Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.

Работа содержит 1 файл

Реферат психология.docx

— 96.47 Кб (Скачать)

Виды  внимания:

По своему происхождению и способам осуществления  обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное  внимание, наиболее простое и генетически  исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает  и поддерживается независимо от стоящих  перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях  сама по себе, в силу своей увлекательности  или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся  от работы и прислушиваемся. Возникновение  непроизвольного внимания связано  с различными физическими, психофизиологическими  и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их для удобства можно разделить условно на категории.

§ К первой группе причин относятся характер и  качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность.

§ Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему  состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

§ Третья группа причин связана с общей направленностью личности. 

Именно по этому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор или художник - на красоту здания.

В отличие  от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Основные  свойства внимания:

Внимание  означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность  на нем. Особенности этой сосредоточенности  определяют свойства внимания. К ним  относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

§ Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность

привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими  и центральными факторами. В настоящее  время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые  стороны и связи. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К  числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны  субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

§ Концентрация внимания - это степень или интенсивность  сосредоточенности, т. е. основной показатель его выраженности, тот фокус, в  котором собрана психическая  или сознательная деятельность. В  частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге  при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

§ Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в  центре внимания определенное число  разнородных объектов одновременно. Иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях  один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован  и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

§ Распределение  внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и  осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В  целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться  в сложной, изменяющейся ситуации. Чем  интереснее деятельность, тем легче  на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит  к числу хорошо тренируемых качеств.

§ Объем  внимания. Известно, что человек  не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные  работы. Это ограничение вынуждает  дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности  обрабатывающей системы. Таким же образом  человек обладает весьма ограниченными  возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга  объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически  не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов  деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в  день, и результаты не замедлят сказаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ощущение - это не только чувственный образ  или, точнее, компонент его, но также  деятельность или компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной  реакции, ощущение становится затем  содержанием сознательной познавательной деятельности, направленной на соответствующее  качество предмета или явления. Ощущение - это всегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса.

Классификация ощущения:

В качестве основных видов ощущений различают  кожные ощущения - прикосновения и  давления, осязания, температурные  ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические  и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов  и т.д.).

Исходя специально из свойств раздражителей, различают  механическую чувствительность, включающую осязательные ощущения, кинестетические  и т.д.; близкую к ней акустическую, обусловленную колебаниями твердого тела; химическую, к которой относятся обоняние и вкус; термическую и оптическую.

Органические  ощущения:

Органическая  чувствительность доставляет нам многообразные  ощущения, отражающие жизнь организма. Органические ощущения связаны с  органическими потребностями и  вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций  внутренних органов. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сердечнососудистой, дыхательной и половой системы  тела. А также смутные, трудно дифференцируемые ощущения, составляющие чувственную  основу хорошего и плохого общего самочувствия.

Кожная  чувствительность:

Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией  органов чувств на четыре различных  вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления).

Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами  и особой афферентной системой.

Боль:

Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру  и силе раздражений, боль сигнализирует  об опасности для организма.

Боль относительно плохо, неточно локализуется, часто  носит размытый характер. Вследствие относительно размытого, нечетко очерченного  характера болевого ощущения оно  оказывается очень подвижным и поддающимся воздействия со стороны высших психических процессов, связанных с деятельностью коры, - представлений, направленности мыслей и т.д. Так, преувеличенное представление о силе ожидающего человека болевого раздражения способно заметно повысить болевую чувствительность.

Температурные ощущения:

Температурная (термическая) чувствительность дает нам  ощущение тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Традиционная  классическая физиология органов чувств рассматривает чувствительность к  теплу и холоду как два разных и независимых вида чувствительности, каждый из которых имеет свои периферические рецепторные аппараты. Существенную роль в термических ощущениях  играет способность кожи довольно быстро адаптироваться к разным температурам.

Прикосновение, давление:

Характерной особенностью ощущений прикосновения  и давления (в отличие, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается в результате опыта при участии  зрения и мышечного чувства. Характерной  для рецепторов давления является их быстрая адаптация. В силу этого  мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько изменения  давления. Чувствительность к давлению и прикосновению на различных  участках кожи различна

Осязание:

Осязание - это специфически человеческое чувств и познавающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание  включает ощущение прикосновения и  давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. У человека есть специфический орган осязания - рука и притом главным образом  движущаяся рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и  органом познания объективной действительности. Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным - отражение динамики, движения, действенности.

Обонятельные  ощущения:

Тесно связанные  между собой обоняние и вкус являются разновидностями химической чувствительности. До недавнего времени принято  было думать, что у человека обоняние не играет особенно существенной роли. Но значение его все же велико в  силу влияния, которое обоняние оказывает  на функции вегетативной нервной  системы и на создание положительного или отрицательного эмоционального фона, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона.

Обоняние  доставляет нам большое многообразие различных ощущений, для которых  характерен присущий им обычно яркий  положительный или отрицательный  аффективно-эмоциональный тон.

Вкусовые  ощущения:

Вкусовые  ощущения, как и обонятельные, обусловлены  химическими свойствами вещей. Как  и для запахов, для вкусовых ощущений не имеется полной, объективной классификации. Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре основных качества - соленое, кислое, сладкое и горькое.

Вкусовые  ощущения играют заметную роль в настройке  эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему вкус, наряду с  обонянием, влияет на пороги других рецепторных  систем, например на остроту зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности и проприоцепторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Слуховые  ощущения:

Особое значение слуха у человека связано с  восприятием речи и музыки. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые  порождаются звучащим телом и  представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха. Звуковые волны  обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Во-вторых, по частоте или  продолжительности периода колебаний. В-третьих, формой колебаний.

Слуховые  ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и  непериодическими с нерегулярно  изменяющейся акустической частотой и  амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в  шумах.

Зрительные  ощущения:

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно  богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение нам дает наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен  момент чувственного созерцания. Именно поэтому они имеют очень большое  значение для познания и для практического  действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психические познавательные процессы