Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне проявления агрессивного поведения у ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень проявления агрессивного поведения у ребёнка).
Шкала оценок результатов:
Высокий уровень проявления агрессивного поведения - 11-15 баллов.
Средний уровень проявления агрессивного поведения - 6-10 баллов.
Низкий уровень проявления агрессивного поведения - 0-5 баллов.
4. Методика - «Тест руки» (Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер). В данном эксперименте методика «тест Руки» была использована для выявления склонности к агрессивному поведению. В связи с этим стимулытый материал методики предъявлялся два раза. В первый раз («Своя рука») испытуемого просили ответить на вопрос: «Что делает твоя рука на данной картинке?», а при повторном предъявлении («Рука агрессора») инструкция несколько изменялась. Ребенка также просили ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточке, но при этом экспериментатор добавлял: «Представь себе, что это рука (имя ребенка)». В последнем случае использовалось имя одного из одногруппников - «агрессоров», выявленных в результате беседы с воспитателями и психологом.
«Тест руки» обрабатывался стандартным образом. В качестве итоговых выступали 2 параметра: «уровень проявления агрессивного поведения личности» и «уровень выраженности тормозящих агрессию структур» (каждый из них подсчитывался отдельно для вариантов «Своя рука» и «Рука агрессора»).
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня проявления агрессивного поведения (высокий, средний, низкий уровни проявления агрессивного поведения). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:
1) Оценка уровня проявления агрессивного поведения у детей- дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко: 14,3% детей имеют низкий уровень проявления агрессивного поведения, 42,9% средний и высокий уровень проявления агрессивного поведения (таблица 2, рисунок 1).
Таблица 2 — Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко
|
Рисунок 1 – Оценка уровня проявления агрессивного поведения старших дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко
2) Оценка уровня проявления агрессивного поведения у детей- дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 21,4% детей имеют низкий уровень проявления агрессивного поведения, 35,7% средний и 42,9% высокий уровень проявления агрессивного поведения (таблица 3, рисунок 2),
Таблица 3 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Итог |
Костя А. | + | — | — | — | + | — | + | — | — | — | + | — | — | + | — | + | — | — | 6 |
Аня Б. | + | — | + | + | + | — | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + | + | + | 15 |
Рустам Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 |
Дима Г. | + | + | + | + | + | + | + | — | + | + | + | + | + | + | + | — | + | + | 16 |
Артем К. | + | — | + | + | + | — | + | — | + | + | + | — | + | + | — | + | — | + | 12 |
Катя Л. | + | — | — | + | — | + | — | + | — | — | + | — | + | + | — | + | — | + | 9 |
Коля Л. | + | + | — | + | + | — | + | + | + | — | + | — | + | — | — | + | — | + | 11 |
Антон М. | + | + | — | + | — | — | + | — | + | — | + | + | + | + | — | + | + | + | 11 |
Никита П. | — | + | — | + | + | — | + | — | + | — | — | — | + | — | + | — | — | — | 7 |
Феликс П. | + | + | — | + | — | — | + | + | + | — | — | + | + | + | + | + | + | + | 14 |
Кирилл Р. | — | + | — | + | — | + | — | — | — | — | + | — | + | — | — | — | — | + | 6 |
Лера С. | + | + | + | + | + | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + | 16 |
Аня С. | + | + | + | + | — | + | + | + | — | + | — | — | + | + | — | + | + | + | 14 |
Герман X. | — | + | + | — | — | + | — | + | — | — | + | — | + | — | — | — | + | + | 8 |
Рисунок 2 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой
Таблица
4 - Оценка уровня проявления агрессивного
поведения у старших дошкольников по методике
«Несуществующее животное» (автор С. Л.
Колосова)
|
Рисунок 3 – Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С. Л. Колосова)
Рисунок 4 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Тест руки»
Таблица 5 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Тест руки»
|
5) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют низкий уровень проявления агрессивного поведения, 64,3% средний и 35,7% высокий уровень проявления агрессивного поведения (таблица 6, рисунок 5):
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий уровень проявления агрессивного поведения. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Средний уровень проявления агрессивного поведения у 9 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
Низкий уровень проявления агрессивного поведения по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.
Таблица 6 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по четырём методикам
|
Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста