Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:12, дипломная работа
Цель исследования: эмоциональное состояние подследственных в процессе следственных действий (на примере допроса).
Объект исследования: подследственные, подозреваемые в совершении преступлений предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации.
Предмет исследования: эмоциональное состояние подследственных.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Проблемы судебно-психологической экспертизы в юридической практике
1.1. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы………...10
1.2. Психологический анализ методов психологической диагностики в юридической практике…………………………………………………………….13
1.3. Права и обязанности эксперта-психолога…………………………….19
Глава 2. Психологические особенности подследственных в следственном процессе
2.1. Понятие и виды следственных действий в уголовном процессе…..26
2.2. Специальные приемы ведения допроса и их влияние на психологическое состояние подследственных…………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование диагностика эмоционального состояния подследственных в процессе допроса
3.1. Программа исследования……………………………………………..41
3.2. Процедура исследования……………………………………………..46
Заключение ………………………………………………………………….66
Библиографический список………………………………………………..71
Приложение 1………………………………………………………………..76
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3………………………………………………………………..79
Приложение 4………………………………………………………………..82
Приложение 5……………………………………………………………….85
Приложение 6………………………………………………………………86
Приложение 7………………………………………………………………..87
Приложение 8……………………………………………………………….90
Приложение 9……………………………………………………………….92
Приложение 10………………………………………………………………94
Приложение 11………………………………………………………………95
Таким образом, законом предусмотрена
процедура судебно-
1.2. Психологический
анализ методов
Профессиональные знания следователя, дознавателя, прокурора, судьи и других компетентных лиц носят правовой характер, в то время как в прикладном плане их зачастую бывает недостаточно для получения, проверки и оценки доказательств.
Изощренность, откровенный цинизм преступной деятельности ставят задачи исследования не только криминогенных, но и психологических свойств личности с целью создания психологического портрета преступника или предполагаемой жертвы по конкретному эпизоду, а также разработки превентивных мер психологического порядка с целью предотвращения и пресечения преступной деятельности определенного вида8.
Изучение следственной и
судебной практики показывает, что
в результате своевременного и обоснованного
применения специальных психологических
познаний и методов научной психологии,
позволяющих объективно устанавливать
причины и внутренние механизмы
конкретных поступков людей, вовлеченных
в сферу уголовного судопроизводства,
существенно расширяются
В России первая известная
нам попытка судебно-
Судебно-психологическая
экспертиза - одна из основных форм практического
применения специальных психологических
знаний в уголовном процессе. Общий
предмет судебно-
От методов исследования, используемых во время судебно-психологической экспертизы, во многом зависит ее качество.
В судебно-психологической экспертизе могут быть применены все основные методы психологии:
«Эксперимент как общий метод исследования открывает пути к получению весьма обширной и во многих случаях незаменимой информации об индивидуально-психологических особенностях испытуемого»11.
В основу изучения биографии может быть положена следующая схема15.
1. Данные о родителях подэкспертного: профессия, образовательный и культурный уровень каждого из родителей, их образ жизни, степень участия в воспитании детей и применявшиеся методы воспитания.
2. Данные о составе
семьи, отношения
3. Дошкольный период жизни
подэкспертного: сведения о раннем
(младенческом) периоде раз(вития,
перенесенных заболеваниях, возраст,
в котором начал ходить и
говорить, посещал ли детские
учреждения или же
4. Школьный период жизни
подэкспертного: когда начал учиться,
как относился к учебным
5. Взрослый период: где
и когда работал, как часто
менял места работы, чем руководствовался
при выборе профессии,, как относился
к своим обязанностям. Отношения
в семье. Интересы, склонности, любимые
занятия, привычки. Круг людей,
с которыми предпочитает
Приведенная схема, как нетрудно заметить, может быть дополнена еще многими пунктами и разделами. Мы обращаем внимание на необходимость выяснения только основных обстоятельств, способных при соответствующем анализе дать представление о психическом облике подэкспертного и динамике формирования его личности.
Так же могут быть использованы другие метод обще психологии, на пример анкетирование, изучение продуктов психической деятельности и другие.
Каждая судебно-
Таким образом, мы видим, что
использование экспертом-
1.3. Права и обязанности эксперта-психолога
В юридической науке существует
несколько форм использования специальных
психологических познаний. Понятие
«специального познания»
На предварительном следствии
процессуальными формами
а) участие специалиста психолога в производстве процессуальных действий (ст. 168 УПК РФ);
б) назначение и производство судебных экспертиз (гл. 27 УПК РФ)17.
Специалист-психолог - это лицо, сведущее в области психологии, приглашенное для участия в проведении следственных действий.
Основные виды судебных экспертиз, в которых психолог участвует в роли эксперта, - это судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертизы18.
При проведении однородной
судебно-психологической экспертизы психолог
выступает как самостоятельный эксперт.
Он проводит экспериментально-
Рис. 1.2. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы 19
Эксперт-психолог в силу
своего процессуального положения
должен действовать строго в рамках
закона. Наиболее общие нравственные
ценности, реализуемые экспертом-
Профессиональная
Основой этики отношения
к подэкспертному лицу является личностный
подход, включающий уважение прав личности,
чести и достоинства
Независимость эксперта от
судебно-следственных органов, от других
участников уголовного процесса, от коллег
по профессии и от собственных
предубеждений является основой
его объективности и
Конфиденциальность информации
об испытуемом является одним из важнейших
этических принципов
Принципы добровольного, осознанного и информированного согласия и не причинения вреда испытуемому составляют основу проведения научных психологических исследований на контингенте подэкспертных лиц21.
Закон предоставляет эксперту ряд прав, которые являются важнейшими юридическими гарантиями добросовестности его экспертных исследований и правдивости даваемых заключений.
Проводить психологическую экспертизу следует при наличии общего основания к ее назначению, а выбор вида экспертизы зависит от специфики правовой природы дела, рассматриваемого судом22.
Для успешной деятельности эксперту-психологу необходимо ознакомиться со всеми материалами дела, имеющими отношение к экспертизе. С этой целью закон наделил эксперта правом «ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов»23.
Подобное ходатайство эксперт может (устно или письменно) заявлять как в момент объявления постановления о назначении экспертизы, так и в ходе ее производства. Необходимо, чтобы эксперт указал, какие именно дополнительные материалы и для производства каких исследований ему нужны.
В соответствии со ст. 57 УПК РФ эксперт-психолог имеет право «отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения»24. В этом случае он в письменной форме сообщает лицу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение до получения материалов в полном объеме. Если требование эксперта не удовлетворяется, то материалы экспертизы остаются без исполнения.
Информация о работе Психологические особенности подследственных в следственном процессе