Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

профилактика агрессии дошкольников - копия.doc

— 711.50 Кб (Скачать)
 
 
 

     На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне проявления агрессивного поведения у ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень проявления агрессивного поведения у ребёнка).

     Шкала оценок результатов:

     Высокий уровень проявления агрессивного поведения - 11-15 баллов.

     Средний уровень проявления агрессивного поведения - 6-10 баллов.

     Низкий уровень проявления агрессивного поведения - 0-5 баллов.

     4. Методика - «Тест руки» (Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер). В данном эксперименте методика «тест Руки» была использована для выявления склонности к агрессивному поведению. В связи с этим стимулытый материал методики предъявлялся два раза. В первый раз («Своя рука») испытуемого просили ответить на вопрос: «Что делает твоя рука на данной картинке?», а при повторном предъявлении («Рука агрессора») инструкция несколько изменялась. Ребенка также просили ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточке, но при этом экспериментатор добавлял: «Представь себе, что это рука (имя ребенка)». В последнем случае использовалось имя одного из одногруппников - «агрессоров», выявленных в результате беседы с воспитателями и психологом.

     «Тест руки» обрабатывался стандартным образом. В качестве итоговых выступали 2 параметра: «уровень проявления агрессивного поведения личности» и «уровень выраженности тормозящих агрессию структур» (каждый из них подсчитывался отдельно для вариантов «Своя рука» и «Рука агрессора»).

     Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня проявления агрессивного поведения (высокий, средний, низкий уровни проявления агрессивного поведения). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

     1) Оценка уровня проявления агрессивного поведения у детей- дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко: 14,3% детей имеют низкий уровень проявления агрессивного поведения, 42,9% средний и высокий уровень проявления агрессивного поведения (таблица 2, рисунок 1).

     

Таблица 2 — Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко

 
    Ф. И.

ребёнка

Кол-во баллов Уровень проявления агрессивного поведения
Низкий Средний Высокий
1. Костя А.
    5
    +
   
2. Аня Б.
    18
    +
3. Рустам Г.
    16
         +
4. Дима Г.
    15
    +
5. Артём К.
    10
           +  
6. Катя Л.
    12
  +  
7. Коля Л.
    10
  +  
8. Антон М.
    13
  +  
9. Никита П.
    11
  +  
10. Феликс П.
    19
  + +
11. Кирилл Р.
    4
+    
12. Лера С.
    16
    +
13. Аня С.
    17
    +
14. Герман X.
    7
 
    +
 
      Итого
2 ребёнка 14,3% 6 ребёнка 42,9% 6 детей 42,9%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 Оценка уровня проявления агрессивного поведения старших дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко

     2) Оценка уровня проявления агрессивного поведения у детей- дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 21,4% детей имеют низкий уровень проявления агрессивного поведения, 35,7% средний и 42,9% высокий уровень проявления агрессивного поведения (таблица 3, рисунок 2),

Таблица 3 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой

 
 
Ф.И. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Итог
Костя А. + + + + + + 6
Аня Б. + + + + + + + + + + + + + + + 15
Рустам  Г. + + + + + + + + + + + + + + + + + + 18
Дима  Г. + + + + + + + + + + + + + + + + 16
Артем К. + + + + + + + + + + + + 12
Катя  Л. + + + + + + + + + 9
Коля  Л. + + + + + + + + + + + 11
Антон М. + + + + + + + + + + + + 11
Никита  П. + + + + + + + 7
Феликс  П. + + + + + + + + + + + + + 14
Кирилл  Р. + + + + + + 6
Лера  С. + + + + + + + + + + + + + + + + 16
Аня С. + + + + + + + + + + + + + 14
Герман X. + + + + + + + + 8
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике Г. П. Лаврентьевой

 
     
    1. Оценка уровня проявления агрессивного поведения у детей- дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор C. Л. Колосова): 28,6% детей низкий уровень проявления агрессивного поведения, 35,7% средний и 35,7% высокий уровень проявления агрессивного поведения (таблица 4, рисунок 3).
 

Таблица 4 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С. Л. Колосова) 

    Ф. И.

ребёнка

Кол-во баллов Уровень проявления агрессивного поведения
Низкий Средний Высокий
1. Костя А.
    12
             +
2. Аня Б.
    14
    +
3. Рустам Г.
    4
         +         
4. Дима Г.
    12
    +
5. Артём К.
    5
         +             
6. Катя Л.
    7
  +  
7. Коля Л.
    9
  +  
8. Антон М.
    10
  +          +
9. Никита П.
    13
     
10. Феликс П.
    4
         +    
11. Кирилл Р.
    8
           +  
12. Лера С.
    7
           +  
13. Аня С.
    8
         +    
14. Герман X.
    13
             +
      Итого
4ребёнка 28,6% 5 детей 35,7% 5детей 35,7%
 
 
 
 
 

                    

     Рисунок 3 Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор   С. Л. Колосова)

    1. Оценка уровня проявления агрессивного поведения у детей дошкольников по методике « Тест руки»: 21,4% детей имеют низкий уровень проявления агрессивного поведения, 35,7% средний и 42,9% высокий уровень проявления агрессивного поведения (таблица 5, рисунок 4).
 
 
 
 
 

Рисунок 4 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Тест руки»

 
 
 
 
 
 
 
 
     

Таблица 5 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Тест руки»

 
 
    Ф. И.

ребёнка

Кол-во баллов Уровень проявления агрессивного поведения
Низкий Средний Высокий
1. Костя А. -5б.   +  
2. Аня Б. -5б.   +  
3. Рустам Г. -2б. +    
4. Дима Г. -8б.     +
5. Артём К.    -3б. +    
6. Катя Л.   - 9б.     +
7. Коля Л.    -2б. +    
8. Антон М.    -8б.     +
9. Никита П.    -6б.   +  
10. Феликс П.    -5б.   +  
11. Кирилл Р.    -10б.     +
12. Лера С.    -6б.   +  
13. Аня С.    -9б.     +
14. Герман X.    -8б.              +
      Итого
3ребёнка 21,4% 5 детей 35,7% 6 детей 42,9%
 

     5) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют низкий уровень проявления агрессивного поведения, 64,3% средний и 35,7% высокий уровень проявления агрессивного поведения (таблица 6, рисунок 5):

                По результатам эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий уровень проявления агрессивного поведения. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

     Средний уровень проявления агрессивного поведения у 9 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

     Низкий уровень проявления агрессивного поведения по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.

     

Таблица 6 - Оценка уровня проявления агрессивного поведения у старших дошкольников по четырём методикам

 
Ф.И.Ребёнка Результаты по методикам Средний уровень проявления агрессивного поведения
1 2 3 4
1 Костя А. Н н в CP CP
2 Аня Б. В в в CP в
3 Рустам Г. В в н н CP
4 Дима Г. в в в в В
5 Артём К. CP CP н н CP
6 Катя JI. CP CP CP в CP
7 Коля Л. CP CP CP н CP
8 Антон М. CP CP CP в CP
9 Никита П. CP н в CP CP
10 Феликс П. В в н CP CP
11 Кирилл Р. н н CP в CP
12 Лера С. в в CP CP В
13 Аня С. в в н в В
14 Герман X. CP CP в в В

Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста