Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:37, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность психологической готовности дошкольников к школьному обучению и методы ее развития.
Объект исследования: процесс развития ребенка в период подготовки к школьному обучению.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по изучению и развитию психологической готовности ребенка к школе.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению………………………………………………………...6
1.1. Сущность и основные характеристики понятия «психологическая готовность к обучению»……………………………………………………6
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту…………………………………………..17
2. Анализ и описание практического опыта работы по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению………………..28
2.1. Характеристика методов диагностики и развития психологической готовности ребенка к школе………………………………………………28
2.2. Описание опыта работы педагога ДОУ по изучению и формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе………………………………………………………………………….39
Заключение ………………………………………………………………… 49
Список использованной литературы ………….………………………….51
Приложение ………………………………
• Нельзя «бросить» ребенка в этой трудной ситуации, рассчитывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, но вредна и другая крайность – перехватывание, удушение инициативы ребенка.
• Родительская поддержка может быть оказана в форме повышенного интереса к тонкостям школьных заповедей, в придании сбору портфеля, подготовке к следующему школьному дню статуса ритуала.
• «Вспышка конформизма», стремление выполнить все в точности, «как сказала учительница», связана как раз с особой ценностью правил и норм для новоиспеченного школьника и должна быть принята с пониманием.
• Сетования и опасения по поводу несовершенства учителей и школьных программ следует отложить до лучших времен.
• Нужно обратить внимание на характер тех ценностей, тревог и эмоциональных акцентов, которые транслируются ребенку в свободном общении: «Тебя сегодня не ругали?» - ценность послушания, «А кто еще в классе получил пятерку?» - ценность престижа, «Из окон не дует?» - бытовые ценности и др.
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющие позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками? Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Перечислим некоторые, наиболее распространенные диагностические методики, позволяющие выявить разные стороны интеллектуальной готовности к школе.
Иногда изучение особенностей интеллекта начинают с исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил.
Итак, в этом параграфе были кратко представлены некоторые методики, применяемые при диагностике психологической готовности к школе:
• следует иметь в виду, что набор методик для обследования определенного контингента детей не бывает очень большим;
• практическая работа требует исключения дублирующих методик, создание такого методического блока, который отвечал бы конкретным задачам отбора и теоретическим позициям школьного психолога.
2.2. Описание опыта работы педагога ДОУ
по изучению и формированию психологической готовности ребенка
к обучению в школе
В данном параграфе дипломной работы проведем детальный анализ работы педагога ДОУ по изучению психологической готовности ребенка к школе и необходимой коррекции низкого уровня готовности.
Экспериментальной базой выступил ДОУ с. Новониколаевка Балаковского района Саратовской области. Эксперимент проводился в период с ноября 2011 года по февраль 2012 года. Испытуемыми являются 10 дошкольников подготовительной группы ДОУ.
При проведении эксперимента были использованы следующие методы:
- наблюдение;
- «Методика обследования готовности к обучению» (Автор А.С. Смирнова) (Приложение 1);
- метод математической и статистической обработки данных;
- опросник для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».
На констатирующем этапе была проведена диагностика испытуемых при помощи «Методики обследования готовности к обучению» А.С. Смирновой (Смирнова 1987) и наблюдение за испытуемыми.
Таблица 1
Лист наблюдений за поведением детей в процессе
группового обследования
Фамилия, имя ребенка | Возраст (полных лет) | Нуждается в допол. помощи | Работает медленно | Расторможен, мешает другим детям | Другое | Уровни готовности к учению |
1. Кристина С. | 5 |
|
|
|
| 1 |
2. Ашот А. | 6 | + | + | + | Не понимает инструкции | 4 |
3. Максим Л. | 5 |
|
|
|
| 2 |
4. Даша М. | 6 |
|
|
|
| 3 |
5. Лера К. | 6 |
|
|
|
| 1 |
6. Наташа Д. | 6 | + | + |
| Безразлична | 5 |
7. Игорь П. | 6 |
|
|
|
| 1 |
8. Миша Ч. | 6 |
|
|
|
| 1 |
9. Олеся С. | 5 |
|
|
|
| 1 |
10.Кирилл С. | 5 | + | + | + | Практически не умеет работать | 5 |
Средний балл – 2,4.
Анализ полученных данных позволяет заключить, что испытуемые Ашот А., Кирилл С., Наташа Д. не обладают необходимой для систематического обучения психологической готовностью. Это проявляется в несформированности эмоционально-волевой сферы, интеллектуальном недоразвитии и неумении работать в группе. Остальные дошкольники хорошо справляются с заданиями, комфортно чувствуют себя в обстановке класса.
