Психологическая готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность психологической готовности дошкольников к школьному обучению и методы ее развития.
Объект исследования: процесс развития ребенка в период подготовки к школьному обучению.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по изучению и развитию психологической готовности ребенка к школе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению………………………………………………………...6
1.1. Сущность и основные характеристики понятия «психологическая готовность к обучению»……………………………………………………6
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту…………………………………………..17
2. Анализ и описание практического опыта работы по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению………………..28
2.1. Характеристика методов диагностики и развития психологической готовности ребенка к школе………………………………………………28
2.2. Описание опыта работы педагога ДОУ по изучению и формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе………………………………………………………………………….39
Заключение ………………………………………………………………… 49
Список использованной литературы ………….………………………….51
Приложение ………………………………

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа РОЖКОВОЙ.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невро­тических комплексов, связанных с периодом адаптации.

Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки «Моя проблема», тести­рование уровня тревожности с помощью методики «Дом. Дерево. Человек».

Развитие аналитико-синтетической сферы

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением одной-двух осо­бенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Под­бери пару», аналитические задачи первого типа (с прямым и обратным ут­верждением).

Развитие внимания

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навы­ков самоконтроля.

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» - 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров - «Мозаика», «Точки», «Внимательный ху­дожник», «Запутанные дорожки».

 

Развитие восприятия и воображения

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элемен­тов конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Игры на перевоплощение, «Мозаика» (из девяти элементов) с зарисовы­ванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок», получение заданной гео­метрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и по памяти.

Развитие памяти

Развитие визуальной и аудиальной памяти.

Упражнения, аналогичные используемым на 1-ом этапе, однако объем ма­териала для запоминания увеличивается (5-7 предметов с учетом распо­ложения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представ­ленной аудиально.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих си­лах.

Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и по­иску, требующие нетрадиционного подхода.

Развитие аналитико-синтетической сферы

Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обоб­щений с абстрагированием от несущественных признаков.

Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим исполь­зованием проведенного обобщения и выявления закономерности для вы­полнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по за­данной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с на­хождением двух-трех особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий)чот другой. Упражне­ния на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи второго типа). Игра «Угадай слово», основанная на построении «дерева понятий». Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Развитие внимания

Развитие переключения внимания, формирование навыков произволь­ности.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и со­ставление детьми собственных планов к лабиринтам (Приложение 3), игра «Муха» - 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте «Корректурная проба», поиск оши­бок в тексте.

Задания, составляющие основу курса «Радость познания» для дошкольников и младших школьников, классифицированы по основным целям воздей­ствия. Такая классификация является, разумеется, в некоторой степени ус­ловной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) существуют не в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе. Например, упражнение «Графический диктант», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а игра «Угадай слово» при своей выраженной логической направленности требует от детей также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.

Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уров­ню развития детей и их индивидуальным особенностям.

Например:

Угадай слово. Ученикам предлагается угадать произвольно выбранное слово (конкретный предмет, название животного, растения и т.п.), зада­вая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет». Игра способствует развитию навыков классификации, выделения наиболее значимых признаков, выработке оптимальной стратегии продвижения к результату.

Предварительно с дошкольниками в доступной для них форме, на конкретных примерах обсуждаются основы классификации понятий. Дети уз­нают, что уже первые несколько правильно поставленных вопросов позво­ляют значительно сузить круг возможного поиска, ускорить процесс на­хождения решения. Например, вопрос, является ли задуманный объект живым, сразу определяет направление дальнейшего поиска. Если объект живой, целесообразным следующим действием является уточнение вида этого объекта (животное или растение).

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами была организована работа по совершенствованию подготовки ребенка к обучению в школе и коррекции недостаточной подготовленности у отдельных детей. При проведении занятий были заметны позитивные изменения, происходящие с детьми: дети стали отвечать полным предложением, охотно реагировали на задания, требующие смекалки и повышенного внимания, доброжелательно взаимодействовали друг с другом на занятиях и в свободное время. Педагоги группы отметили также отсутствие у детей негативного отношения к учебным заданиям, хорошую активность испытуемых на занятиях, умение организовать себя и свое рабочее место.

Основная работа, проводимая на заключительном этапе эксперимента – это количественная и качественная обработка результатов, их сравнительный анализ, оформление выводов исследования.

Первым направлением работы как и на констатирующем этапе эксперимента, стало обследование готовности к обучению. Для этого была использована «Методика обследования готовности к обучению» А.С. Смирновой. Для чистоты эксперимента задания были видоизменены.

Результаты поместим в таблицу.

Таблица 3

Фамилия, имя ребенка

Возраст (полных лет)

Нуждается в допол. помощи

Работает медленно

Расторможен, мешает другим детям

Другое

Уровни готовности к учению

1. Кристина С.

6

 

 

 

 

1

2. Ашот А.

7

 

 

+

 

2

3. Максим Л.

6

 

 

 

 

1

4. Даша М.

7

 

 

 

 

2

5. Лера К.

7

 

 

 

 

1

6. Наташа Д.

7

 

 

 

 

3

7. Игорь П.

7

 

 

 

 

1

8. Миша Ч.

6

 

 

 

 

1

9. Олеся С.

6

 

 

 

 

1

10.Кирилл С.

7

 

 

 

 

2

 

Средний балл – 1,5.

Результаты оценки уровня готовности к обучению составили в среднем 1,5 балла, в то время как на констатирующем этапе этот показатель равнялся 2,5 баллов, что свидетельствует о результативности проведенной работы.

Испытуемый Ашот А. с 4-го уровня переместился на 2-ой. Наташа Д. – с 5-го уровня заняла 3-ий. Кирилл С. – с 5-го уровня поднялся на 2-ой.

Также позитивные изменения можно заметить у испытуемых Максима Л., Даши М.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что уровень готовности к школьному обучению после проведенной работы повысился у 50% детей.

Для оценки проведенной работы родителям была предложены методика «Самодиагностика для родителей» Д. Чейпи (Приложение 5), которая является вариантом модификации опросника «Готов ли ваш ребенок к школе?».

Полученные данные оформим в таблицу 4.

Таблица 4

Родители испытуемого

Баллы

Уровни готовности к школе

1. Кристины С.

71

Высокий

2. Ашота А.

40

Средний

3. Максима Л.

74

Высокий

4. Даши М.

69

Средний

5. Леры К.

88

Высокий

6. Наташи Д.

38

Средний

7. Игоря П.

84

Высокий

8. Миши Ч.

86

Высокий

9. Олеси С.

83

Высокий

10.Кирилла С.

31

Средний


 

100% родителей отметили повышение уровня готовности своего ребенка к обучению.

Таким образом, сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и заключительном этапах эксперимента, убедительно доказал действенность и эффективность работы по развитию психологической готовности к обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразо­вание в психике ребенка – готовность к школьному обучению. Оно обес­печивает переход к позиции школьника, которая предполагает не только усвоение знаний, но и кардинальную перестройку всего образа жизни ре­бенка.

К 6-7 годам формируются общее положительное отношение к шко­ле, интерес к школьному содержанию занятий, признание авторитета учи­теля, развиваются познавательные интересы, появляются собственно учеб­ные мотивы деятельности. Все это составляет новообразование личности и самосознания ребенка – внутреннюю позицию, которая выражается в стремлении к поступлению в школу.

Учебная деятельность – сложная умственная деятельность, пресле­дующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мысли­тельных способностей. В ее структуру входят такие компоненты: мотива-ционный, операционно-технический, контрольно-оценочный. В дошколь­ном возрасте закладываются лишь некоторые предпосылки этой деятель­ности.

Сегодня обучение проникает уже в дошкольные учреждения в виде формирования навыков чтения, письма, устного (и не только устного) сче­та. Педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный с «го­товностью», вопрос о преемственности дошкольного и начального школь­ного образования. Интерес к проблеме подогревается всем известным фак­том фактической инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого феномена).

Итак, проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего деся­тилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве».

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, 1995).

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению