Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Таблица 8 - План по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
План занятий | Основные цели |
1.
« Страна понимания»
2)«Давайте поздороваемся».
4)«Связующая нить» |
|
2.
«Настроение»
4) Рисование своего настроения |
|
3.
«Мы тебя любим»
6) «Мои эмоции». |
|
4.
«Мы с тобой
так похожи»
3)«Руки знакомятся, ссорятся, мерятся». |
- эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности. |
5.
«Дружба»
5)«Театр из пластилина». |
|
6.
«Мы вместе»
|
-повышение
уверенности в себе, в своих силах.
-развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности. -учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие. -способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. |
7.
«Тух-тиби-дух»
2)упражнение - «Игрушка».
4)упражнение - «Калаж». |
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
8.
«Волшебная игра»
5)«Мои эмоции». |
|
9.
«Наша дружная
группа»
5) «Театр из пластилина». |
|
Добавим, что данный метод может быть применен и в групповых занятиях, когда в группу включается ребенок с агрессивным поведением младшего возраста. В такой группе ребенок не решается добиваться своего привычным для него способом (в основном силой) и вынужден искать с помощью психолога другие, более зрелые и адекватные, способы налаживания отношений.
Курс занятий проводился как в индивидуальном, так и в групповом варианте, так как агрессия ребенка является одним из противопоказаний его работы в группе, поэтому предварительно с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.
В группу вошли дети со средним и высоким уровнями агрессивного поведения
Подбор детей осуществлялся по результатам диагностики агрессивных проявлений (их видов; возможных причин).
Группа насчитывает 5 человек, с агрессивным поведением из них - 2.
Остальные дети (их деятельность в группе), отобранные по результатам диагностики и не имеющие видимых эмоциональных нарушений, являются так называемым «благоприятным фоном» для коррекции агрессивного поведения, их участие также решает и профилактические задачи программы.
Продолжительность
индивидуальных занятий - 15-20 минут, групповых
- 40-60 минут. В ходе групповых занятий обязательно
проводится совместное обсуждение хода
и результатов деятельности.
2.3 Анализ опыта по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и выработка рекомендаций
На контрольном этапе эмпирического исследования выявлялась эффективность примененной профилактической программы, а именно динамика снижения уровня проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, эффективность разработанных занятий.
На данном этапе исследования использовались та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе. Процедура применения исследовательского метода на контрольном и констатирующем этапах эмпирического исследования была аналогичной. Полученные результаты отражены в таблице 7.
Таблица 9 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у детей- дошкольников по четырём методикам на конечном этапе эксперимента
|
Процент детей с высоким уровнем проявления агрессивного поведения уменьшился на 21,4% процентов. Количество детей со средним уровнем проявления агрессивного поведения увеличилось на 7,1% процентов. Появились дети с низким уровнем проявления агрессивного поведения - 14,3%.
Сравнение результатов исследования в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о том, что изменения, выявленные нами в экспериментальной группе на контрольном этапе, являются результатом действия профилактикой программы, разработанной в рамках системного психологического сопровождения агрессивных детей старшего дошкольного возраста с проведением на каждом занятии упражнений, игр, методик, направленных на коррекцию и профилактику агрессивного поведения на всех выделенных нами уровнях проявления агрессивного поведения - эмоционально-волевом, интеллектуальном и деятельности ом. Положительная динамика в экспериментальной группе проявляется прежде всего в снижении количества агрессивных проявлений старших дошкольников на каждом из двух, отличных от «низкого», уровнях проявления агрессивного поведения.
Данное положение подтверждает сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивного поведения экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе, а также сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивного поведения детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапах эксперимента (таблица 8, рисунок 6).
Таблица 10 - Уровни проявления агрессивного поведения у старших дошкольников на начальном и конечном этапах эксперимента
|
Примечание: * -p < 0,05(1,64)
Математическая
обработка достоверности результатов
исследования приводится в приложении
Ж.
Проведя конечную диагностику, мы получили следующие результаты: экспериментальная группа показала значительное снижение уровня проявления агрессивного поведения. Так, например, в методике «несуществующее животное» во вторичной диагностике наблюдалось 6-8 элементов указывающих на агрессию (рога, зубы, когти и т.д.), а после проведения занятий и сбора данных, в конечной диагностике эти же показатели уменьшились до 1-3 элементов. Те же результаты наблюдались и в повторном проведении методики - «Тест руки», дети с которыми проводилась работа, были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с контрольной группой.
Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений.
Полученные данные показывают наличие реального снижения уровня проявления агрессивного поведения детей. Это подтверждает эффективность разработанной нами методики.
Дети
иногда проявляют агрессивное поведение
лишь потому, что не знают других способов
выражения чувств. Задача специалистов
- научить детей выходить из конфликтных
ситуаций приемлемыми способами. С этой
целью на занятии обсуждаются с детьми,
наиболее часто встречающиеся конфликтные
ситуации. Например, как поступить ребенку,
если ему нужна игрушка, с которой уже
кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку
расширить его поведенческий репертуар
- набор способов реагирования на определенные
события.
Одним из приемов работы с проявлениями агрессивного поведения у детьми - ролевая игра. Например, с детьми в кругу разыгрываем такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел потрать с новой большой ; машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог- психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.
Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста