Психологическая готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность психологической готовности дошкольников к школьному обучению и методы ее развития.
Объект исследования: процесс развития ребенка в период подготовки к школьному обучению.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по изучению и развитию психологической готовности ребенка к школе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению………………………………………………………...6
1.1. Сущность и основные характеристики понятия «психологическая готовность к обучению»……………………………………………………6
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту…………………………………………..17
2. Анализ и описание практического опыта работы по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению………………..28
2.1. Характеристика методов диагностики и развития психологической готовности ребенка к школе………………………………………………28
2.2. Описание опыта работы педагога ДОУ по изучению и формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе………………………………………………………………………….39
Заключение ………………………………………………………………… 49
Список использованной литературы ………….………………………….51
Приложение ………………………………

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа РОЖКОВОЙ.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяете младшему школьнику вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение о себе от мнения других людей, младшие школьники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно вы­сокий уровень развития мотивационной, интеллектуаль­ной сфер и сферы произвольности, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности вле­чет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ и описание практического опыта работы

по формированию психологической готовности ребенка

к школьному обучению

 

2.1. Характеристика методов диагностики и развития

психологической готовности ребенка к школе

 

 

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

в-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.

Например, интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л.А. Венгера и В.В. Холмовской, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж. Равена (цветной вариант).

Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека и В. Тихой, тест школьной зрелости А. Керна помогут проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцу, развитие мелкой моторики руки, координации зрения и движения руки).

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений; 2) желание учиться; 3) управление своим поведением; 4) владение приемами умственной деятельности; 5) проявление самостоятельности; 6) отношение к товарищам и взрослым; 7) отношение к труду; 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

Пятый критерий – проявление самостоятельности – можно рассматривать, как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

В своей работе психолог может пользоваться приведенной ниже методикой обследования готовности к обучению Смирновой (Смирнова 1987).

Задание 1. Вступительное.

Посмотри на картинку и зачеркни самого старшего мальчика.

Задание 2. Зачеркни стульчик, отличающийся от других.

Задание 3. Зачеркни кучку яблок, отличающуюся от других.

Задание 4. Зачеркни набор с кисточками, в котором 3 кисточки.

Задание 5. Зачеркни набор картинок, где 5 картинок.

Задание 6. На столе несколько предметов. Зачеркни лишние предметы.

Задание 7. Зачеркни предметы, которые встречаются в городе, красным, а в деревне – зеленым.

Задание 8. Найди и зачеркни лишний предмет.

Задание 9. Зачеркни на рисунке зайчика, который изображен слева.

Задание 10. Зачеркни знак, который изображен в кружке.

Задание 11. Зачеркни знаки не такие, как знак, изображенный в кружочке.

Задание 12. В группе веселых человечков зачеркни таких, как девочка слева.

Задание 13. В группе веселых человечков зачеркни не таких, как девочка слева.

Задания 14-22. Нарисуй в каждой клеточке знак такой же, как знак, нарисованный в первой клеточке (разные знаки).

Задание 23. На рисунке аист и его части. Зачеркни те части, которые не понадобятся при составлении аиста.

Задание 24. На каждой дощечке скворечника должно быть 4 гвоздика (нарисуй гвоздик). Но мальчик не успел забить гвоздики. Куда надо забить их? Поставь точки красным карандашом. На рисунке зачеркни предмет, которым будет прикреплен скворечник.

Задание 25. На рисунке кукла и ее части. Зачеркни те части, которые не нужны, чтобы составить куклу.

Задание 26. Зачеркни ту группу кошек, где их больше.

Задание 27. Таня купила маме три цветочка. Зачеркни столько же.

Задание 28. Зачеркни на рисунке 5 девочек с одинаковыми бантами.

Задание 29. Одной девочке дали 2 яблока, другой – 3. Зачеркни столько яблок, сколько девочкам дали вместе.

Задание 30. Груш 7 штук. Их нужно поделить с подружкой. Как поделить поровну?

Задание 31. Нарисованы дети и флажки. Если всем детям не хватит флажков, то поставь «+».

Задание 32. Нарисованы чашки и ложки. Зачеркни чашки, которым не хватает ложек.

Задание 33. Зачеркни медвежат, которым не хватит конфет.

Задание 34. Мальчик думает, что все арбузы поместятся в ящик. Зачеркни те, которые не поместятся в нем.

Изучение готовности детей к обучению с целью правильного формирования первых классов можно проводить уже в подготовительной группе детского сада либо при записи детей в школу до 1 сентября. Очень важно это сделать заранее, чтобы не омрачить детям радость встречи со школой. Сегодня обучение начинается с шести лет, некоторые дети еще «не доросли» до систематического обучения: им лучше остаться в детском саду.

К работе по определению общей готовности к обучению психолог может привлечь воспитателей подготовительных групп детского сада и учителей первых классов, предварительно ознакомив их с критериями и методикой оценки.

Обобщив результаты диагностики готовности детей к обучению в школе, психолог может рекомендовать следующие меры:

а)              записать ребенка в первый класс;

б)              отсрочить начало обучения на один год;

в) перевести ребенка в специальную группу детского сада или школьный класс компенсирующего обучения;

г)              направить на медико-педагогическую комиссию;

д)              осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом тех или
иных выявленных особенностей его подготовки.

С первых дней в роли ученика младший школьник встре­чается с многочисленными трудностями, которые должен преодолеть: это освоение нового школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс); принятие множества ограничений и установок, регламентирующих по­ведение; установление взаимоотношений с учителем; постро­ение новой гармонии отношений в домашней, семейной си­туации. Вместе с тем школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, учебные принадлежности.

Период освоения, принятия учебной ситуации при благо­приятных условиях длится около 2 месяцев (всю первую чет­верть, а иногда и весь первый год). Любящие и заботливые родители, опираясь на высоко ценимую ребенком возмож­ность «быть школьником», должны помочь ему освоить сово­купность требований школьной ситуации и учебной деятель­ности:

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению