Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Проанализировав проблему, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник считают целесообразно использовать несколько направлений в профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста:
Исследователи А. А. Реан, JI. М. Семешок, И. А. Фурманов подчеркивают, что альтернативу агрессивного поведения составляет гуманность. Формирование положительных взаимоотношений, благоприятный эмоциональный климат в детских группах, гуманное отношение к окружающим, наполненное глубоким личностным смыслом, становится для ребенка лучшим внутренним нравственным контролером его собственных агрессивных импульсов, какими бы причинами они ни порождались [по 37, с.16].
Воздействовать на ребенка только психологическими методами не достаточно. Эффективной может быть та работа, которая целенаправленно и систематически организованна при тесном взаимодействии всего педагогического коллектива.
Таким образом, подведем итоги теоретическому исследованию: Существует три подхода к объяснению причин агрессии. Основоположником первого - теории влечения - является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у 3. Фрейда связывается со стадиями детского развития. Новый подход изложен в работах К. Лоренца, который считал, что агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Фрустрационная теория, предложенная Д. Доллардом рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс, Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Теория социального научения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.
В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы проявления агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:
2)низкий социальный статус ребенка в группе;
3)неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;
4)неудовлетворенность потребности в признании.
Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания, особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, возрастные особенности, социально-культурный статус семьи. индивидуальные особенности человека, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением.
Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
Отсюда
возникает необходимость в проведении
системного анализа индивидных, личностных,
социально-психологических и психолого-
педагогических факторов, обуславливающих
отклонения в поведении у детей старшего
дошкольного возраста, с учётом которых
должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая
работа по предупреждению этих отклонений.
Раннее выявление поведенческих проблем
у детей старшего дошкольного возраста,
системный анализ характера их возникновения
и адекватная воспитательно-коррекционная
работа дают шанс предотвратить десоциализацию
личности. Несвоевременное обнаружение
начальных признаков отклоняющегося поведения
и проблем в воспитании, препятствующих
развитию ребёнка, приводит к быстрому
переходу отклонений в хронические нарушения
поведения. Таким образом, для профилактики
агрессивного поведения необходимо научить
детей старшего дошкольного возраста
навыкам позитивного общения, взаимодействия
с другими членами социума, умения находить
альтернативные мирные пути решения конфликтов.
2 Опытно-экспериментальное исследование по снижению и профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование проводилось по следующим этапам:
В эксперименте нами были использованы следующие четыре методики:
Анкета для родителей, разработанная Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко (приложение А);
Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Г. П. Лаврентьевой) (приложение Б);
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор С. Л. Колосова) (приложение В).
Проективная методика - «Тест руки» (авторы Б. Врайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер) (приложение Г).
Подготовка исследования начиналась с разработки его программы, в
которой излагалась общая концепция, формулировались цели, задачи, а также логическая последовательность операций и процедур. Программа состоит из двух разделов: методологического (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка задач исследования) и методического (определение обследуемой совокупности, выборка, характеристика используемых методов сбора информации, логическая структура инструментария для сбора информации, логические схемы ее математической обработки, анализ информации)
Исследование проводилось в реатьных условиях воспитательно- образовательного процесса в детском саду: в ходе пребывания ребёнка в течение дня в детском саду, в каждом виде деятельности ребёнка (игровой, художественно- творческой, познавательной). Эмпирическая база исследования: подготовительная группа МДОУ детский сад «Ромашка» п. Торбеево. Эксперимент проводился в период с июля по ноябрь месяц 2010г, В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 6-6,5 лет:
Для изучения уровня проявления агрессивного поведения у дошкольников использовали экспертный опрос. Метод экспертной оценки применялся для сбора информации, независимом оценивании и выявлении детей, склонных к агрессивному поведению.
В круг экспертов вошли следующие специалисты детского сада: методист, воспитатель, психолог, логопед, учитель ИЗО, старшая медицинская сестра - всего 8 человек. Данная группа экспертов, все женского пола, имеют первую и высшую квалификацию, высшее и средне-специальное образование, высокий уровень профессионального мастерства, психологическую подготовку и педагогический стаж работы с детьми, десятилетний и свыше десяти лет стаж работы, достаточно компетентны в медико-психологических и социально- педагогических вопросах. Все эксперты показали положительное отношение и заинтересованность к данному опросу.
Цель констатирующего эксперимента: диагностика уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников в различных видах деятельности.
Краткое описание диагностик:
1. Анкета для родителей Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.
Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов- утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне проявления агрессивного поведения ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень проявления агрессивного поведения ребёнка).
Шкала оценок результатов:
Высокий уровень проявления агрессивного поведения - 14-20 баллов.
Средний уровень проявления агрессивного поведения - 8-13 баллов.
Низкий уровень проявления агрессивного поведения - 1-7 баллов.
Цель: выявить проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне проявления агрессивного поведения у ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень проявления агрессивного поведения у ребёнка).
Шкала оценок результатов:
Высокий уровень проявления агрессивного поведения - 13-18 баллов.
Средний уровень проявления агрессивного поведения - 8-12 баллов.
Низкий уровень проявления агрессивного поведения - 1-7 баллов.
Метод наблюдения применялся для исследования естественного поведения детей без вмешательства извне в ситуацию, позволил получить целостную картину происходящего и отразить агрессивные реакции во время общения, игры, трудности поведения детей во всей их полноте. Так, эксперты обращали внимание на высказывания детей (их содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность); на выразительность движений и экспрессию лица, глаз, тела; на проявление эмоций и физическое воздействие (касания, поглаживания, толчки, удары, отпихивание, подножки). Метод наблюдения помог экспертам сориентироваться в ответах опроса.
Цель: оценить уровень проявления агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: «Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!»
Оборудование:
простой карандаш средней твердости; стандартный
белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки
и фломастеры использовать нельзя.
Таблица
1 - Симптомокомплексы теста для оценки
проявления агрессивного поведения у
детей
Симпто- комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 0,1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 0,1 |
3 | Большое количество острых углов | 0,1 |
4 | Верхнее размещение углов | 0,1 |
5 | Крупное изображение | 0,1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0,1 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0,1 |
8 | Угрожающее выражение | 0,1 |
9 | Угрожающая поза | 0,1 |
10 | Наличие орудий нападения(зубы, рога, когти) | 0,1 |
11 | Хищник | 0,1 |
12 | Вожак или одинокий | 0,1 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 0,1 |
14 | Ночное животное | 0,1 |
15 | Другие признаки | 0,1 |
Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста