Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

профилактика агрессии дошкольников - копия.doc

— 711.50 Кб (Скачать)

      

Таблица 8 - План по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

План занятий Основные цели
1. « Страна понимания»
  1. «Интервью»

2)«Давайте поздороваемся». 

  1. «Те кто..,».

4)«Связующая нить»

  • создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
  • снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
-снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. - формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга,                      -формирование чувства ценности других и самоценности.
2. «Настроение»
  1. игра «Запомни»
  2. «Что изменилось?!»
  3. «Прощание».

4) Рисование своего настроения

  • снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.
  • упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.
-сплочеиие группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
3. «Мы тебя любим»
  1. «Связующая нить»
  2. «Подари улыбку»
  3. «Ласковое имя»
  4. «Мы тебя любим»
  5. «Наши чувства».

6) «Мои эмоции».

  • формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
  • создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
  • создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.
- эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
4. «Мы с тобой  так похожи»
  1. игра «Цветик - Семицветик».
  2. упражнение - «Кораблик».

3)«Руки знакомятся, ссорятся, мерятся».

  • сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
  • энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему
«Я».

- эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

5. «Дружба»
  1. упражнение - «Волшебные заросли».
  2. упражнение - «Кто позвал, узнай!»
  3. упражнение - «Мы рисуем».
  4. «Маленький секрет».

5)«Театр из пластилина».

  • физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.
  • снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.
  • снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.
6. «Мы вместе»
  1. упражнение - «Волшебный ящик».
  2. упражнение - «походка».
  3. упражнение - «То, что я люблю делать».  4)упражнение - «Вежливые слова».        
-повышение уверенности в себе, в своих силах.

-развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

-учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

-способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

7. «Тух-тиби-дух»
  1. упражнение - «Калаж».

2)упражнение - «Игрушка».

  1. упражнение - «Мы играем в приключенья!»

4)упражнение - «Калаж».

  • помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
- снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.
  • снять негативные настроения и восстановить силы.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

8. «Волшебная игра»
  1. упражнение - «Итоги - каким бы я хотел быть и какой сейчас».
  2. «Попроси игрушку»
  3. «Липучка»
  4. «Наши чувства».

5)«Мои эмоции».

  • дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
  • снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
  • обучить детей эффективным способам общения,
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
9. «Наша дружная  группа»
  1. «Связующая нить»
  2. «Несуществующее животное»
  3. Тема рисования: «Наша дружная группа»
  4. «Маленький секрет».

5) «Театр из пластилина».

  • сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков.
  • влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи.
- Обучить детей эффективным способам общения.
 
 
 

     Добавим, что данный метод может быть применен и в групповых занятиях, когда в группу включается ребенок с агрессивным поведением младшего возраста. В такой группе ребенок не решается добиваться своего привычным для него способом (в основном силой) и вынужден искать с помощью психолога другие, более зрелые и адекватные, способы налаживания отношений.

     Курс занятий проводился как в индивидуальном, так и в групповом варианте, так как агрессия ребенка является одним из противопоказаний его работы в группе, поэтому предварительно с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

     В группу вошли дети со средним и высоким уровнями агрессивного поведения

     Подбор детей осуществлялся по результатам диагностики агрессивных проявлений (их видов; возможных причин).

     Группа насчитывает 5 человек, с агрессивным поведением из них - 2.

     Остальные дети (их деятельность в группе), отобранные по результатам диагностики и не имеющие видимых эмоциональных нарушений, являются так называемым «благоприятным фоном» для коррекции агрессивного поведения, их участие также решает и профилактические задачи программы.

     Продолжительность индивидуальных занятий - 15-20 минут, групповых - 40-60 минут. В ходе групповых занятий обязательно проводится совместное обсуждение хода и результатов деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Анализ опыта по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и выработка рекомендаций

     На контрольном этапе эмпирического исследования выявлялась эффективность примененной профилактической программы, а именно динамика снижения уровня проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, эффективность разработанных занятий.

     На данном этапе исследования использовались та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе. Процедура применения исследовательского метода на контрольном и констатирующем этапах эмпирического исследования была аналогичной. Полученные результаты отражены в таблице 7.

Таблица 9 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у детей- дошкольников по четырём методикам на конечном этапе эксперимента

Ф.И. Ребёнка Результаты по методикам Средний уровень проявления агрессивного поведения
1 2 3 4
1 Костя А. Н н CP H Н
2 Аня Б. CP в CP CP CP
j Рустам Г. В CP H CP CP
4 Дима Г. В в в в в
5 Артём К. CP CP H CP CP
6 Катя Л. CP CP CP CP CP
7 Коля Л. н CP CP CP CP
8 Антон М. CP CP CP CP CP
9 Никита П. CP CP в CP CP
10 Феликс П. в H H CP CP
11 Кирилл Р. н H H H H
12 Лера С. CP CP CP CP CP
13 Аня С. в CP в в в
14 Герман X. CP CP CP CP CP
 
 

     Процент детей с высоким уровнем проявления агрессивного поведения уменьшился на 21,4% процентов. Количество детей со средним уровнем проявления агрессивного поведения увеличилось на 7,1% процентов. Появились дети с низким уровнем проявления агрессивного поведения - 14,3%.

     Сравнение результатов исследования в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о том, что изменения, выявленные нами в экспериментальной группе на контрольном этапе, являются результатом действия профилактикой программы, разработанной в рамках системного психологического сопровождения агрессивных детей старшего дошкольного возраста с проведением на каждом занятии упражнений, игр, методик, направленных на коррекцию и профилактику агрессивного поведения на всех выделенных нами уровнях проявления агрессивного поведения - эмоционально-волевом, интеллектуальном и деятельности ом. Положительная динамика в экспериментальной группе проявляется прежде всего в снижении количества агрессивных проявлений старших дошкольников на каждом из двух, отличных от «низкого», уровнях проявления агрессивного поведения.

     Данное положение подтверждает сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивного поведения экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе, а также сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивного поведения детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапах эксперимента (таблица 8, рисунок 6).

Таблица 10 - Уровни проявления агрессивного поведения у старших дошкольников на начальном и конечном этапах эксперимента

Уровень проявления агрессивн.поведения
        Группа
Показатели статист, обработки по Фишеру
Экспериментальная (%) Контрольная (%)
    До
    После
До
    После
    До
После
Низкий
    0
    14,3
0       0    0.38* 0,47*
Средний
    64,3
    71,4
 71,4 78,6 0,38* 0,42*
Высокий
    35,7
    14.3
28,6 21,4 0,61* 1,94

Примечание: * -p < 0,05(1,64) 

     Математическая обработка достоверности результатов исследования приводится в приложении Ж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Проведя конечную диагностику, мы получили следующие результаты: экспериментальная группа показала значительное снижение уровня проявления агрессивного поведения. Так, например, в методике «несуществующее животное» во вторичной диагностике наблюдалось 6-8 элементов указывающих на агрессию (рога, зубы, когти и т.д.), а после проведения занятий и сбора данных, в конечной диагностике эти же показатели уменьшились до 1-3 элементов. Те же результаты наблюдались и в повторном проведении методики - «Тест руки», дети с которыми проводилась работа, были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с контрольной группой.

     Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений.

     Полученные данные показывают наличие реального снижения уровня проявления агрессивного поведения детей. Это подтверждает эффективность разработанной нами методики.

     Дети иногда проявляют агрессивное поведение лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью на занятии обсуждаются с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку  расширить его поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определенные события. 

     Одним из приемов работы с проявлениями агрессивного поведения у детьми - ролевая игра. Например, с детьми в кругу разыгрываем такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел потрать с новой большой ; машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог- психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста