Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.

Работа содержит 1 файл

Реферат психология.docx

— 96.47 Кб (Скачать)

1.3 Память

Одно из самых  удивительных свойств человеческого  разума - память. Эта уникальная способность  связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает возможность сохранять  постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. 

В отечественной  психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теориям  деятельности. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы  такого развития. Мы остановимся на характеристике отдельных видов  памяти. 

Виды памяти: 

Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память. 

Деление памяти по времени  сохранения материала: 

В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную  и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. 

Ш Мгновенная память - это первый этап обработки поступающей извне 

информации, она формируется  пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину  мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно  больше, чем кратковременной. 

Ш Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. 

Роль кратковременной  памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее  эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне  и из долговременной памяти, и выносится  решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении. 

Ш Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни. 

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой  невидимыми нитями - ассоциациями, поэтому  быстрее опознается и лучше всего  запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и  информацией хранящейся в структуре  памяти. 

Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и  не частые, когда у отдельных личностей  обнаружены свойства хранения и использования  необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной  памяти. 

Ш Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени. 

По характеру психической  активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую  память. 

Ш Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти. 

Ш Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое). 

Ш Образная память - это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. 

Образная память обычно ярче проявляется у детей  и подростков. У взрослых людей  ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую  образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой  лежит в основе хорошего запоминания. 

Ш Символическая память подразделяется на словесную и логическую. 

Словесная память формируется  в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает  наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной  чертой ее является точность воспроизведения  и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение. 

Память представляет собой систему процессов и  состояний, где информация организуется, обобщается и сохраняется некоторое  время. 

1.4 Воображение 
 

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей. 

Для исследования связи  воображения с другими психическими процессами необходимо выяснить его  особенности. Сложность выявления  специфики воображения обусловлена  тем, что оно тесно переплетается  со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции  к отрицанию существования воображения  как особой формы отражения. Чтобы  решить эту проблему, необходимо выявить  действительную природу воображения. 

Многие исследователи  отмечают, что воображение есть процесс  создания новых образов, протекающий  в наглядном плане. Эта тенденция  относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция  считает, что воображение создает  не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли. 

Виды воображения: 

У человека различают  следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты  и грезы. 

Ш Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна. 

Ш Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте. 

Ш Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. 

Ш Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. 

Функции воображения: 

Разум человека не может  находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать  и тогда, когда в него не поступает  новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это  время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. 

В процессе жизнедеятельности  человека воображение выполняет  ряд специфических функций. 

§ Первая состоит  в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Эта  функция воображения тесно связана  с мышлением и органически  в него включена. 

§ Вторая функция  воображения состоит в регулировании  эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую  ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. 

§ Третья функция  воображения связана с его  участием в произвольной регуляции  познавательных процессов и состояний  человека. С помощью искусно создаваемых  образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством  образов он получает возможность  управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. 

§ Четвертая функция  воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 

§ Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составления  таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. 

С помощью воображения  человек может управлять многими  психофизиологическими состояниями  организма, настраивать его на предстоящую  деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру  тела и т.п. Данные факты лежат  в основе аутотренинга, широко используемого  для саморегуляции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Восприятие - психический процесс, приводящий к  порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего  в качестве одного из исследуемых  элементов самого наблюдателя.

Физиологические основы восприятия:

Для того чтобы  мы осознали какой - либо элемент окружающей действительности, нужно, чтобы исходящая  от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или  электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших  рецепторов. Только тогда, когда в  нервных окончаниях одного из наших  органов чувств возникнут электрические  импульсы, может начаться процесс  восприятия.

Свойства  и функции восприятия:

Активность  восприятия состоит, прежде всего, в  участии эффекторных

компонентов в процессе восприятия, выступающих  в форме движения рецепторных  аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Анализ движения рук и глаз выделены в два класса.

В первый класс  входят поисковые и установочные движения, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта, установка  глаза и руки в наиболее удобную  для восприятия позицию и изменение  этой позиции. К этому же классу относятся  движения головы на внезапно раздавшийся  звук, следящие движения глаз и т.д.

Во второй класс входят собственно познавательные движения. При их непосредственном участии происходит оценка размеров, опознаются уже знакомые объекты, осуществляется сам процесс построения образа. Происходит непрерывное сравнение образа с  оригиналом. Всякое несоответствие их друг другу немедленно вызывает корректирование  образа.

Информация о работе Психические познавательные процессы