Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.

Работа содержит 1 файл

Реферат психология.docx

— 96.47 Кб (Скачать)

Выступающий перед  аудиторией должен иметь хорошо поставленный голос. От этого в значительной мере зависит успех передачи содержания, направленного не только к разуму, но и к чувствам слушателей. Невозможно передать всю глубину содержания, воздействовать на аудиторию и эмоционально и эстетически, если голос хриплый, сипящий и монотонный. Помимо этого, охрипший оратор вызывает у слушателей непреодолимую потребность прочистить горло кашлем. Кстати о кашле. Кашель аудитории как-то мешал лектору начать выступление. В ответ на его просьбу перестать кашлять из аудитории ответили: "Что значит перестать? Кашель ведь неуправляем". "Представьте себе - управляем", - ответил лектор и рассказал, о народовольце Н. А. Морозове, который, попав в Шлиссельбургскую крепость с очагом туберкулеза в легких и зная, что кашель ускоряет болезненный процесс, усилием воли приказал себе не кашлять. Когда через 30 лет он вышел на свободу, врачи поразились: от туберкулеза не осталось и следа. "Кстати, - закончил лектор, - обратите внимание: за то время, пока я рассказывал, ни один из вас не кашлянул" [203].  

Речь должна быть сбалансирована по темпу. Торопливость, обычно вызванная робостью оратора, создает впечатление, что выступающий "отделывается". Вялая речь тоже неэффективна, так как вызывает безразличие к теме выступления. Очень медленное чтение лекции приводит к ослаблению восприятия, возникающие между словами паузы накладывают на каждое слово дополнительную смысловую нагрузку, слова получают неоправданно большую эмоциональную и содержательную значимость, что затрудняет восприятие [32].  

Понятность языка  выступления зависит от множества  факторов: словарного состава, длины  предложений, степени синтаксической сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Очень важно правильно  употреблять слова. Несоответствие употребляемого слова его общепринятому  значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель выступления. Излишне выспренные выражения смешат, тривиальные раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию. Выдающийся русский юрист и оратор А. Ф. Кони, хорошо знавший цену точности построения фразы, писал: "Стоит переставить слова в народном выражении "кровь с молоком" и сказать "молоко с кровью", чтобы увидеть значение отдельного слова, поставленного на свое место" [143, с. 89].  

Необходимо обратить внимание на словарный состав речи. В языковом отношении суждения должны быть сформулированы так, чтобы соответствовать  запасу знаний слушателей и в некоторой  степени характеру их ожиданий - социальных установок. Образец гибкого  следования письменной речи за меняющейся во Франции обстановкой можно  найти у Е. В. Тарле, который приводит наблюдение над спецификой подбора  слов в парижской прессе для описания продвижения Наполеона с момента  его высадки в бухте Жуан до вступления в Париж (период Ста дней). Первая публикация: "Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан", вторая - "Людоед идет к Грассу", третья - "Узурпатор вошел в Гренобль", четвертая - "Бонапарт взял Лион", пятая - "Наполеон приближается к Фонтенбло", шестая - "Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже". Вся эта литературная гамма извлечена из одних и тех же газет, издававшихся при одном и том же составе редакции на протяжении нескольких дней: менялись ситуации и вместе с ними - слова [321, с. 351].  

Для того чтобы слушатели  доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким  к языку аудитории, в противном  случае возникает отчужденность. Следует иметь в виду, что, как отмечал еще Н. Г. Чернышевский, формулой чувства групповой принадлежности становится утверждение "человек, говорящий нашим языком - наш человек". Современный русский литературный язык быстро развивается. Опытные преподаватели – это люди, учившиеся говорить и получившие представление о языковой норме 40 -50 лет назад. Они сохраняют представления о такой норме и поныне. Молодежь овладевает уже изменившимся языком, у нее формируется иное представление о речевой норме. Отсюда и ряд психологических трудностей: "старшие" поколения относятся с непониманием и нередко с возмущением к речевой норме молодежи, а молодежь стремится любой ценой отстоять свою речевую самостоятельность. Едва ли зрелый человек скажет "до фонаря", "до фени", но и юноша не употребит, выражений "соблаговолите", "не извольте беспокоиться". Из этого можно сделать некоторые выводы: необходимо освежать речь отдельными образными элементами современного языка и, может быть, даже студенческого сленга, не доводя, разумеется, этот процесс до абсурда - до языка Эллочки-людоедки. Очень важно помнить, что функции распределения значений слов могут не совпадать у вас и у ваших слушателей. То, что вам кажется смешным, они не поймут, а там, где вы говорите о серьезных вещах, могут засмеяться. Учет этих моментов существен для успешности лекторской и преподавательской работы.  

Нужно обратить внимание на то, что обилие слов-паразитов ("так  сказать", "значит", "ну" и  т. д.) отталкивающе действует на слушателей, и речь засоряется ими особенно часто, когда лектор волнуется. Эмоциональная  напряженность выступающего специфически искажает его речь, в ней появляется "мусор" типа слов "это", "какой-то", "этот самый", "вот", "значит" и паузы с наполнителями типа "э-э-э". Сильное волнение лектора  может сделать его выступление  излишне категоричным, увеличив количество слов с четкой позитивной и негативной ориентацией ("очень", "совершенно", "прекрасно"), участить повторы  слов и склонность к использованию  стереотипов и терминов [106].  

Язык выступления  должен быть по возможности простым. Не следует думать, что сложность  и наукообразность речи способствуют ее пониманию и завоеванию авторитета лектора у слушателей. Некоторые  лекторы без необходимости используют слишком сложную форму для  выражения совсем простых мыслей. Манера излагать очевидно простой материал сложно иногда выявляет стремление создать определенную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает контакт. Представления, что о сложных научных проблемах нельзя говорить живо и просто, совершенно несостоятельны. Известный физик Гейзенберг писал: "Для физика возможность описания на обычном языке является критерием того, какая степень понимания достигнута в соответствующей области" [155, с. 48]. Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что простота изложения требует не только большой работы над формой, но и углубленного знания предмета.  

Допустимо ли использовать в речи штампы и стереотипы? Совместная жизнь и сотрудничество людей  формируют общие для них стереотипы мышления. Мысленным штампам соответствуют  и языковые стереотипы в форме  нормативных оборотов речи. Иногда целесообразно пользоваться стереотипами, поскольку некоторые из них обладают большой действенной силой, которая  сохраняется даже и тогда, когда  условия, при которых были выработаны конкретные штампы, изменились, например "зов боевой трубы". Многие люди считают, что лучше обходиться без  штампов, но ведь штампы экономят восприятие, позволяя быстро просматривать материал для обобщенной оценки его значимости.  

Говорите кратко. Еще древние риторы предостерегали против длинных фраз, поскольку они  плохо действуют на слух аудитории  и на дыхание оратора. Цицерон [351] утверждал, что величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что  нужно, но и не сказать того, что  не нужно. Насколько известное высказывание Цезаря "Пришел, увидел, победил" лучше, чем "Сначала пришел, потом  увидел и после этого победил"!  

Желательно выражаться точнее, физик Дирак говорил точно  и требовал точности от других. Однажды, окончив сообщение, он обратился  к аудитории: "Вопросы есть?" "Я не понимаю, как Вы получили это выражение", - сказал один из присутствующих. "Это утверждение, а не вопрос, – произнес Дирак, – вопросы есть?"  

Необходимо выражаться не только точно, но и образно. Вот  пример из книги врача-гипнолога  Буля [46]. Человеку, находящемуся под  гипнозом, внушалось: "Вы съели жирную пищу". Затем экспериментально изучали  процессы в желчном пузыре, но никаких  результатов, сходных с картиной реального насыщения жирной пищей, не обнаружили. Тогда изменили формулу  внушения: "Вы видите перед собой  на столе много вкусных питательных  жирных блюд – яичницу с салом, колбасу, масло, ветчину с горчицей, свинину с хреном. Вы начинаете есть, выбирая то, что вы любите...". Рентгеновские снимки желудка и желчного пузыря показали картину, аналогичную той, которая возникает после реального насыщения подобной пищей.  

Чем конкретнее речь, тем ярче зрительные представления, и напрасно в погоне за наукообразием  вытравляют образность речи. Так, в  газете писали о том, как режиссер научно-популярного фильма "Воздуху  и воде быть чистыми" сдавал его  заказчику. Дикторский текст начинался  словами: "Ученые формулируют эту  проблему просто: или люди сделают  так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что  на Земле станет меньше людей". Два  почтенных специалиста-заказчика  усмотрели в этом крамолу и  исправили текст так: "Ученые формулируют  эту проблему просто: или люди обеспечат  достаточную очистку выбросов в  атмосферу и водоемы, или фауна  и флора, будут подвержены уничтожению". И стало скучно.  

Поэтичность речи способствует ее восприятию. Например, архитектор Ф. О. Шехтель обратился к своим слушателям с такими словами: "Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в не меньшей степени участвует Музыка, Поэзия и остальные музы..." [77, с. 191]. Слушатели запомнили это на всю свою жизнь.  

Желательно в речи чаще применять прямые обращения. Такой  прием способствует активизации  мышления слушателей, так как они  тем самым непосредственно вовлекаются  в решение излагаемых проблем. Начало речи Цицерона [351] против Катилины, на которой училось много поколений  ораторов, звучало так: "Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим  терпением? Как долго еще ты в  своем бешенстве будешь издеваться над нами?" Выражения типа "Попытаемся решить этот вопрос совместно с вами", "А теперь подойдем к этому  же вопросу с другой стороны...", "Рассмотрим эту проблему с иной точки зрения", "Что мы знаем  об этом деле?", "И что же мы видим?" приглашают слушателя к активному  взаимодействию с лектором. Используйте  личные местоимения и сокращенные  формы, принятые в разговорной речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических  явлений. Психический процесс - это  течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся  в виде реакции. При этом нужно  иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом  нового процесса. Отсюда непрерывность  психической деятельности в состоянии  бодрствования человека. 

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной  системы, идущими от внутренней среды  организма. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную  регуляцию поведения и деятельности человека. 

Под психическим  состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии  умственная или физическая работа протекает  легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические  состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий. 

Психические свойства личности - это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. 

Каждое психическое  свойство формируется постепенно и  является результатом отражательной  и практической деятельности. 

1. Характеристика  основных психических процессов 
 

Психика человека - есть человеческое сознание. Особая форма  отражения, которая является общим  качеством всех психических функций. 
 
 

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием  называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

концентрация  внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;

устойчивость  характеризуется длительностью  сосредоточенности, умением не отвлекаться  в течение определенного периода времени;

объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;

переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Основные  функции внимания:

Когда мы говорим  о внимании, то подразумеваем также  сосредоточенность, углубленность  в деятельность. Чем труднее стоящая  перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

Внимание  обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя  легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Информация о работе Психические познавательные процессы