Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:12, дипломная работа
Цель исследования: эмоциональное состояние подследственных в процессе следственных действий (на примере допроса).
Объект исследования: подследственные, подозреваемые в совершении преступлений предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации.
Предмет исследования: эмоциональное состояние подследственных.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Проблемы судебно-психологической экспертизы в юридической практике
1.1. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы………...10
1.2. Психологический анализ методов психологической диагностики в юридической практике…………………………………………………………….13
1.3. Права и обязанности эксперта-психолога…………………………….19
Глава 2. Психологические особенности подследственных в следственном процессе
2.1. Понятие и виды следственных действий в уголовном процессе…..26
2.2. Специальные приемы ведения допроса и их влияние на психологическое состояние подследственных…………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование диагностика эмоционального состояния подследственных в процессе допроса
3.1. Программа исследования……………………………………………..41
3.2. Процедура исследования……………………………………………..46
Заключение ………………………………………………………………….66
Библиографический список………………………………………………..71
Приложение 1………………………………………………………………..76
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3………………………………………………………………..79
Приложение 4………………………………………………………………..82
Приложение 5……………………………………………………………….85
Приложение 6………………………………………………………………86
Приложение 7………………………………………………………………..87
Приложение 8……………………………………………………………….90
Приложение 9……………………………………………………………….92
Приложение 10………………………………………………………………94
Приложение 11………………………………………………………………95
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблемы судебно-психологической экспертизы в юридической практике
1.1. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы………...10
1.2. Психологический анализ
методов психологической диагностики
в юридической практике…………………………………………………………
1.3. Права и обязанности эксперта-психолога…………………………….
Глава 2. Психологические особенности подследственных в следственном процессе
2.1. Понятие и виды следственных действий в уголовном процессе…..26
2.2. Специальные приемы ведения
допроса и их влияние на психологическое
состояние подследственных…………………………………..
Глава 3. Эмпирическое исследование диагностика эмоционального состояния подследственных в процессе допроса
3.1. Программа исследования…………………………………………….
3.2. Процедура исследования…………………………………………….
Заключение …………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..71
Приложение 1………………………………………………………………..76
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3………………………………………………………………..79
Приложение 4………………………………………………………………..82
Приложение 5……………………………………………………………….85
Приложение 6………………………………………………………………86
Приложение 7………………………………………………………………..87
Приложение 8……………………………………………………………….90
Приложение 9……………………………………………………………….92
Приложение 10………………………………………………………………94
Приложение 11………………………………………………………………95
Приложение 12………………………………………………………………96
Приложение 13……………………………………………………………101
Приложение 14……………………………………………
Приложение 15…………………………………………………………….103
Приложение 16……………………………………………………………..105
Введение
Актуальность темы исследования связана, прежде всего, с потребностями современных органов предварительного следствия. В процессе расследования, того или иного преступного деяния, особенно на начальном этапе, следователь, оперуполномоченный и другие сотрудники сталкиваются с различными формами сопротивления поиска истины. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования. Основным методом получения информации на предварительном следствии является допрос, целью которого выступает получение информации, на основании которой сотрудники правоохранительных органов: устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу; устанавливают источники, из которых могут быть получены сведения, относящиеся к расследуемому событию; проверяют достоверность имеющихся в деле доказательств. Получение достоверных показаний – основная задача сотрудников правоохранительных органов на допросе. Поэтому необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит свое выражение в применении методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний. Чрезмерное давление или попустительство со стороны дознавателя приводит к изменению эмоционального состояния подследственного, что в свою очередь может привести к преднамеренному или непроизвольному искажению передаваемой информации.
Несмотря на то, что взаимодействие между дознавателем и допрашиваемым строится на нормах уголовно-процессуального законодательства, закон не в состоянии регламентировать деятельность дознавателя, выполняемую в целях получения показаний от лиц, которые по тем или иным причинам не желают давать показаний либо не могут их дать в силу того, что требуемые сведения сохранились в их памяти в виде отдельных фрагментов. Таким образом, качество допроса зависит от личностных характеристик дознавателя, соблюдения им этических, моральных норм и уголовно - процессуального кодекса.
Изучение эмоционального состояния подследственных в процессе допроса позволит получить наиболее правдивую и объективную информацию, имеющую важнейшее значение для установления истины в уголовном расследовании, так же позволит изучить, и по возможности исключить из практики не эффективные модели поведения дознавателей.
Степень разработанности темы: многие специалисты в области юридической психологии, криминалистики, судебной психологии и судебной медицины уделяли внимание эмоциональным состояниям личности преступника. Наиболее широко это тема изучается в рамках судебно-психологической экспертизы, так как диагностика эмоциональных состояний подследственных в процессе совершения преступления и в дальнейшем, в процессе следственных действий дает наиболее полную информацию о мотивах преступления и позволяет сделать следственный процесс более эффективным. Изучением эмоциональных состояний подследственных занимались М.М. Коченов, И.А. Кудрявцев, Е.В. Виноградов, Ф.С. Сафуанов, В.Л. Васильев, В.В. Нагаев, Н.П. Яблоков и многие другие.
Цель исследования: эмоциональное состояние подследственных в процессе следственных действий (на примере допроса).
Объект исследования: подследственные, подозреваемые в совершении преступлений предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации.
Предмет исследования: эмоциональное состояние подследственных.
Гипотезы:
1. степень профессионального выгорания оперуполномоченных влияет на эмоциональное состояние подследственных;
2. на эмоциональное состояние подследственных в процессе допроса влияет наличие ранее полученного криминального опыта;
3. на представления об эмоциональном состоянии подследственных влияет наличие у испытуемых опыта работы в сфере правоохранительной деятельности.
Задачи определяются целью и гипотезой исследования:
Теоретическая модель исследования:
Д О П Р О С |
|
|
Характеристики личности |
Методы оценки |
| ||
Сотрудник правоохранительных органов |
Внешняя картина личности |
Стандартизированное наблюдение | |||||
Психологическое состояние личности |
1) Оценка профессионального выгорания 2) Опросник «Особенности характера» (Овчинников) | ||||||
|
Подследственный |
|
Внешняя картина личности |
|
Стандартизированное наблюдение | ||
Психологическое состояние личности |
1) Опросник «Особенности характера» (Овчинников) 2) Методика САН 3) Цветовой тест Люшера |
Этапы исследования:
I этап: Поисково-теоретический
• Определена тема исследования, проведен теоретический анализ психологической и другой литературы.
• Определен понятийный аппарат.
• Построена теоретическая модель.
II этап: Теоретико-эмпирический
• Подвергнута первичной обработке и уточнению гипотеза исследования.
• Спланировано и проведено исследование.
• Выбраны методы статистической обработки.
• Осуществлена обработка и интерпретация данных.
III этап: Аналитико-обобщающий
Сформулированы выводы.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ;
Эмпирические:
Метод |
Цель |
Стандартизированное наблюдение |
Сбор первичной информации, анализ поведения подследственного, анализ поведения дознавателя |
Опросник «Акцентуации характера» (по Овчинникову) |
Диагностика эмоционально-волевой сферы, склонностей личности подследственных, особенностей характера дознавателя и их влияние на тактику допроса. |
Цветовой тест Люшера |
Определение эмоционального состояния подследственного |
Методика САН |
Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения подследственных |
Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) |
Оценка профессионального выгорания |
Авторский опросник |
Изучение представлений
студентов юридического факультета
и сотрудников |
Структура дипломной работы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь подпунктов /параграфов/, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Проблемы
судебно-психологической
1.1. Порядок назначения
судебно-психологической
Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления реальных обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Она имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования.
В предмет судебно-
Объектами судебно-психологической
экспертизы служат источники информации
о психической деятельности человека
- результаты экспериментально-
Юридическим основанием производства
судебно-психологической
О проведении судебно-психологической экспертизы имеют право ходатайствовать обвиняемые, потерпевшие и их законные представители. В случаях отказа в проведении экспертизы должно быть вынесено постановление следователя или определение суда с изложением причин и мотивов отклонения ходатайства3.
В постановлении (определении) о назначении экспертизы обязательно должно указываться обоснование для ее назначения. Особенно аргументированными должны быть доводы лица (органа), назначившего экспертизу. Кроме того, в постановлении (определении) должны содержаться и другие сведения: «кто и когда вынес постановление (определение); фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертами; материалы, предоставляемые в распоряжение экспертов»4. Вопросы, поставленные перед экспертом-психологом, не должны выходить за пределы его профессиональной компетенции. В качестве источников информации, предоставляемых в распоряжение эксперта, обычно указывают подэкспертное лицо, уголовное дело и приобщенную к нему медицинскую документацию. Это не исключает того, что в необходимых случаях могут быть предоставлены и другие материалы, имеющие значение для производства судебно-психологической экспертизы и приобщенные к уголовному делу - продукты творчества (рисунки, литературные произведения) подэкспертного, письма, дневники, видеозаписи следственного эксперимента, допросов и т.п.
Назначение судебно-
Судебную экспертизу с участием психолога предпочтительно назначать не на ранних этапах предварительного следствия (дознания), а когда собраны материалы, характеризующие личность подэкспертного, и подробно изучены обстоятельства дела.
Следователь обязан ознакомить
обвиняемого с постановлением о
назначении экспертизы (за исключением
тех случаев, когда его психическое
состояние делает это невозможным)
и разъяснить его права. Обвиняемый
же имеет право заявить отвод
эксперту-психологу, просить о назначении
эксперта из числа указанных им лиц,
представить дополнительные вопросы
для получения по ним заключения
эксперта, знакомиться с заключением
эксперта. Следователь может
При назначении экспертизы в экспертном учреждении (это в большей степени касается психолого-психиатрической экспертизы) следователь или суд направляет туда постановление (определение) и материалы, предоставляемые в распоряжение экспертов. На основании постановления (определения) руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам этого учреждения, которые и обязаны провести экспертное исследование и дать свое заключение. В экспертном заключении делается отметка о разъяснении прав и обязанностей и о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ).
Если же экспертиза проводится
вне экспертного учреждения, то следователь
или суд после выяснения
Информация о работе Психологические особенности подследственных в следственном процессе