Психологические особенности подследственных в следственном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: эмоциональное состояние подследственных в процессе следственных действий (на примере допроса).
Объект исследования: подследственные, подозреваемые в совершении преступлений предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации.
Предмет исследования: эмоциональное состояние подследственных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Проблемы судебно-психологической экспертизы в юридической практике
1.1. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы………...10
1.2. Психологический анализ методов психологической диагностики в юридической практике…………………………………………………………….13
1.3. Права и обязанности эксперта-психолога…………………………….19
Глава 2. Психологические особенности подследственных в следственном процессе
2.1. Понятие и виды следственных действий в уголовном процессе…..26
2.2. Специальные приемы ведения допроса и их влияние на психологическое состояние подследственных…………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование диагностика эмоционального состояния подследственных в процессе допроса
3.1. Программа исследования……………………………………………..41
3.2. Процедура исследования……………………………………………..46
Заключение ………………………………………………………………….66
Библиографический список………………………………………………..71
Приложение 1………………………………………………………………..76
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3………………………………………………………………..79
Приложение 4………………………………………………………………..82
Приложение 5……………………………………………………………….85
Приложение 6………………………………………………………………86
Приложение 7………………………………………………………………..87
Приложение 8……………………………………………………………….90
Приложение 9……………………………………………………………….92
Приложение 10………………………………………………………………94
Приложение 11………………………………………………………………95

Работа содержит 1 файл

Все вместе =).docx

— 197.59 Кб (Скачать)

Таким образом, законом предусмотрена  процедура судебно-психологической  экспертизы для всех участников этого  процесса, что находит свое отражение  в главе 27 УПК российской Федерации.

 

 

1.2. Психологический  анализ методов психологической  диагностики в юридической практике

 

Профессиональные знания следователя, дознавателя, прокурора, судьи и других компетентных лиц  носят правовой характер, в то время  как в прикладном плане их зачастую бывает недостаточно для получения, проверки и оценки доказательств.

Изощренность, откровенный  цинизм преступной деятельности ставят задачи исследования не только криминогенных, но и психологических свойств  личности с целью создания психологического портрета преступника или предполагаемой жертвы по конкретному эпизоду, а  также разработки превентивных мер  психологического порядка с целью  предотвращения и пресечения преступной деятельности определенного вида8.

Изучение следственной и  судебной практики показывает, что  в результате своевременного и обоснованного  применения специальных психологических  познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать  причины и внутренние механизмы  конкретных поступков людей, вовлеченных  в сферу уголовного судопроизводства, существенно расширяются возможности  доказывания многих фактов, необходимых  для правильного разрешения уголовных  дел. Основная форма использования  психологических познаний в современной  юридической практике – это судебно-психологическая  экспертиза. Она способна оказывать  значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно  опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности.

В России первая известная  нам попытка судебно-психологической  экспертизы относится к 1883 году. Она  была предпринята при расследовании  уголовного дела по обвинению московского  нотариуса Назарова в изнасиловании  актрисы-любительницы Черемновой9.

Судебно-психологическая  экспертиза - одна из основных форм практического  применения специальных психологических  знаний в уголовном процессе. Общий  предмет судебно-психологической  экспертизы - особенности психической  деятельности, исследование которых  имеет значение для установления истины по уголовным делам10.

От методов исследования, используемых во время судебно-психологической  экспертизы, во многом зависит  ее качество.

В судебно-психологической  экспертизе могут быть  применены  все основные методы психологии:

  • Естественный эксперимент (может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы  восстановить картину преступления; по поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника);
  • Лабораторный эксперимент (позволяет сделать наблюдения эксперта более объективными; этот метод в юридической практике предусматривает использование специальной полиграфической техники, относимой к типу «детектор лжи», с помощью которой регистрируются особенности кожно-гальванической  реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы);

«Эксперимент как общий метод исследования открывает пути к получению весьма обширной и во многих случаях незаменимой информации об индивидуально-психологических особенностях испытуемого»11.

  • Беседа или вопросно-ответный метод (с помощью данного метода выяснятся отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, конкретным уголовно-оцениваемым деяниям; для использования данного метода эксперт должен заранее подготовиться, ознакомившись с материалами уголовного дела и составив план беседы12; вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы они были доступны исследуемому лицу, в соответствии с его возрастом, образованием, жизненным опытом; желательно, чтобы в беседе затрагивались обстоятельства, о которых испытуемый ранее давал показания на следствии или в суде, так как протоколы показаний, содержащиеся в материалах дела составляются, как правило, следователем и отражают почти неизбежное редакторское вмешательство, из-за чего, часто в протоколах допросов нет места некоторым важным в психологическом отношении моментам. В виду этого эксперту-психологу необходимо стремиться к дословной записи ответов испытуемого с фиксацией пауз и главных особенностей его поведения во время беседы. Обсуждение в беседе с испытуемым сведений, ранее сообщенных им следователю или суду, не имеет целью проверку правильности его прежних показаний. Иногда необъективность в изложении фактов, стремление к их приукрашиванию могут служить индикатором психологических особенностей испытуемого. Беседа дает ценный материал, позволяющий судить и об интеллектуальных возможностях испытуемого, его способности логически мыслить, последовательно излагать свои соображения13);
  • Наблюдение  (использование данного метода дает возможность изучить поведение подэкспертного в естественных условиях; этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности;  для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями, проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения);
  • Тестирование (экспертом используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного)14.
  • Биографический метод (этот метод в  психологии  принадлежит к числу самых старых методов изучения личности и закономерностей психического развития человека. данный метод позволяет выявить и проследить основные тенденции становления и развития личности, устойчивые способы реагирования на определенные жизненный события, онтогенетическое развитие потребностей и мотивов деятельности, процесс формирования и содержание интересов, качественные проявления самооценки и многое другое. Сущность биографического метода не сводится к простому составлению жизнеописания человека, он предполагает целенаправленное выявление фактов, имеющих психологическое значение. Они могут быть получены различными приемами: в беседе с подэкспертным, его родителями, учителями, товарищами; путем изучения медицинской и педагогической документации; из дневников, писем и тому подобных источников.

В основу изучения биографии  может быть положена следующая схема15.

1. Данные о родителях  подэкспертного: профессия, образовательный  и культурный уровень каждого  из родителей, их образ жизни,  степень участия в воспитании  детей и применявшиеся методы  воспитания.

2. Данные о составе  семьи, отношения подэкспертного  с родителями, братьями и сестрами. Какое на него влияние оказывали  члены семьи. 

3. Дошкольный период жизни  подэкспертного: сведения о раннем (младенческом) периоде раз(вития,  перенесенных заболеваниях, возраст,  в котором начал ходить и  говорить, посещал ли детские  учреждения или же воспитывался  дома, какие обнаруживал особенности  поведения в этот период, любимые  занятия и игры, когда выучился  читать, писать и считать, как  проходил этот процесс, как  складывались отношения с другими  детьми.

4. Школьный период жизни  подэкспертного: когда начал учиться,  как относился к учебным занятиям, «кривая успеваемости» по мере  перехода из класса в класс,  какие предметы предпочитал и  в каких испытывал затруднения,  какие обнаруживал интересы и  склонности, как складывались отношения  с товарищами в школе и учителями,  с кем общался вне школы  и на какой основе строились  эти отношения, данные: об основных  особенностях поведения, почему  оставил учебу (в том случае, если не окончил школу), чем  занимался после оставления школы. 

5. Взрослый период: где  и когда работал, как часто  менял места работы, чем руководствовался  при выборе профессии,, как относился  к своим обязанностям. Отношения  в семье. Интересы, склонности, любимые  занятия, привычки. Круг людей,  с которыми предпочитает проводить  свободное время. 

Приведенная схема, как нетрудно заметить, может быть дополнена еще  многими пунктами и разделами. Мы обращаем внимание на необходимость  выяснения только основных обстоятельств, способных при соответствующем  анализе дать представление о  психическом облике подэкспертного и динамике формирования его личности.

Так же могут быть использованы другие метод обще психологии, на пример анкетирование, изучение продуктов  психической деятельности и другие.

Каждая судебно-психологическая  экспертиза — это монографическое  исследование конкретной личности, психологических  механизмов поведения человека в  строго определенных условиях. Поэтому  выбор экспертом-психологом методов  исследования определяется прежде всего  общими задачами, поставленными перед  ним представителями правоохранительных органов и сформулированными  в постановлении или определении  о проведении судебно-психологической  экспертизы16.

Таким образом, мы видим, что  использование экспертом-психологом разнообразных методических приемов, дает возможность ему выявить  наиболее значимые особенности и  индивидуальное своеобразие психической  деятельности испытуемого, что позволяет  в полной мере дать ответы  по тем  конкретным вопросам, которые поставлены перед экспертом.

 

 

1.3. Права и обязанности  эксперта-психолога

 

В юридической науке существует несколько форм использования специальных  психологических познаний. Понятие  «специального познания» появилось  в юриспруденции, когда для разрешения вопросов, касающихся собирания, использования  и оценки доказательств, стали приглашать лиц, обладающих специальными знаниями в науке, технике, искусстве и  ремесле- экспертов (ст. 57 УПК РФ).

На предварительном следствии  процессуальными формами использования  специальных психологических познаний являются:

а) участие специалиста  психолога в производстве процессуальных действий (ст. 168 УПК РФ);

б) назначение и производство судебных экспертиз (гл. 27 УПК РФ)17.

Специалист-психолог - это  лицо, сведущее в области психологии, приглашенное для участия в проведении следственных действий.

Основные виды судебных экспертиз, в которых психолог участвует  в роли эксперта, - это судебно-психологическая  и комплексная судебная психолого-психиатрическая  экспертизы18.

При проведении однородной судебно-психологической экспертизы психолог выступает как самостоятельный эксперт. Он проводит экспериментально-психологическое исследование, в котором больший удельный вес обычно имеют методы, направленные на исследование личности, а не познавательных процессов (памяти, мышления, внимания). Кроме того, он обязательно проводит тщательный психологический анализ материалов уголовного дела и медицинской документации. Ответы на вопросы, интересующие суд и следствие, базируются на сопоставительном анализе как экспериментальных данных, так и результатов психологического анализа документов (см. рис. 1.2.).  

 

 

 

Рис. 1.2. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы 19

Эксперт-психолог в силу своего процессуального положения  должен действовать строго в рамках закона. Наиболее общие нравственные ценности, реализуемые экспертом-психологом в своей деятельности, - это служение истине и справедливости, беспристрастность, объективность, ответственность.

Профессиональная компетентность эксперта-психолога складывается из специальных психологических познаний и искусства производства судебной экспертизы и психодиагностического  исследования20.

Основой этики отношения  к подэкспертному лицу является личностный подход, включающий уважение прав личности, чести и достоинства подэкспертного лица.

Независимость эксперта от судебно-следственных органов, от других участников уголовного процесса, от коллег по профессии и от собственных  предубеждений является основой  его объективности и беспристрастности.

Конфиденциальность информации об испытуемом является одним из важнейших  этических принципов деятельности эксперта-психолога, а также его  законодательно определенной обязанностью.

Принципы добровольного, осознанного и информированного согласия и не причинения вреда испытуемому  составляют основу проведения научных  психологических исследований на контингенте  подэкспертных лиц21.

Закон предоставляет эксперту ряд прав, которые являются важнейшими юридическими гарантиями добросовестности его экспертных исследований и правдивости  даваемых заключений.

Проводить психологическую  экспертизу следует при наличии  общего основания к ее назначению, а выбор вида экспертизы зависит  от специфики правовой природы дела, рассматриваемого судом22.

Для успешной деятельности эксперту-психологу необходимо ознакомиться со всеми материалами дела, имеющими отношение к экспертизе. С этой целью закон наделил эксперта правом «ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов»23.

Подобное ходатайство  эксперт может (устно или письменно) заявлять как в момент объявления постановления о назначении экспертизы, так и в ходе ее производства. Необходимо, чтобы эксперт указал, какие именно дополнительные материалы и для производства каких исследований ему нужны.

В соответствии со ст. 57 УПК  РФ эксперт-психолог имеет право «отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения»24. В этом случае он в письменной форме сообщает лицу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение до получения материалов в полном объеме. Если требование эксперта не удовлетворяется, то материалы экспертизы остаются без исполнения.

Информация о работе Психологические особенности подследственных в следственном процессе