Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

профилактика агрессии дошкольников - копия.doc

— 711.50 Кб (Скачать)

     В - Высокий уровень проявления агрессивного поведения.

     CP - Средний уровень проявления агрессивного поведения.

     Н - Низкий уровень проявления агрессивного поведения. 
 
 

     Рисунок 5 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у . старших дошкольников по четырём методикам.  
 
 
 
 
 

     Таблица 7 - Сравнительные результаты контрольной экспериментальной групп на начальном этапе эксперимента  

Уровни
        Начало эксперимента
Экспериментальная группа Контрольная группа
      в%
      в%
Низкий
      0
      0
Средний
      64,3
      71,4
Высокий
      35,7
      28.6

       Из таблицы 2 (1 срез) можно увидеть, что результаты обеих групп по уровню проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста примерно одинаковы. Высокий уровень проявления агрессивного поведения имеет 35,7% в экспериментальной группе и 28,6% в контрольной группе. Средний уровень проявления агрессивного поведения имеет основная масса детей: в экспериментальной группе - 64,3%, в контрольной - 71,4%. Низкий уровень имеют - 0% в обеих группах.

     Такие результаты показали необходимость проведения коррекционно- профилактической работы по снижению уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников.

     Проводя наше исследование, мы выявили следующую тенденцию: практически все дети старшего дошкольного возраста проявляют в более или менее выраженную степень проявления агрессивного поведения.

     Агрессивное поведение проявляется у большинства детей старшего дошкольного возраста, её основными видами и формами являются: физическая, вербальная, косвенная и негативизм. Исходя из наблюдений и бесед с педагогами, на проявление агрессивного поведения у детей существенное влияние оказывают такие личностные качества, как чувство вины, фрустрированность, недостаточно развитые коммуникативные навыки, стремление к доминированию, сниженная самооценка. Кроме этого, степень проявления агрессивного поведения у детей зависит от таких социальных факторов, как особенности детско-родительских отношений, характер Vмежличностных взаимодействий ребёнка со сверстниками, уровень усвоения тендерных ролей.

     Тендерные различия между мальчиками и девочками проявляются не только в количественном, но и в качественном отношении. Так, мальчики, по сравнению с девочками демонстрируют более высокие показатели физической, косвенной агрессии, раздражительности и чувства вины, девочки же чаще проявляют косвенные формы агрессии и негативизм. Мальчики проявляют также меньшую стрессоустойчивость по сравнению с девочками своего возраста.

     Анализ полученных данных позволил выявить существенные отклонения в поведении дошкольников, которые связаны с социальными факторами, а именно в какой среде ребёнок растёт, какое его ближайшее окружение, какой стиль общения и воспитания используют родители, сколько уделяется ему свободного времени и даже влияют на проявление агрессивного поведения у ребёнка - какие предпочитает игрушки, книги, фильмы и программы.

     Таким образом, можно отметить, что высокоагрессивный ребёнок проявляет неконструктивные формы общения и поведения в виде ссор, конфликтов, словесных выпадов, демонстративных выходок по отношению к сверстникам и взрослым, настороженность, подозрительность, недоброжелательность, что свидетельствует о низкой социализации ребёнка и неуспешной адаптации в обществе.

     Умеренноагрессивный ребёнок показывает достаточно развитые коммуникативные способности, напористость, спортивную азартность, настойчивость, однако не всегда доброжелательны к окружающим, могут проявить обидчивость, если посчитают, что их права ущемлены, злословие, негодование, демонстративность.

     Ребёнок с низким уровнем проявления агрессивного поведения или минимально агрессивный дошкольник проявляет себя дружелюбно, доброжелательно, порой настороженно и застенчиво, он эмпатичен к окружающим, тактичен, эмоционально сдержан, внимателен на занятиях, любит свою семью, что свидетельствует о высокой успешности адаптации в дошкольном переоде.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Организация профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

     На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на исправление эмоциональных нарушений, в частности коррекции агрессивного поведения, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания, доброжелательности. 

        Эта проблема организации психолого-педагогической работы с детьми агрессивным поведением является лишь частным примером более общей проблемы - реактивного характера педагогических воздействий, | осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессии.

     Профилактика агрессивного поведения проводилась нами согласно принципам и методам коррекции психического развития ребенка, разработанным в отечественной психологии (В. С. Басюк, А. Березников, Е. И. Казакова, Г. В. Вруменская, О. А. Карабанова).

     Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

     Таким образом, основными задачами профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста являются:

  • профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития (Д. Б. Эльконин, И. В. Дубровина), коррекция отклонений в психическом развитии; Программа профилактики агрессивного поведения у дошкольников 5-7 лет была использована на занятиях, как с агрессивными детьми, так и с детьми, не проявляющими агрессивного поведения в своем поведении. Это было сделано по следующим соображениям.

     Во-первых, на групповом занятии ребенок с агрессивным поведением среди сверстников с нормальным в этом отношении поведением имеет образец для способна «заразить» ребенка с агрессивным поведением и тем самым направить его деятельность в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии – мысль о том, что развитие ребёнка осуществляется в соответствии с культурными образцами (А. Н. Леонтьев).

     Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (Д. В. Эльконин).

     Во-вторых, следуя положению о необходимости профилактики отклонений в развитии, мы предполагаем, что данная программа способна решать задачи профилактики агрессивного поведения. Добавим, что эта программа может стать составной частью более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но ее самостоятельное применение не снижает своего эффекта, так как параллельно с коррекцией и профилактикой агрессивного поведения она решает задачи по развитию и других сторон развития ребенка (развитие воображения, произвольности, психомоторики и т.д.).

     Агрессивный ребенок постоянно испытывает трудности в общении, посещении детского сада, проведении большей части времени среди сверстников у такого ребенка потребность в общении (признании и принятии) постоянно фрустрируется, так как он своим агрессивным поведением отталкивает от себя группу. На наш взгляд, необходимо проводить коррекционно-профилактическую работу в группе детского сада, развивая коммуникативные способности у детей, особенно у детей с агрессивными проявлениями в поведении. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивного поведения у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.

     Таким образом, коррекционная часть программы сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы.

     Профилактическое направление программы реализуется в организации занятий со всеми детьми группы детского сада, организованных в подгруппы. При постановке коррекционно-профилактических целей мы руководствовались пониманием закономерностей психического развития и структуры возраста в отечественной психологии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. В. Бурменская, И. В. Дубровина). Согласно отечественным исследованиям, коррекция может быть направлена на:

     оптимизацию социальной ситуации развития ребенка;

  • развитие видов деятельности ребенка;
  • формирование возрастно-психологических новообразований. Наша работа была направлена прежде всего на оптимизацию социальной

     ситуации развития ребенка, а именно на оптимизацию общения ребенка с близким взрослым и значимыми сверстниками;

     Таким образом, целью программы является коррекция и профилактика агрессивного поведения у дошкольников (приложение 5).

     Программа позволяет решать следующие задачи:

    1. Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия к окружающим, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций.
    2. Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности дошкольника, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми.
    3. Оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением.

     В ходе построения программы мы руководствовались следующими принципами:

  • принцип системности коррекционных и профилактических задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  • принцип комплексности методов психологического воздействия;
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционно-профилактической программе.

     Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение, мы применили комплекс методов коррекции агрессивного поведения: кгротерапию, арттерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки), методы речевого воздействия, метод статусной психотерапии и т.д. Деятельностный принцип и принцип комплексности методов психологического воздействия был реализован в диагностике агрессивных тенденций в поведении (приложение 5).

     Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка был произведен с помощью гармоничного сочетания групповых и индивидуальных занятий.

     Эффективность любой коррекционно-профилактической программы зависит от того, произойдет ли перенос позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации. Работа с педагогами и родителями имеет целью обеспечить этот перенос; В ходе родительских собраний давалась информация о ходе занятий с детьми и их эффективности. Подготовлены рекомендации родителям агрессивных детей по оптимизации взаимоотношений между родителями и детьми.

     Работа с педагогами происходила на педсоветах и в индивидуальных беседах, в ходе которых им предлагаются некоторые упражнения из программы, которые можно использовать в реальной жизни группы детского сада (обсуждение конфликтных ситуаций, рисуночные методы терапии, сказки- драматизации).

     Регулируя взаимоотношения в группе, педагог до рекомендации психолога старается оптимизировать деятельность ребенка с агрессивным поведением, направляя ее в благоприятном направлении. Так, для удовлетворения потребности ребенка с агрессивным поведением в признании педагог может дать ему ответственное задание с последующим одобрением и похвалой перед группой. 

Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста