Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:37, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность психологической готовности дошкольников к школьному обучению и методы ее развития.
Объект исследования: процесс развития ребенка в период подготовки к школьному обучению.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по изучению и развитию психологической готовности ребенка к школе.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению………………………………………………………...6
1.1. Сущность и основные характеристики понятия «психологическая готовность к обучению»……………………………………………………6
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту…………………………………………..17
2. Анализ и описание практического опыта работы по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению………………..28
2.1. Характеристика методов диагностики и развития психологической готовности ребенка к школе………………………………………………28
2.2. Описание опыта работы педагога ДОУ по изучению и формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе………………………………………………………………………….39
Заключение ………………………………………………………………… 49
Список использованной литературы ………….………………………….51
Приложение ………………………………
Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.
Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координации, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.
Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения.
Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т.п.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
В данной работе предпринята попытка описать проделанную работу по диагностике и формированию психологической готовности дошкольника к обучению.
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
- Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажения в развитии других. Комплексная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении;
- Психологическую готовность дошкольника к обучению можно формировать;
- Работа по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению должна проводиться в ДОУ совместно с семьей будущего первоклассника.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для высшей школы. М., 2000.
2. Аверин В.А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Конспект лекций. СПб., 2000. - 148с.
3. Аверин В.А. Психология развития ребенка. Конспект лекций. СПб., 2000. - 152с.
4. Аверин В.А. Психология раннего детства. Конспект лекций. СПб., 2000. - 164с.
5. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. М., 2000. - 212с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
7. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 2. М., 1982. - 306с.
8. Батуев А.С., Виноградова Е.П., Полякова О.И. Влияние постнатального стресса на поведение // Детский стресс – мозг и поведение. СПб., 1996.
9. Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., Просвещение, 1968. - 366с.
10. Венгер Л.А., Ибатуллина А.А. Соотношения обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. 1989. № 20. - с. 11-16
11. Веревкина Е.В. Вклад социальных и индивидных факторов в формирование самооценки детей 6-7 лет. СПб., 2003. - 68с.
12. Веселов Н.Г. Социальная педиатрия. Курс лекций. СПб., 1996.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983. - 402с.
14. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. - 294с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М, 1988.
16. Дружинин В.Н. Когнитивные способности, структура, диагностика способностей. М; СПб., 2001. - 502с.
17. Дубровинская К.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенком. М; 2000. - 300с.
18. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Питер, 1995. - 260с.
19. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Изд. дом Форум, 1996. -
360с.
20. Изард К. Эмоции человека. СПб.: Питер, 1999. - 312с.
21. Исаев Д.К., Каган В.К. Половое воспитание детей. М., 1998. - 260с.
22. Каменская В., Томанов Л.В., Зверева С.В., Шапиро Е.И. Готов ли Ваш ребенок к школе? СПб.: Питер, 1996. - 224с.
23. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб., 1999. - 178с.
24. Каменская В.Г. Психофизиологические критерии нормативности
развития интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение. СПб., 2001. - 206с.
25. Каменская В.Г., Зверева С.В., Музалевская Н.И., Томанов Л.В. Дифференциальные психофизиологические признаки различной интеллектуальной успешности детей дошкольного возраста // Психологический журнал. 2000. Т. 22. № 1.
26. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Прогресс, 1992. - 316с.
27. Кудрина Г.А., Ковалева Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. Иркутск, 2000. - 244с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1977. -232с.
29. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Прогресс, 1991. - 164с.
30. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. - 488с.
31. Немов Р.С. Психология. В 3-х ч.: Т.2. - Владос, 1998. - 608с.
32. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М: Академия, 1996. -406с.
33. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. - 352с.
34. Паншина Н. С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М: Владос, 1996.-264с.
35. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1994. - 304с.
36. Психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.: Владос 1990. - 496с.
37. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М: Академия, 1994. - 174с.
38. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1,2. М, 2001.
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. - 602с.
40. Рудкевич Л.А. Конституция и развитие ребенка. СПб. Изд. Невский пр., 1999. - 400с.
41. Сергеева И.А. Направленная подготовка ребенка к освоению учебной деятельности как основа толерантности к школьной дезадаптации // Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантности отношений. СПб., 2002. - 178с.
42. Смирнова А.С. Основы организационно-педагогической деятельности школы по подготовке детей к обучению в первом классе. - М.: Просвещение, 1997. - 264с.
43. Соколова Л.В., Андреева Н.Г. Этот удивительный младенец. М.: Сфера, 2001. - 248с.
44. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Питер, 1997. - 206с.
45. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. М, 1988.
46. Цейтлин Э.Н. Речь ребенка. СПб.: Питер, 1999.
47. Чейпи Дж. Готовность к школе. М.: Владос, 1992. - 144с.
48. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. СПб.; 1996. - 96 с.
49. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Владос, 1998. - 368с.
50. Шванцера И.И. др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.-246с.
51. Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1989.-314с.
52. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Владос, 1996. - 504с.
Приложение 1
Задание 1. Вступительное.
Посмотри на картинку и зачеркни самого старшего мальчика.
Задание 2. Зачеркни стульчик, отличающийся от других.
Задание 3. Зачеркни кучку яблок, отличающуюся от других.
Задание 4. Зачеркни набор с кисточками, в котором 3 кисточки.
Задание 5. Зачеркни набор картинок, где 5 картинок.
Задание 6. На столе несколько предметов. Зачеркни лишние предметы.
Задание 7. Зачеркни предметы, которые встречаются в городе, красным, а в деревне – зеленым.
Задание 8. Найди и зачеркни лишний предмет.
Задание 9. Зачеркни на рисунке зайчика, который изображен слева.
Задание 10. Зачеркни знак, который изображен в кружке.
Задание 11. Зачеркни знаки не такие, как знак, изображенный в кружочке.
Задание 12. В группе веселых человечков зачеркни таких, как девочка слева.
Задание 13. В группе веселых человечков зачеркни не таких, как девочка слева.
Задания 14-22. Нарисуй в каждой клеточке знак такой же, как знак, нарисованный в первой клеточке (разные знаки).
Задание 23. На рисунке аист и его части. Зачеркни те части, которые не понадобятся при составлении аиста.
Задание 24. На каждой дощечке скворечника должно быть 4 гвоздика (нарисуй гвоздик). Но мальчик не успел забить гвоздики. Куда надо забить их? Поставь точки красным карандашом. На рисунке зачеркни предмет, которым будет прикреплен скворечник.
Задание 25. На рисунке кукла и ее части. Зачеркни те части, которые не нужны, чтобы составить куклу.
Приложение 2
Может ли ваш ребенок:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?
3. Понимать смысл того, о чем ему читают?
4. Четко выговорить свое имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашом или мелками на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Положительно оценивать: я – человек, который многое может?
15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
16. Проявлять интерес к окружающим его предметам?
17. Ладить с другими детьми?
В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь малыша?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с ним?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
11. Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребенка?
12. Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
13. Есть ли у ребенка дома место (например, полка), которое отведено только ему?
14. Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обсуждаете ли Вы с семьей и с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?
16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот:
а) у зубного врача;
б) в магазине?
17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
Приложение 3
Материал к заданию «Запутанные дорожки»
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению