Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.

Работа содержит 1 файл

Реферат психология.docx

— 96.47 Кб (Скачать)

Историчность. Восприятие представляет собой систему  перцептивных (перцепция - непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) действий, овладение  которыми требует специального обучения и достаточно долгой практики. Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с  развитием самой деятельности. Это  значит, что важнейшей характеристикой  восприятия является его историчность - обусловленность конкретными условиями  протекания деятельности и прошлым  опытом субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таким образом, развитие восприятия приводит к созданию определенной совокупности образов  или перцептивных моделей окружения. Если на фазе построения образа объекта  происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или действия на основе сложившихся оперативных единиц восприятия, характеристики и направленность процесса существенно изменяется. Эти  изменения, по А.В. Запорожцу, заключаются  в том, что субъект не только воссоздает образ объекта, но и переводит  полученную информацию на язык оперативных  единиц восприятия или перцептивных моделей уже усвоенных. И это  преобразование приводит к формированию полноценного адекватного образа.

Предметность. Третьей важнейшей характеристикой  восприятия является его предметность. Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью  органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность. Восприятие целостно, поскольку оно  отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между  ними. Благодаря целостности мы воспринимаем определенным образом организованное окружение, а не хаотическое скопление  цветовых пятен, отдельных звуков и  прикосновений.

Целостность восприятия выражается в том, что  образ воспринимаемых предметов  не дан в полностью готовом  виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается  до некоторой целостной формы  на основе наибольшего набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком  непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Осмысленность. Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря  осмысленности наше восприятие перестает  быть биологическим процессом, каким  оно было у животных. Усваивая в  процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием  предмета происходит осознание его  функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категорированным.

Живя и  действуя, разрешая в ходе своей  жизни, встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и  слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие - это форма познания действительности.

Наше восприятие окружающего - результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны - наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и  кожа. Мы чувствительны также к  сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к  воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6 Мышление и речь 
 

Мышление - это социально  обусловленный, неразрывно связанный  с речью психический процесс  поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. 

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие  явления здешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно  вовсе не даны в восприятиях и  потому непосредственно вообще не наблюдаемы. 

Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным  или даже бессильным чувственное  познание. Мышление продолжает и развивает  познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. 

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь  не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно  не может быть отвлеченным, опосредствованным  познанием. Оно имеет дело лишь непосредственно  воспринимаемыми предметами, которые  в данный момент находятся перед  глазами животного. Такое примитивное  мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном лане и  не выходит за его пределы. 

Виды речевой деятельности: 

Ш Внутренняя - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - “речь про себя” б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. 

Ш Дактильная - речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. 

Ш Жестовая - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). 

Ш Письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. 

Ш Устная - вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. 

Ш Эгоцентрическая - (от лат. еgo - я, centrum - центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. 

Человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. 

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке. 

Мышление - это искание  и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже  известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется. 

Индивидуальные особенности  мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них  по-разному складывается соотношение  разных и взаимодополняющих видов  и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли. 

Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в  умении увидеть и поставить новый  вопрос, новую проблему и затем  решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. 

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются  в ходе ее решения и которые  не удалось учесть с самого начала. 

Заключение 
 

Одной из содержательных сторон личности является подструктура психических форм отражения, которая  включает познавательные процессы. К  ним относятся: ощущение и восприятие, с помощью которых человек  принимает воздействие окружающего  мира, отражает свойства, различает  признаки предметов, ощущает состояние  собственного организма; мышление и  воображение, представляющие собой  высшие формы отражения в сознании человека объективной реальности;  

память - один из основных психических процессов, без которого бы настоящее по мере протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом; внимание - благодаря которому происходит отбор необходимой информации, обеспечивается избирательность психической деятельности. Вся познавательная сфера имеет ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяет личностные особенности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  психология. Упражнения на развитие памяти

«Входными воротами интеллекта» память называют совсем не случайно. Ведь правильно  организованный процесс запоминания  информации позволяет избавить нашу психику от ненужных перегрузок. К  тому же память является необходимым  условием процесса мышления.

Общаясь с  успешными людьми, я обратил внимание на удивительную способность многих из них удерживать в памяти мельчайшие детали, связанные с их профессиональной (коммерческой) деятельностью. При этом примерно одна треть моих знакомых практически никогда не прибегала  к помощи ежедневника.

Изложенное выше объясняет феномен, хорошо известный психологам, — вовлеченность в процесс. Для обеспеченного человека решение вопросов, связанных напрямую или косвенно с сохранением и приумножением личного капитала, не какая-то навевающая скуку обязанность, а абсолютно естественный и жизненно необходимый процесс, такой же как, например, дыхание.

Нужна ли для  успешной предпринимательской деятельности память наподобие той, что демонстрировал герой известного советского фильма «Щит и меч»? В одном из эпизодов этой классической киноленты русскому разведчику приходилось в считанные  секунды запоминать десятки страниц  секретной информации. Вряд ли, вам  понадобится обладать столь впечатляющими  данными. Но улучшать свою память просто необходимо. Элементарная забывчивость, между прочим, способна привести к  самым печальным последствиям.

Не имеет  смысла отказываться от ежедневника, который  является проверенным методом сохранения информации. В дальнейшем вы можете пользоваться как ежедневником, так  и иными способами запоминания. И то и другое станет выполнять  функцию подстраховки.

Тренировка  памяти — это прежде всего развитие способности к образованию ассоциаций. Еще Аристотелем было подмечено, что «процесс воспоминания облегчается в том случае, если удается мысленно восстановить временную последовательность событий или же когда удается реконструировать впечатления, сопровождавшие воспроизводимую ситуацию». Предлагаемые вам методики построены как раз по этому принципу. Надеюсь, что с их помощью ваша память станет более надежной.

Подготовительный  этап тренировки памяти

Это упражнение необходимо выполнять в свободные  промежутки времени.

1. В течение  5-10 секунд фиксируйте новое состояние  — свободы от мыслей. Вы, наверное, сами не раз замечали за  собой, что стоит только увлечься  размышлениями об одном предмете, как можно с легкостью забыть  о другом, причем более важном. Поэтому, прежде чем переходить  к тренировке памяти, необходимо  как следует овладеть собственным  вниманием. Отправная точка этого  процесса — состояние, не замутненное  какими-либо размышлениями. Чтобы  вам были более понятны данные  инструкции — вспомните, что  происходит с вами, когда вы  смотрите на себя в зеркало.  В самом начале вы смотрите  на свое отражение с неподдельным  интересом, без подключения процесса  мышления и уже спустя какое-то  время начинаете проговаривать  про себя различные оценочные  суждения.

Информация о работе Психические познавательные процессы