Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:36, реферат
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.
критичность (умение
поставить под сомнения сделанные
выводы и вовремя отказаться от неверного
решения);
логичность (умение
мыслить стройно и
быстрота (способность
принимать правильные решения в
кратчайшие сроки).
При исследовании мыслительных
процессов обнаружено несколько
видов барьеров - специфических препятствий
в мышлении, своеобразных табу. Это
и самоограничения, связанные с
инертностью и трафаретностью нашего
мышления, и преклонение перед
живыми авторитетами ("сам Н. Н. скептически
отозвался о перспективности
работ в этом направлении") и
мертвыми ("еще Пуанкаре указывал
на неразрешимость аналогичной проблемы"),
и запреты, основанные на ложной аналогии
("это похоже на создание вечного двигателя").
Один из наиболее действенных способов
подавления новых идей - это представление,
согласно которому никто не имеет права
сомневаться в каком-либо решении, если
сам не предлагает лучшего или более доказательного.
Для преодоления
перечисленных барьеров полезно
в начале решения задачи подвергнуть
анализу все поле гипотез независимо
от их ожидаемой продуктивности. И
только по мере того как анализ продвигается,
он должен сосредоточиваться на все
более узкой сфере, имеющей более
близкое отношение к решаемой
задаче.
Для облегчения преодоления
указанных трудностей и чтобы
не упустить важных гипотез при случайном
переборе, разработан специальный метод
- морфологический анализ [8]. Он состоит
в расчленении задачи на функциональные
элементы и последовательном исследовании
всех возможных композиций этих элементов
во всем разнообразии их параметров. Другим
способом направить ассоциации в
нужную сторону является метод "фокальных
объектов" [8]. В рамках этого подхода
производится анализ сочетания свойств
изучаемого объекта и нескольких
случайных, но принудительным образом
выбранных.
Еще одним способом
ухода от стереотипов в решении
является умение целенаправленно видоизменять,
"покачать" условия задачи. С
этой целью можно изменять размеры
объекта как в сторону
В мышлении понятиями
заложена еще одна возможность оптимизации
решения задачи. Использование понятий
разного уровня позволяет, переходя
от менее обобщенных понятий к более
обобщенным и обратно, уйти от проторенных
путей решения.
Одним из действенных
способов активизации мышления считают
подсказку. Ее можно предлагать или
на разных (раннем и позднем) этапах
решения задачи, или на одном и том же этапе
применять подсказки различного уровня
– более или менее конкретные. В качестве
подсказки для решения основной задачи
можно использовать вспомогательную задачу,
менее трудную, но содержащую принцип
решения основной, который может быть
перенесен. Рассмотрим пример из книги
А. В. Брушлинского [45]. Задача: будет ли
гореть свеча в космическом корабле в
условиях невесомости? Решение: невесомость
исключает конвекцию, и горение невозможно,
так как продукты горения не удаляются
из пламени и оно гаснет из-за отсутствия
кислорода. На первых стадиях решения
этой задачи могут быть предложены две
более легкие вспомогательные задачи-подсказки,
решение которых тоже основано на принципах
конвекции и диффузии. Почему батареи
водяного отопления располагаются в комнате
внизу, а не наверху? (Конвекция.) Почему
сливки на молоке быстрее отстаиваются
в холодном помещении? (Диффузия.)
Используют разнообразные
подсказки: сообщение очередного хода
решения, дополнительных данных, приведение
аналогии. Однако надо иметь в виду,
что подсказка, совпадающая по времени
с формированием собственного решения,
может резко затормозить его
или вовсе сорвать так
Все перечисленные
способы преодоления
Карл Юнг [376] рассматривал
два типа людей по характеру мышления:
интуитивный (характеризуется
В психологии проблема
мышления тесно связана с проблемой
речи. Человеческое мышление и речь
протекают на основе общих элементов
- слов. Речь возникла одновременно с
мышлением в процессе общественно-исторического
развития человека.
Прежде чем мы
рассмотрим особенности и требования,
предъявляемые к речи современного
образованного делового человека, предлагается
ответить "да" или "нет" на вопросы
теста (№ 6), позволяющего определить, насколько
эффективно вы владеете своей речью
и умеете излагать собственные мысли:
Заботитесь ли вы
о том, чтобы быть понятым?
Подбираете ли вы
слова, соответствующие возрасту, образованию,
интеллекту и общей культуре собеседника?
Обдумываете ли вы форму
изложения мысли, прежде чем высказаться?
Ваши распоряжения
достаточно кратки?
Если собеседник
не задает вам вопросов после того,
как вы высказались, считаете ли вы,
что он вас понял?
Достаточно ли ясно
и точно вы высказываетесь?
Следите ли вы за логичностью
ваших мыслей и высказываний?
Выясняете ли вы, что
было не ясно в ваших высказываниях?
Побуждаете ли задавать вопросы?
Задаете ли вы вопросы
собеседникам, чтобы понять их мысли
и настроения?
Отличаете ли вы факты
от мнений?
Стараетесь ли вы
опровергнуть мысли собеседника?
Стараетесь ли вы,
чтобы собеседники всегда соглашались
с вами?
Используете ли вы профессиональные
термины, далеко не всем понятные?
Говорите ли вы вежливо
и дружелюбно?
Следите ли вы за впечатлением,
производимым вашими словами?
Делаете ли вы паузы
для обдумывания?
Речь - это система
используемых человеком звуковых сигналов,
письменных знаков и символов для
представления, переработки, хранения
и передачи информации.
Речь - главное приобретение
человечества, катализатор его
Известно, что существуют
понятия разной степени обобщенности
и каждому понятию
Воздействие речи на
другие высшие психические процессы
не менее значимо и проявляется
многогранно как фактор, организующий
структуру восприятия, формирующий
архитектонику памяти и определяющий
избирательность внимания.
Обобщенный образ
восприятия сопоставляется с названием,
и тем самым предопределяется
обратное влияние слова на последующее
восприятие. Каждая зрительная картина
воспринимается человеком в соответствии
с тем, к какому понятию он относит
конфигурацию [406].
Не менее отчетливо
проявляется влияние речи на память.
В качестве примера можно вспомнить,
что предъявляемые человеку для
запоминания цвета смещаются
в его памяти к названиям основных
цветов спектра. Однако, как только
человека ставят в условия, когда
он должен использовать иные категории
для обозначения цвета, данного
смещения не наблюдается. Так, если просить
запомнить цвет, назвав его вишневым,
апельсиновым или фиалковым, и тем
самым соотнести с цветами
конкретного, хорошо знакомого предмета,
то есть использовать иные понятия, чем
в первом случае, то наблюдается
смещение иного рода - в направлении
к свойствам названного предмета. Одним
словом, выдвинутая на основе прежнего
опыта (памяти) гипотеза делает восприятие
тенденциозным.
Еще один пример: обозначение
в разных языках цветка, именуемого
в русском языке "подснежником",
в немецком –" Schneeglockchen ", во французском
- " perce - niege ", в английском - " snowdrop
". Происхождение этого слова в русском
языке связано с ранним появлением цветка
весной (под снегом), то есть название обращает
внимание на фактор времени, в немецком
- слово означает "снежный колокольчик",
указывая на его форму. Французское название
- "perce-niege" (просверливающий снег)
ассоциируется с движением. В основе английского
названия " snowdrop " (снежная капля)
лежит другой признак - форма. Хотя все
эти наименования подснежника имеют в
виду один и тот же цветок, говорящий на
русском языке сообщает дополнительное
сведение о времени появления этого цветка,
на немецком и английском - о его форме,
на французском - о способе его появления.
Этот пример еще раз показывает, что слово
имеет существенное влияние на содержание
информации об объекте, хранящейся в памяти
[43].
Как показали специальные
исследования, каждое слово в памяти
закономерно связано с другими
словами более или менее
Говоря об основных
видах речи, мы должны подчеркнуть,
что процесс обмена мыслями осуществляется
в виде устной и письменной речи,
однако необходимо помнить и еще
об одном виде – внутренней речи,
произносимой мысленно. Она не выполняет
функцию общения, а служит для
осуществления процесса мышления (ее
основная особенность состоит как
раз в том, что слова произносятся
про себя и, как правило, не имеют
звукового оформления; она отличается
от разговорной, внешней, речи конспективностью,
краткостью, носит отрывочный характер).
Речь также подразделяют
на активную (речь говорящего, пишущего)
и пассивную (речь слушающего, читающего).
Речь человека вообще
и его отдельные выступления
перед слушающими можно охарактеризовать
по содержанию, выразительности и форме.