Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

профилактика агрессии дошкольников - копия.doc

— 711.50 Кб (Скачать)

     Проанализировав проблему, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник считают целесообразно использовать несколько направлений в профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Учить детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на других.
  2. Развивать у агрессивных детей чувство эмпатии (сочувствия к другим) сверстникам, взрослым, живому миру.
  3. Учить детей различать свои чувства, уметь их понимать и анализировать;
  4. Помогать адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние, так и «ребенка-жертвы».
  5. Расширять его представления о том, какими еще способами он может самоутверждаться.
  6. Учить ребенка выплескивать гнев приемлемыми способами (рвать бумажки, стучать надувными игрушками, хоть пластиковыми бутылками) или даже полезными (спортивная секция) [27, с.115].

     Исследователи А. А. Реан, JI. М. Семешок, И. А. Фурманов подчеркивают, что альтернативу агрессивного поведения составляет гуманность. Формирование положительных взаимоотношений, благоприятный эмоциональный климат в детских группах, гуманное отношение к окружающим, наполненное глубоким личностным смыслом, становится для ребенка лучшим внутренним нравственным контролером его собственных агрессивных импульсов, какими бы причинами они ни порождались [по 37, с.16].

     Воздействовать на ребенка только психологическими методами не достаточно. Эффективной может быть та работа, которая целенаправленно и систематически организованна при тесном взаимодействии всего педагогического коллектива.

     Таким образом, подведем итоги теоретическому исследованию: Существует три подхода к объяснению причин агрессии. Основоположником первого - теории влечения - является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у 3. Фрейда связывается со стадиями детского развития. Новый подход изложен в работах К. Лоренца, который считал, что агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Фрустрационная теория, предложенная Д. Доллардом рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс, Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Теория социального научения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.

     В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы проявления агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:

    1. неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;

     2)низкий социальный статус ребенка в группе;

     3)неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;

      4)неудовлетворенность потребности в признании.

     Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания, особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, возрастные особенности, социально-культурный статус семьи. индивидуальные особенности человека, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением.

     Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности детей старшего дошкольного возраста и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении детей старшего дошкольного возраста и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

     Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого- педагогических факторов, обуславливающих отклонения в поведении у детей старшего дошкольного возраста, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию личности. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения. Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей старшего дошкольного возраста навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Опытно-экспериментальное исследование по снижению и профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

     2.1 Диагностика уровня проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

     Эмпирическое исследование проводилось по следующим этапам:

    1. Подготовительный, т.е. разработка программы исследования, определение целей, задач, плана.
    2. Констатирующий - изучение агрессивного поведения, который включал записи наблюдения, результаты опросов, работу с научно- методическими источниками.

     В эксперименте нами были использованы следующие четыре методики:

     Анкета для родителей, разработанная Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко (приложение А);

     Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Г. П. Лаврентьевой) (приложение Б);

     Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор С. Л. Колосова) (приложение В).

     Проективная методика - «Тест руки» (авторы Б. Врайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер) (приложение Г).

    1. Формирующий - разработка и апробация программы профилактической работы с агрессивными в поведении детьми дошкольного возраста
    2. Контрольный - оценка результатов реализации программы.

     Подготовка исследования начиналась с разработки его программы, в

     которой излагалась общая концепция, формулировались цели, задачи, а также логическая последовательность операций и процедур. Программа состоит из двух разделов: методологического (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка задач исследования) и методического (определение обследуемой совокупности, выборка, характеристика используемых методов сбора информации, логическая структура инструментария для сбора информации, логические схемы ее математической обработки, анализ информации)

     Исследование проводилось в реатьных условиях воспитательно- образовательного процесса в детском саду: в ходе пребывания ребёнка в течение дня в детском саду, в каждом виде деятельности ребёнка (игровой, художественно- творческой, познавательной). Эмпирическая база исследования: подготовительная группа МДОУ детский сад «Ромашка»        п. Торбеево. Эксперимент проводился в период с июля по ноябрь месяц 2010г, В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 6-6,5 лет:

     Для изучения уровня проявления агрессивного поведения у дошкольников использовали экспертный опрос. Метод экспертной оценки применялся для сбора информации, независимом оценивании и выявлении детей, склонных к агрессивному поведению.

     В круг экспертов вошли следующие специалисты детского сада: методист, воспитатель, психолог, логопед, учитель ИЗО, старшая медицинская сестра - всего 8 человек. Данная группа экспертов, все женского пола, имеют первую и высшую квалификацию, высшее и средне-специальное образование, высокий уровень профессионального мастерства, психологическую подготовку и педагогический стаж работы с детьми, десятилетний и свыше десяти лет стаж работы, достаточно компетентны в медико-психологических и социально- педагогических вопросах. Все эксперты показали положительное отношение и заинтересованность к данному опросу.

     Цель констатирующего эксперимента: диагностика уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников в различных видах деятельности.

     Краткое описание диагностик:

     1. Анкета для родителей Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

     Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов- утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне проявления агрессивного поведения ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень проявления агрессивного поведения ребёнка).

     Шкала оценок результатов:

     Высокий уровень проявления агрессивного поведения - 14-20 баллов.

     Средний уровень проявления агрессивного поведения - 8-13 баллов.

     Низкий уровень проявления агрессивного поведения - 1-7 баллов.

      1. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Г. П. Лаврентьевой).

     Цель: выявить проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

     Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

     Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

     Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне проявления агрессивного поведения у ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень проявления агрессивного поведения у ребёнка).

     Шкала оценок результатов:

     Высокий уровень проявления агрессивного поведения - 13-18 баллов.

     Средний уровень проявления агрессивного поведения - 8-12 баллов.

     Низкий уровень проявления агрессивного поведения - 1-7 баллов.

     Метод наблюдения применялся для исследования естественного поведения детей без вмешательства извне в ситуацию, позволил получить целостную картину происходящего и отразить агрессивные реакции во время общения, игры, трудности поведения детей во всей их полноте. Так, эксперты обращали внимание на высказывания детей (их содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность); на выразительность движений и экспрессию лица, глаз, тела; на проявление эмоций и физическое воздействие (касания, поглаживания, толчки, удары, отпихивание, подножки). Метод наблюдения помог экспертам сориентироваться в ответах опроса.

      1. Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор С. JI. Колосова).

     Цель: оценить уровень проявления агрессивного поведения ребенка.

     Инструкция: «Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!»

     Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя. 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1 - Симптомокомплексы теста для оценки проявления агрессивного поведения у детей 

Симпто- комплекс Симптом Балл
1  Сильная,  уверенная линия рисунка 0,1
2 Неаккуратность  рисунка 0,1
3 Большое количество острых углов 0,1
4 Верхнее размещение углов 0,1
5 Крупное изображение 0,1
6 Голова обращена вправо или анфас 0,1
7 Хвост поднят вверх, пышный 0,1
8 Угрожающее  выражение 0,1
9 Угрожающая  поза 0,1
10 Наличие орудий нападения(зубы, рога, когти) 0,1
11 Хищник 0,1
12 Вожак или одинокий 0,1
13 При нападении  дерется традиционным способом 0,1
14 Ночное животное 0,1
15 Другие признаки 0,1

Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста