Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

профилактика агрессии дошкольников - копия.doc

— 711.50 Кб (Скачать)
  1. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

     Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет

     техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

     Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

     Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

     - констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

     - констатирующий вопрос («ты злишься?»);

               - раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?». «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

               - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый

     человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного "проступка, ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет [33, с.74].

    1. Контроль над собственными негативными эмоциями.

     Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

     Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

    1. Снижение напряжения ситуации.

     Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации.

     Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания;
  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;
  • сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

      -         команды, жесткие требования, давление;

       -         оправдания, подкуп, награды.

     Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение [33, с.78].

  1. Обсуждение проступка.

     Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

  1. Сохранение положительной репутации ребенка.

     Ребенку трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

     Для сохранения положительной репутации целесообразно:

     - публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

     - не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

                       - предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

     Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не

     только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии [33, с.81].

     7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

     Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою ачасть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

     Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно  делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
  • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;
  • признание чувств ребенка [33, с.86].

     Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

       По мнению К. Бюттера, самой главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. При работе с психологом такие дети говорят о том, что чувствуют себя в семье одинокими, никчемными, ненужными, о плохом отношении с одним или обоими родителями, отсутствии поддержки и заинтересованности их жизнью. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя. Психологическая коррекция должна носить системный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности ребенка. Для устойчивого результата необходима работа психолога с родителем, а так же помощь родителям в установлении эмоционального контакта с ребенком [12, с.70].

     Н. М. Платонова отмечает, что общение ребенка с родителем имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее - первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность - это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку.

     Простой просмотр мультфильмов и обсуждение поведения героев может стать определенной терапией. Иногда ребенку сложно объяснить причины своих чувств от первого лица. Причем будет намного полезнее, если родитель не станет обставлять это как занятие или задание и оставит менторский тон, так как такая подача может вызвать тревогу или еще большую агрессию.

     Родителю можно делать вид «неучастия», например, мама готовит ужин и по ходу дела может попросить ребенка принести карандашик, пластилин и предложить нарисовать что-либо, обсудить. Спрашивать о том, как он вел себя в той или иной ситуации, что он делал, как он делал. Если ребенка обидели или что-то не понравилось, попросить изобразить с помощью любых средств. И самое главное беседовать [3, с.166].

     А. Гуттенбюль считает, что агрессивное поведение — своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.

     Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Очень хороший метод - беседы об агрессивности, о конкретных случаях. Когда ребенок имеет возможность говорить о своих чувствах, когда он находит там правильные слова, ему удается удержать над ними власть. А главное, он видит: никто его за эти чувства не осуждает. Чувства - это часть его самого. Когда мы осуждаем чувства человека, мы осуждаем самую глубокую его суть, такое даже взрослому выдержать не под силу. Спокойное обсуждение: «Как ты себя сегодня чувствуешь?» - лучшее средство для определения аффектов. Самое лучшее время утренее, так сказать, «ввод в действие» своего рода барометра по замеру настроения группы. Так группа делится на тех, кто чувствует себя хорошо, и на тех, кто испытывает тревогу. Такая «легитимация» чувств сама по себе способствует смягчению агрессивной энергии, которую дети, может быть принося из дому. Давать чувствам названия - своего рода часть «психотерапевтической» работы. Это педагогический аспект зрелости: состояние агрессивности характеризуется как плохое настроение. Затем можно пробовать немного с теми, кто сегодня не очень хорошо настроен. Предложите детям нарисовать картину гнева - коллективно или индивидуально. А потом разыграйте ритуал уничтожения этого плохого настроения: закопайте, буквально или символически рисунки, а на месте «захоронения» устройте танцы. Связав, таким образом, агрессивную энергию, воспитатель освобождает себя от большей части конфликтов, которые могли бы дополнительно возникнуть в группе в ходе дня [15, с.102].

     Педагогический смысл таких мероприятий заключается в развитии способности детей к обсуждению собственных чувств и свойств собственного характера, в то время как так называема «мирная» педагогика направлена на вытеснение агрессивных чувств. Такая педагогика запрещает игры, связанные с конкуренцией. В ее представлениях дети должны быть исключительно кооперативными, мирными и покладистыми. Но самое замечательное, по мнению Л. А. Абрамяна — это когда в игре можно победить больших и сильных, это помогает переработке страхов и воспитывает силу личности. Вот только тогда устанавливаются «конкурентные» игры, надо обратить внимание, чтобы не выигрывали одни и те же. Поэтому игры следует варьировать, чтобы у всех была возможность проявить свои способности. А для этого надо подмечать таланты детей.

     Очень полезны -игры в кукольный театр, где действуют злые герои - ведьма, Карабас Барабас, Змей Горыныч, терпящие в конце кондов поражения. Такие игры доставляют детям особенное удовольствие так как избавляют от агрессивной энергии. Приносят пользу и агрессивные игры, разыгрываемые самостоятельно. Это тот символический уровень, на котором перерабатывается собственная агрессивность, в той форме, которая не вызывает страха. Разного рода игры в войну тоже вполне нормальны с педагогической точки зрения. Что ненормально, так это бизнес, который злоупотребляет детской любовью к подобным играм. Важно, чтобы «агрессивные» игры «вдохновляли» также и девочек. Ведь у них намного меньше возможности для выражения агрессивности в символической форме. Поэтому в дальнейшей жизни женщинам труднее, особенно там, где речь идет о выборе профессии и карьере. Нужно иметь в виду, что «агрессивные игры» детей в детском саду должны контролироваться. Это не означает вмешиваться. Воспитатель должен направлять игры детей в ненавязчивой форме [1, с.75].

Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста