние подследственных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Проблемы судебно-психологической экспертизы в юридической практике
1.1. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы………...10
1.2. Психологический анализ методов психологической диагностики в юридической практике…………………………………………………………….13
1.3. Права и обязанности эксперта-психолога…………………………….19
Глава 2. Психологические особенности подследственных в следственном процессе
2.1. Понятие и виды следственных действий в уголовном процессе…..26
2.2. Специальные приемы ведения допроса и их влияние на психологическое состояние подследственных…………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование диагностика эмоционального состояния подследственных в процессе допроса
3.1. Программа исследования……………………………………………..41
3.2. Процедура исследования……………………………………………..46
Заключение ………………………………………………………………….66
Библиографический список………………………………………………..71
Приложение 1………………………………………………………………..76
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3………………………………………………………………..79
Приложение 4………………………………………………………………..82
Приложение 5……………………………………………………………….85
Приложение 6………………………………………………………………86
Приложение 7………………………………………………………………..87
Приложение 8……………………………………………………………….90
Приложение 9……………………………………………………………….92
Приложение 10………………………………………………………………94
Приложение 11………………………………………………………………95

Работа содержит 1 файл

Все вместе =).docx

— 197.59 Кб (Скачать)

Формирование материала  показаний нередко происходит в  критических ситуациях, которые  вызывают в человеке различные сильные  эмоциональные реакции.

Возможные психологические  состояния в момент допроса это растерянность, подавленность, страх, самоуверенность и так далее. Для получения достоверных данных необходимо выбрать наиболее подходящую для данной личности тактику допроса. Чрезмерное давление или наоборот попустительство со стороны следователя может привести к изменению эмоционального состояния допрашиваемого, срабатыванию защитных механизмов и как следствие, привести к получению не достоверных данных.

Согласно вышесказанному, можно сделать вывод, что допрос, как один из видов следственных действий является одним из наиболее психологически значимых процессов в уголовном  производстве, так как именно во время допроса устанавливается  психологический контакт с подследственным, оказывается психологическое воздействие  на него и получается наиболее полная информация, как о самом преступлении, так и личности подследственного. Различные способы психологического воздействия на подследственного со стороны сотрудника правоохранительных органов и их правильное и законное использование, способствуют получению  наиболее правдивой и обширной информации по расследуемому делу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эмпирическое исследование диагностика эмоционального состояния подследственных в  процессе допроса

 

 

3.1. Программа исследования

 

На основе анализа психологической  литературы нами была разработана программа  исследования:

Объект эмпирического  исследования: подследственные, подозреваемые в совершении преступлений предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации.

Выборка: Оперуполномоченные ОУР n=8; подследственные n=24; студенты юридического факультета НОУ МГИ n=35.

Предмет исследования: эмоциональное состояние подследственных.

Цель исследования: эмоциональное состояние подследственных в процессе следственных действий (на примере допроса).

Гипотезы:

1. степень профессионального выгорания оперуполномоченных влияет на эмоциональное состояние подследственных;

2. на эмоциональное состояние подследственных в процессе допроса влияет наличие ранее полученного криминального опыта;

3. на представления об эмоциональном состоянии подследственных влияет наличие у испытуемых опыта работы в сфере правоохранительной деятельности.

Задачи эмпирического  исследования:

1. подобрать методики для исследования эмоционального состояния подследственных в процессе допроса;

2.   провести исследование личностей оперуполномоченных;

3. провести исследование личностей подследственных в процессе допроса;

4.  провести анализ влияния оперуполномоченных на подследственных в процессе проведения допроса;

5. провести авторский  опросник на двух группах испытуемых, для проведения сравнительного  анализа представлений студентов  и оперуполномоченных о влиянии  допроса на подследственных;

6.   провести анализ полученных результатов, сделать выводы по итогам исследования.

Этапы исследования:

I этап:  Теоретико-эмпирический

• Подвергнуты первичной обработке и уточнению гипотезы исследования.

• Спланировано и проведено исследование в четыре этапа:

1) изучение личностей сотрудников при помощи методики К. Маслача и С.Джексона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) на степень профессионального выгорания и методики Овчинникова на определение акцентуаций характера;

2) изучение личностей подследственных при помощи методики Овчинникова на определение акцентуаций характера, методики  САН и цветового теста Люшера;

3) проведение анализа влияния конкретного оперуполномоченного на эмоциональное состояние группы подследственных, которые им допрашивались;

4) составление и проведение опросника с целью сравнения представлений студентов юридического факультета и сотрудников правоохранительных органов о влиянии допроса на эмоциональное состояние подследственных.

• Выбраны методы статистической обработки:

1) rs – коэффициент Спирмена;

2) U – критерий Манна-Уитни.

• Осуществлена обработка и интерпретация данных.

II этап:  Аналитико-обобщающий

Сформулированы выводы.

Методы исследования: 

Теоретические: теоретический  анализ;

 Эмпирические:

Метод

Цель

Стандартизированное наблюдение

Сбор первичной информации, анализ поведения подследственного, анализ поведения дознавателя

Опросник  «Акцентуации характера» (по Овчинникову Б.В.)

Диагностика эмоционально-волевой  сферы, склонностей личности подследственных, особенностей характера дознавателя  и их влияние на тактику допроса.

Цветовой тест Люшера

Определение эмоционального состояния подследственного

Методика САН

Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения подследственных

Диагностика профессионального  выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации  Н.Е.Водопьяновой)

Оценка профессионального  выгорания

Авторский опросник

Изучение представлений  студентов юридического факультета и сотрудников правоохранительных органов о влиянии процедуры  допроса на эмоциональное состояние  подследственных


 

Описание методов  исследования:

1. Опросник «Акцентуации характера»  Овчинникова Б.В. представляет собой личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Позволяет диагностировать особенности  эмоционально - волевой сферы в зависимости от выявленного доминирующего радикала и  склонности личности.  Методика состоит из 80 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности: шизоидный (замкнутый); паранойяльный (застревающий); психастенический (педантичный); эксплозивный (возбудимый); депрессивный (дистимический); маниакальный (гипертимный); астенический (чувствительный); истероидный (демонстративный).  Методика проводилась  до допроса, как на подследственных, так и на оперуполномоченных (см. Приложение 1).

2. Цветовой тест Люшера разработан доктором Максом Люшером, он позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, он позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Представляет собой таблицу восьми цветов: серого (условный номер — 0); темно-синего (1); сине-зеленого (2); красно-желтого (3); желто-красного (4); красно-синего или фиолетового (5); коричневого (6); черного (7). Данное тестирование проходили подследственные непосредственно на допросе (см. Приложение 2).

3. Методика САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Сущность оценивания заключается  в том, что испытуемых просят соотнести  свое состояние с рядом признаков  по многоступенчатой шкале. Шкала эта  состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена  между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние  в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное  использование теста с одним  и тем же испытуемым. Методику проходили  подследственные на допросе (см. Приложение 3).

4. Методика К. Маслача и С.Джексона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек», в настоящее время признана базовой методикой выявления «эмоционального выгорания». Методика состоит из 30 утверждений, распределенных по трем шкалам: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждении). На каждое утверждение можно ответить: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день». Методику проходили оперуполномоченные ОУР (см. Приложение 4).

5. Авторский опросник был разработан нами в процессе проведения эмпирического исследования. Он предназначен для изучения представлений студентов юридического факультета НОУ МГИ и оперуполномоченных ОУР о влиянии процедура допроса на эмоциональное  состояние подследственных. Опросник состоит из трех вопросов с четырьмя вариантами ответов, три варианта предложены автором, четвертый предполагает собственный ответ испытуемого (см. Приложение 5).

 

 

3.2. Процедура исследования

 

Перед нами стояла задача изучить  влияние степени профессионального  выгорания сотрудников правоохранительных органов (в дальнейшем СПО) уполномоченных проводить допрос, на эмоциональное  состояние подследственных.  Исследование проводилось в четыре этапа:

Этап 1

На первом этапе нами изучались  личности сотрудников при помощи методики К. Маслача и С.Джексона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) на степень профессионального выгорания  и методики Овчинникова на определение  акцентуаций характера.  Мы получили следующие результаты:

Методика К. Маслача  и С. Джексона (в адаптации Н.Е. Водопъяновой)

На основе полученных данных, нами была составлена диаграмма (рис.  3.1), на которой мы можем видеть, что  наиболее высокие показатели испытуемые набрали по шкале 3, это говорит  о том,  что у всех испытуемых ярко выраженная редукция личностных достижений, которая проявляется  в тенденции к негативному  оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных достижений, ограничении  своих возможностей, негативизме  относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности  или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим.

         Рис. 3.1. Индивидуальные показатели испытуемых по шкалам

Шкала 1- эмоциональное истощение (максимальный балл – 54)

Шкала 2 – деперсонализация (максимальный балл – 30)

Шкала 3 – редукция личностных достижений (максимальный балл – 48)

Такие показатели могут являться результатом длительной и напряженной  работы, недостаточного количества времени  отдыха, разочарования в своей  профессии, в недостижении видимых  результатов своей деятельности и так далее. 

О степени тяжести «выгорания»  можно судить по сумме баллов всех шкал (рис. 3.2). В целом уровень  профессионального выгорания у  группы испытуемых достаточно низкий, так как максимальный балл, набранный  испытуемыми равен 68 из 132 возможных (см. Приложение 6).

 

Рис. 3.2. Индивидуальные показатели испытуемых по сумме шкал

Методика Овчинникова

В результате исследования, проведенного с помощью методики Овчинникова на определение акцентуаций  характера, можно сделать следующие  выводы: среди испытуемых данной выборки  наиболее часто выбираемыми  радикалами являются паранойяльный, эксплозивный, гипертимический и истероидный (табл. 3.1).

Таблица 3.1.

Индивидуальные показатели испытуемых по методике Овчинникова

 

Название шкалы

Номер испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

Шизоидный радикал

4

2

 

4

2

3

4

4

Паранойяльный радикал

7

2

 

4

4

3

4

4

Психастенический радикал

5

2

1

2

2

4

4

3

Эксплозивный радикал

6

4

 

2

5

2

4

6

Субдепрессивный радикал

5

1

 

3

2

5

6

1

Гипертимический радикал

7

4

2

3

2

3

6

3

Астенический радикал

4

1

 

2

1

5

2

 

Истироидный радикал

7

4

 

3

2

3

3

5

Информация о работе Психологические особенности подследственных в следственном процессе