Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:36, реферат
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.
Под распределением
понимают субъективно переживаемую
способность человека удерживать в
центре внимания определенное число
разнородных объектов одновременно.
Именно это качество дает возможность
совершать сразу несколько
Переключаемость определяется
скоростью перехода от одного вида
деятельности к другому. Важную роль
этой характеристики легко продемонстрировать
при анализе такого известного и
широко распространенного явления,
как рассеянность, которая сводится
по преимуществу к плохой переключаемости.
Множество анекдотов
посвящено рассеянности ученых. Однако
их рассеянность часто является оборотной
стороной максимальной собранности
и сосредоточенности на основном
предмете интересов: они так погружены
в свои мысли, что при столкновении
с житейскими мелочами не переключаются
и могут оказаться в смешном
положении. Вот несколько фактов
такого рода. Немало рассказывали о
рассеянности известного композитора
и химика А. П. Бородина [207]. Как-то раз,
когда у него были гости, утомившись,
он стал прощаться с ними, говоря,
что ему пора домой, так как у него
завтра лекция и пошел одеваться в переднюю.
Или такой случай. Бородин поехал с женой
за границу. При проверке паспортов на
пограничном пункте чиновник спросил,
как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности
никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник
посмотрел на него подозрительно. В это
время в комнату вошла его жена, Екатерина
Сергеевна, и Бородин бросился к ней: "Катя!
Ради бога, как тебя зовут?"
Известна и такая
история. Приходит Н. Е. Жуковский к
себе домой, звонит, из-за двери спрашивают:
"Вам кого?". Он в ответ: "Скажите,
дома ли хозяин?". - "Нет". - "А
хозяйка?" - "Нет и хозяйки. А
что передать?" - "Скажите, что
приходил Жуковский".
И еще один факт. Однажды
у известного математика Гильберта
был званый вечер. После прихода
одного из гостей мадам Гильберт отвела
мужа в сторону и сказала ему:
"Давид, пойди и смени галстук".
Гильберт ушел. Прошел час, а он все
не появлялся. Встревоженная хозяйка
дома отправилась на поиски супруга
и, заглянув в спальню, обнаружила его
в постели. Тот крепко спал. Проснувшись,
он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически
стал раздеваться дальше и, надев
пижаму, лег в кровать [305]. Здесь
мы опять сталкиваемся с глубинной
взаимосвязанностью всех характеристик
внимания.
В чем причина
описанной рассеянности? Главным
образом в том, что, выработав
бытовые стереотипы, ученые пользовались
каждым случаем, чтобы вывести из
сознания контроль за их исполнением или
своевременным переключением на другую
программу и тем самым освободить поле
внимания для решения основной научной
задачи.
Теперь обратимся
к следующей характеристике внимания
- предметности. Как уже было подчеркнуто,
центральные механизмы внимания
действуют путем изменения
Упомянутые характеристики внимания (устойчивость, концентрация и др.) в какой-то мере свойственны не только человеку, но и животным. Но особое свойство внимания - произвольность - является истинно человеческим. Животные обладают лишь непроизвольным вниманием.
Виды внимания
Произвольное - сознательно
регулируемое, сосредоточенное на объекте.
Непроизвольное - возникает
не специально, а под влиянием особенностей
предметов и явлений, такое внимание
позволяет ориентироваться в
изменениях окружающей обстановки.
Послепроизвольное
– возникает сознательно вслед за произвольным
и не требует усилий, для того чтобы не
отвлекаться.
В процессе восприятия
при соответствующем напряжении
внимания у человека создаются субъективные
образы объективных предметов и
явлений, непосредственно воздействующих
на его органы ощущений. Часть этих
образов возникает и
Представления и
их связи (ассоциации) могут долго
сохраняться у человека. В отличие
от образов восприятия, представления
вызываются образами памяти.
Предлагаем любопытный
тест (№ 4), при помощи которого вы можете
проверить, хорошая ли у вас память.
Ведь в повседневной жизни нам
часто приходится запоминать много
различной информации.
Запомните приведенные
ниже слова вместе с порядковыми
номерами, под которыми они числятся
в списке.
Ответ можно считать
правильным только при условии, что
слово воспроизводится вместе с
его порядковым номером, под которым
оно числится в списке (хотя сам
порядок воспроизведения слов не
так важен).
На запоминание 20
слов дается 40 секунд (при работе в
вечернее время разрешается увеличение
интервала до 50 секунд).
Запишите все слова
(вместе с их номерами).
Украинец
Экономика
Каша
Татуировка
Нейрон
Любовь
Ножницы
Совесть
Глина
Словарь
Масло
Бумага
Пирожное
Логика
Христианство
Глагол
Прорыв
Дезертир
Свеча
Вишня
Память – это
отражение того, что ранее воспринималось,
переживалось, совершалось и осмысливалось
человеком. Она характеризуется
такими процессами, как запечатление,
сохранение, воспроизведение и переработка
человеком разнообразной
Различают два вида
памяти: генетическую (наследственную)
и прижизненную.
Наследственная память
сохраняет информацию, которая определяет
анатомическое и
Прижизненная память
– это хранилище информации, полученной
с момента рождения до смерти. Она
существенно больше зависит от внешних
условий. Различают несколько видов
и форм прижизненной памяти. Один из
видов прижизненной памяти - запечатлевание
(импринтинг) - является промежуточным
между генетической и прижизненной памятью.
Запечатлевание – это
форма памяти, наблюдаемая только в ранний
период развития, сразу после рождения.
Запечатлевание заключается в одномоментном
установлении очень устойчивой специфической
связи человека или животного с конкретным
объектом внешней среды. Эта связь может
проявиться в следовании за любым движущимся
объектом, впервые показанным животному
в первые часы жизни, в приближении к нему,
прикосновении и т. п. Такие реакции сохраняются
на длительное время, что рассматривается
как пример обучения и долговременного
запоминания с одного предъявления. Запечатлевание
существенно отличается от обычного запоминания
тем, что длительное неподкрепление не
ослабляет реакции, но оно ограничено
коротким, четко определенным периодом
в жизненном цикле и необратимо. При обычном
обучении то, что показано последним, оказывает
(при прочих равных условиях значимости,
вероятности и т. п.) наибольшее влияние
на поведение, тогда как при импринтинге
объект, показанный первым, имеет большее
значение. Здесь главное – не новизна
раздражителя, а его первенство.
Итак, легко заметить,
что запечатлевание как форма прижизненной
памяти очень близка к наследственной
по прочности, неповреждаемости следа
и по неотвратимому характеру своих проявлений.
Выделяют следующие
виды прижизненной памяти: двигательную,
образную, эмоциональную и символическую
(словесную и логическую).
Двигательная память
обнаруживается очень рано. Это прежде
всего память на позу, положение тела.
Двигательная память лежит в основе профессиональных
и спортивных навыков, танцевальных фигур
и бесчисленных автоматических навыков,
вроде привычки, переходя улицу, смотреть
сначала налево, а потом направо. Достигая
полного развития раньше иных форм, двигательная
память у некоторых людей остается ведущей
на всю жизнь, у остальных ведущую роль
играют другие виды памяти.
Одна из форм образной
памяти - зрительная. Ее отличительная
особенность в том, что в период
удержания образа в памяти он претерпевает
определенную трансформацию. Обнаружены
следующие изменения, совершающиеся
со зрительным образом в процессе
сохранения: упрощение (опускание деталей),
некоторое преувеличение
У А. П. Чехова в пьесе
"Чайка" неудачливый писатель
так сравнивает себя с талантливым:
"У него [талантливого] на плотине блестит
горлышко от разбитой бутылки и чернеет
тень от мельничного колеса – вот лунная
ночь и готова, а у меня и трепещущий свет
луны, и тихое мерцание звезд, и далекие
звуки рояля, замирающие в тихом ароматном
воздухе" [353, с. 53]. Последнее описание
каждый воспринимал и читал множество
раз и поэтому оно не вызывает яркого образа.
Наоборот, блеск горлышка разбитой бутылки
- неожиданный и потому запоминающийся
образ.
Образная память
обычно ярче проявляется у детей
и подростков. У взрослых людей
ведущая память, как правило, не образная,
а логическая. Однако есть профессии,
где полезно иметь развитую образную
память. Выявили, что можно эффективно
тренировать образную память, если
воспроизводить заданные картины мысленно
в расслабленном пассивном
Эмоциональная память
определяет воспроизведение определенного
чувственного состояния при повторном
воздействии той ситуации, в которой
данное эмоциональное состояние
возникло впервые. Важно подчеркнуть,
что это состояние