На основании анализа протоколов и наблюдения определим уровень общей способности дошкольника к учению:
1 уровень. Предложенное задание встречается с выраженным интересом, который сохраняется на протяжении всего занятия, ребенок проявляет заинтересованность в правильном выполнении, испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выполненной работы, обнаруживает желание продолжать работу. Понимаются общая цель и содержание задания, относящегося как к результату, так и к способам его получения. Задания правильно характеризуются в речи, на их основе составляется адекватная программа деятельности, о чем свидетельствуют как самостоятельный словесный отчет, так и практические действия. Полностью принимается задание и сохраняется до конца занятия; работа в основном выполняется точно, если и допускаются отдельные ошибки, то при проверке замечаются и самостоятельно устраняются; результаты работы соответствуют заданному образцу; адекватно оценивается результат в сравнении с образцом, причем делается это в развернутой речевой форме и совершенно самостоятельно.
2 уровень. Задание ребенка заинтересовывает. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца занятия, стремление продолжать деятельность по своей инициативе за пределами отведенного времени не наблюдается. Общая цель и содержание занятий в целом понимаются правильно, хотя и не всегда достаточно точно в той его части, которая касается способа деятельности. В основном составляется адекватная программа деятельности, но не в момент инструктирования, а в процессе практических действий. Окончательная характеристика задания осуществляется с помощью взрослого. Уровень выполнения учебных действий в целом хороший, но не хватает аккуратности, усердия, настойчивости в получении высокого качества. Отбор учебных действий обосновывается словесно, в основном правильно, однако недостаточно самостоятельно. Задание принимается полностью и выполняется полностью до конца занятия, тем не менее, по ходу работы допускаются ошибки, они замечаются, но самостоятельно не устраняются; результат работы в целом соответствует образцу, оценивается положительно, но только с помощью наводящих вопросов взрослого.
3 уровень. У ребенка есть заинтересованность общей ситуацией, но не содержанием занятия. Процесс работы увлекает. Испытываются значительные затруднения в словесном определении правил задания. В момент инструктирования самостоятельно объясняется лишь общая цель деятельности. Созданная программа деятельности в ходе практических действий адекватна общей цели задания и лишь частично заданным способам. Уровень сформированности учебных действий низок. В развернутой речевой форме отсутствует их обоснование. Все этапы деятельности характеризуются низким уровнем самоконтроля, принимается лишь часть инструкций, в результате чего допускаются многочисленные ошибки, которые не замечаются и не исправляются. Результаты труда оцениваются чаще всего положительно, без мотивировки в развернутой речевой форме; ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не соотносится полученный результат с заданным образцом.
4 уровень. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность общей ситуацией занятия. Поставленная цель определенным образом организовывает – есть готовность рисовать, раскладывать фигурки и т.д. Содержание задания, относящегося к способам деятельности, не воспринимается вовсе, программируется лишь общая целевая установка и только в практическом плане. Уровень сформированности учебных действий крайне низок. Полученный результат не соответствует заданному образцу, но оценка труда всегда положительная.
5 уровень. Основная характеристика – безразличие ребенка не только к содержанию задания, но и к процессу работы. Предъявляемое задание не понимается, улавливается требуемая форма активности - рисовать, раскладывать фигурки и т.д. Оценка результата положительная, но без мотивации. Результат и заданный образец не имеют ни малейшего сходства, но исполнитель этого понять не в состоянии.
Вместе с этим родителям испытуемых был предложен опросник «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Приложение 2).
Таблица 2
Родители испытуемого | Баллы | Уровни готовности к школе |
1. Кристины С. | 43 | Средний |
2. Ашота А. | 16 | Низкий |
3. Максима Л. | 44 | Средний |
4. Даши М. | 60 | Средний |
5. Леры К. | 86 | Высокий |
6. Наташи Д. | 22 | Низкий |
7. Игоря П. | 80 | Высокий |
8. Миши Ч. | 84 | Высокий |
9. Олеси С. | 72 | Высокий |
10.Кирилла С. | 20 | Низкий |
Проведенный анализ данных методики обследования готовности к обучению и результатов опроса родителей испытуемых выявил совпадение показателей. С одной стороны, это свидетельствует об очевидной неподготовленности некоторых испытуемых (Ашота А., Наташи Д., Кирилла С.), с другой, позволяет привлечь к работе по организации подготовки к школе родителей детей.
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента было выявлено отсутствие необходимой психологической готовности дошкольников к обучению: 30 % испытуемых имеют низкий уровень готовности; 30% испытуемых – средний; 40% - высокий уровень. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы по подготовке детей к обучению в 1 классе.
Основной деятельностью на формирующем этапе экспериментального исследования стала апробация и внедрение программ «Радость познания» (автор Н.В. Бабкина) и разработанной нами программы «Введение в школьную жизнь».
Целесообразность проведения со старшими дошкольниками занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сферы ребенка, внимания, памяти, пространственного воображения и ряда других функций, обусловлена уникальностью данного возрастного периода, характеризующегося повышенной сензитивностью. Именно в указанный период времени у ребенка наиболее интенсивно протекает процесс физиологического созревания основных мозговых структур, что дает возможность эффективного воздействия на его интеллектуальную и личностную сферу.
Программа курса включает следующие основные направления:
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; формирование учебной мотивации;
развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
Для организации эффективной подготовки к обучению педагогам ДОУ и родителям испытуемых было предложено использовать в групповых занятиях и занятиях с ребенком в домашних условиях занятия, направленные на:
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению